Если посторонний человек попадет за кулисы балетного театра и послушает, что говорят вокруг, ему может показаться, что люди в театре общаются между собой на другом, только им понятном языке.

Балерина в большом городе. Балетный сленгЕсли посторонний человек попадет за кулисы балетного театра, посидит на репетиции, зайдет в костюмерную или гримцех, посмотрит на подготовку сцены к спектаклю и послушает, что говорят вокруг, ему может показаться, что люди  в театре общаются между собой на другом, только им понятном языке.

«Монты опять тещу где попало кинули» — можно услышать за кулисами.

«Монты» — так сокращенно называют монтировщиков сцены, а «теща» — это большой железный груз, которым  придавливают нижний край кулис, чтобы тот не колыхался. Этот груз постоянно попадается под ноги, и об него очень часто спотыкаются, потому и «теща».

Балерины делают «кичку» и танцуют в «пальцах», которые нужно сначала «разбить» молотком. На класс ходят «точить носок», торопятся на «спект», а после веселятся на «проставах».

«Кичка» — это прическа балерины. Волосы, собранные на затылке и убранные в специальную сетку. Но чаще все-таки мы называем такую прическу «пучок». Если стрижка короткая, то вместо пучка используются накладки. Выйти на сцену в спектакле классического репертуара («Лебединое озеро», «Спящая красавица» и т.п.) без «пучка» нельзя — это не сценично. Балерины танцуют без пучка только в тех балетах, где это допустимо, обычно — это современные постановки.

«Пальцы» — это пуанты. «Разбить пальцы» значит размять их под ногу и в буквальном смысле разбить молотком в тех местах, где силой рук этого не сделать.

«Точить носок» значит оттачивать мастерство.

«Спект» как можно догадаться — спектакль.

«Простава» — это слово существует в лексиконе многих людей, особенно творческих профессий. Это значит, что кто-то из артистов «проставляется» (выставляет бутылку, угощает друзей) за свою новую партию в спектакле. Это театральная традиция, которую очень почитают «старики», и они обычно очень настоятельно призывают молодых артистов следовать традициям.

Балерины бывают «шагастые» и имеют «иксовые» ноги. На репетициях педагог может попросить поднять «заднюю» ногу выше, а «переднюю» не «заваливать». Еще необходимо «подобрать хвост» и не «проседать в бедре».

«Шаг» балерины — это уровень растяжки, высота, на которую она может поднять ногу.

«Иксовые ноги», «икс» в ногах — это когда колени прогибаются в сторону икры намного сильнее, чем у человека, не занимающегося балетом. У художественных гимнасток тоже бывает «икс» в ногах.

«Задняя нога», «передняя нога» — у артистов балета вообще много определений для двух ног. И «опорная» (на которую переносят основной вес при выполнении движения), и «толчковая» (которой толкаются, делая какой-нибудь прыжок, например), и «рабочая» (которой выполняют основное движение в то время, как другая нога «опорная»). «Задняя нога» — это та, что поднимается или отводится назад, за спину. А «передняя», соответственно, поднимается перед собой, вперед.

 

Балерина в большом городе. Балетный сленг

 

«Завал» — это неправильная постановка стопы, при которой происходит завал на большие пальцы ног.

«Подобрать хвост» — это не собрать волосы резинкой, а подтянуть попу.

«Проседать в бедре» значит выпустить бедро из правильного положения, тем самым нарушив целостность позы.

Если у балерины хорошая «птичка» — это красиво. Если «птичка» не достаточно красивая, нужно «сломать подъем».

«Птичка» — это особое положение стопы в вытянутом состоянии. «Сломать подъем» стопы значит сделать его больше. Большой подъем — большой плюс для танцовщика. «Ломают» его, конечно, не буквально, а путем тренировки и особых упражнений.

Еще существует формулировка «стоять у воды». Обычно так говорят о балерине, чья карьера не сложилась, и она во всех спектаклях танцует в последней линии кордебалета, у самой задней кулисы, где  часто изображен водоем, как в «Лебедином озере», например.

Еще артисты балета очень довольны, если во время танца им удалось «поймать стояк».

«Поймать стояк» — это значит устоять на одной ноге максимально долго. Это особое мастерство, а не что-то там такое.

Еще балетные частенько любят повторять присказку «Тяжела и неказиста жизнь балетного артиста» или самое любимое: «Класс для бездарных, грим для уродов».

«Балетный класс» — ежедневный тренинг артистов балета, который иногда очень хочется пропустить.

«Грим для уродов», конечно, шутка. Просто иногда грим — это трудоемкий процесс, который отнимает много времени и доставляет дискомфорт коже. Сейчас полноценный макияж с использованием театрального грима делают только те артисты, которым нужно перевоплотиться в какого-нибудь персонажа. Тогда используются и накладные носы, и всевозможные хитрости, выполняемые профессиональными гримерами. Те, кто танцует «человека», обходятся обычным макияжем, просто делают его поярче и клеят накладные ресницы (девушки).

«Забыл порядок, переходи на шене» — совет-шутка на все времена. «Шене» — это такое движение, которое смотрится эффектно, занимает место на сцене и им можно заполнить музыку, если вдруг танцовщик во время танца забыл порядок движений. Такое редко, но случается. Все мы люди.

Вот такой краткий словарь балетного сленга, который поможет быть «в теме».

 


Источник