Клод Каон
Писательница и фотохудожница-сюрреалистка Клод Каон всю жизнь искала баланс между маскулинностью и женственностью. Француженка, которая стала известна благодаря необычным автопортретам (в 1990-е ее ретроспективные выставки прошли в крупнейших музеях Парижа, Лондона, Нью-Йорка), примеряла различные образы, экспериментировала с макияжем, постоянно меняла псевдонимы и гендерные роли. Рассказываем подробнее про эту удивительную художницу, исследовавшую тему идентичности посредством фотографии.
Мы живем в мире, где Кейтлин (ранее Брюс) Дженнер была названа женщиной года, а такие термины, как «гендерно-нейтральный» и «трансгендерность», последнее время активно входят в повестку и все чаще используются.
Дискуссии о природе пола и идентичности бурлили на протяжении всей истории. В начале восьмидесятых писатель Франсуа Леперлье работал над книгой о сюрреализме и в связи с этим стал собирать сведения о малоизвестном художнике Клоде Каоне. Постепенно выяснилось, что Клод Каон — женщина.
Люси Рене Матильда Швоб (именно так звучит настоящее имя Клод Каон) родилась в зажиточной еврейской семье в Нанте (Франция). Люси, которая была племянницей писателя Марселя Шваба, получила прекрасное образование (окончила Оксфорд и Сорбонну). С детства она находилась в кругу знаменитых писателей и философов, поэтому еще будучи маленькой девочкой поняла, что ее призвание — искусство.
С юности Люси отличалась хрупким душевным здоровьем, неоднократно лечилась от психических расстройств и даже пыталась покончить с собой. Ее мать также была больна и почти всю жизнь после рождения дочери провела в психиатрической клинике.
В 1908 году ее отец женился на вдове своего лучшего друга, у которой была дочь от первого брака. А Люси поняла, что без памяти влюбилась в свою сводную сестру и подругу детских лет Сюзанну Малерб. Сюзанна ответила ей взаимностью. В 23 года Швоб взяла псевдоним Клод Каон, переехала в Париж и вместе с возлюбленной стала творить.
Малерб зарабатывала на жизнь, рисуя иллюстрации для книг, а Клод увлеклась фотографией. Она нередко фотографировала свою возлюбленную и друзей, создавая мистические портреты в духе модного тогда сюрреализма — отражения, зеркала, двухголовые люди, многочисленные повторы… Но главной моделью Клод Каон была она сама.
Наибольшую известность приобрели ее фотографические автопортреты, в которых художница — задолго до знаменитых серий Синди Шерман — перевоплощалась в различные, в том числе мужские, образы, используя грим, костюмы и реквизит. Познакомившись в 1930-е годы с поэтом Филиппом Супо, скульпторами Ханой Орловой и Жаком Липшицем, Каон участвовала в нескольких выставках сюрреалистов в Лондоне и Париже.
Она бросала вызов гендерным ролям в обществе, где они были жестко соблюдены. Трансгендерный человек в гетероотношениях с женщиной и художница, выступающая против фашистов, — звучит как заголовок Daily Mail, но именно такой и была Клод Каон.
В 1918 году она стала печатать рассказы и статьи в известном журнале Mercure de France. Клод также издала несколько книг. Например, в ее произведении «Героини» повествование ведется от лица 14 разных известных женских персонажей из мировой культуры. Ева призывает наслаждаться сексом, Елена Троянская говорит, что, будучи некрасивой, всегда старалась вести себя как красотка, Золушка рассказывает о принце-фетишисте, зацикленном на обуви.
В 1929 году начали публиковаться и фотографии Каон. Чаще всего она работала в жанре автопортрета, создавая яркую и разнообразную галерею собственных образов. Она была единственной женщиной-фотографом в группе сюрреалистов. В 1920-х и 1930-х годах Каон создала серию театральных автопортретов, которую Дэвид Боуи позже описал как «безумную и опережающую время».
Каон называла себя человеком среднего рода, ставя себя вне обычных категорий пола (Клод — одно из немногих имен во французском языке, которое можно использовать для женщин и мужчин, оно одинаково пишется и произносится).
Однако историки часто рассматривают ее как трансгендерного мужчину, то есть биологически она родилась женщиной, но чувствовала себя мужчиной. В своей автобиографии Disavowals она написала:
Перемешайте карты. Мужественная? Женственная? Это зависит от ситуации. Средний пол — единственный пол, который меня всегда устраивал.
Несмотря на то что она была непреклонна в отношении отказа от стереотипов и общепринятых категорий, ее жизнь трудно отделить от искусства, которое было сконцентрировано на идее идентичности.
Созданный образ
Когда мы думаем о сюрреализме, то сразу представляем себе Сальвадора Дали и его расплавленные часы, капающие, подобно растаявшему мороженому, или работы в стиле кубизма Андре Массона. Но Каон исследовала сложности нашего человеческого самосознания с помощью чувственных автопортретов в различных костюмах — от качка-штангиста до застенчивой девочки в образе Красной Шапочки.
Клод от природы обладала андрогинной внешностью и широко использовала это в своем творчестве. Поиск баланса мужского и женского она называла смыслом жизни. Она брилась наголо, надевала парики, позировала как в мужских костюмах, так и обнаженной. Использовала маски и густой грим.
Как макияж помогал в творчестве
Глядя прямо в объектив камеры, она создавала свой собственный миниатюрный театр, используя косметику, где главная героиня — она сама. Клод взяла в руки традиционно считавшийся женским инструмент — кисти для макияжа, чтобы бросить вызов миру искусства, где правили мужчины.
В знаменитой серии фотографий Каон запечатлела себя с бритой головой, она позировала в мужском костюме и с нюдовым макияжем, который буквально стирает черты лица. По ее словам, она хотела выглядеть как чистый холст. Понимайте это как хотите — будто призывает она.
На одних фотографиях она позирует с косами вокруг головы, которые образовывали корону, на других — предстает в платье с корсетом и ярким макияжем (она использовала темные тени, румяна и ягодную помаду). На них Каон похожа на наряженную куклу. Затем есть культовая фотография Каон, сделанная в 1928 году, на которой она изображена в плаще. Это напоминание о том, что личность — это маска, которую мы носим.
За маской есть другая маска,
— говорит Каон в своей биографии Disavowals.
Антифашистская деятельность и последние годы жизни
В 1935 году вместе с Жоржем Батаем и Андре Бретоном Клод стала участвовать в создании движения «Контратака». После оккупации острова Джерси в 1940 году немецкими войсками она вместе с любимой участвовала в движении Сопротивления. Они заставляли немецких офицеров поверить в то, что на острове действовала подпольная сеть из сотен таких же сопротивленцев, как они, когда на самом деле все это время деятельность осуществляли две пятидесятилетние женщины.
Они были пойманы в 1944-м, заключены в тюрьму и ждали казни. Однако им удалось спастись. В мае 1945-го война закончилась, и заключенные были отпущены. Однако в Париж они уже не вернулись: здоровье Клод Каон после нацистского плена стремительно ухудшалось. Большая часть ее работ оказалась расхищена, а негативы уничтожены.
В 1954 году художница умерла. Последние дни подруги провели на «Ферме без названия». Сюзанна старалась продолжать жить после того, как смерть забрала ее любимую, но в 1972 году покончила с собой. Клод и Сюзанна похоронены вместе, под одним надгробием.
В современной культуре
В 1972 году большая часть их работ была продана всего за 21 фунт на аукционе. В 2007 году Дэвид Боуи, который сравнивал Каон с Маном Рэем и Мерет Оппенгейм, организовал мультимедийную выставку ее работ в садах Генеральной Теологической семинарии в Нью-Йорке.
Творчество Каон стало вдохновением для создания коллекции pre-fall 2018 Dior. Ее автопортреты, в которых она представала в разных маскулинных луках, отразились на четких линиях и мужском покрое брюк, пальто, пиджаков и рубашек.