Очень часто мужчин — артистов балета — называют балерунами! Но нет такого слова для определения мужчины, танцующего в балете. Артист балета — танцовщик. Слово «балерун» носит пренебрежительную окраску, и уважающий себя артист может даже оскорбиться, услышав его в свой адрес.
Еще часто ошибаются, предполагая, что почти все артисты балета нетрадиционной ориентации. Почему-то полагают, что танцевать в колготках и высоко задирать ноги могут только женщины и гомосексуалисты. А вот то, что артисты балета физически довольно сильные и выносливые мужчины, как-то из внимания выпадает. Субъективное мнение некоторых не принимает во внимание то, что у многих танцовщиков по 2-е, 3-е детей и крепкие семьи. Или семьи нет, но любовниц — целый гарем из кордебалета «Лебединого озера» с Одеттой во главе. Есть, конечно, среди танцовщиков и те, кто восхищается красотой не балерины, а соседа по мужской гримерке, но это не правило, а, как и в любом другом обществе, скорее «эпизод».
Мужчины не танцуют в колготках. Нижняя часть мужского костюма называется трико. Трико плотно облегает ноги танцовщика и демонстрирует публике все рельефы: почему бы и не показать красоту тренированных и сильных ног во всей красе?! Бодибилдеры, например, вообще демонстрируют судьям достижения своего тела, измазанные от макушки до пяток маслом, в одних стрингах, но их мужественность ставят под сомнение почему-то реже.
В современных постановках мужчины все реже выходят на сцену в трико. Трико — дань традиции классического балета. Раньше мужчины выходили на сцену в панталончиках до колен, скрывающих то, что благородным дамам разглядывать в лорнет не полагалось. Первым нарушил этот запрет Вацлав Нижинский. На представлении «Жизели» в 1911 году в роли Альберта он вышел на сцену Мариинского театра в одних трико и короткой рубашке, забыв надеть панталоны (есть версия, что он сделал это намеренно). На спектакле присутствовала вдовствующая императрица Мария Федоровна, и подобная выходка стоила Нижинскому места в театре. С тех пор Нижинский гастролировал с «Русскими сезонами» С. Дягилева. Забытые панталоны были ничто по сравнению со скандалом на премьере его балета «Послеполуденный отдых фавна» (1912), где Вацлав недвусмысленно и с легкой дрожью в теле совершал на глазах у изумленной публики имитацию совокупления.
О связи Нижинского с влиятельными мужчинами доподлинно известно, но это не значит, что все, кто с тех пор танцует в трико, автоматически становятся частью его «команды». Нижинский, кстати, после однополой связи женился на женщине, Ромоле Пульски, и имел от нее двух дочерей. А вот сестра Вацлава, Бронислава Нижинская, наоборот, после разрыва с мужем стала предпочитать женщин и во многих балетах, поставленных ею, прослеживается это пристрастие. Так, в балете «Лани» (1924) есть дуэт двух женщин с прямым намеком на однополую любовь. В те времена однополые любовники не заявляли со сцены о себе так открыто, как нынче. 20-30 гг. XX века в балете были поистине новаторскими.
Сейчас мужчины танцуют не только в трико, но и на пуантах и «при полном параде» в соответствии со стандартным образом балерины: пачка, накладные ресницы, диадемы. Есть «Санкт-Петербургский Мужской балет Валерия Михайловского», состоящий исключительно из мужчин, танцующих и женские партии тоже. Основан он в 1992 году. Технике танца на пуантах в исполнении этих танцовщиков может позавидовать даже очень виртуозная балерина. При всем внешнем подражании танцовщики Михайловского не стараются стать женщинами. Они не сбривают волосы с торса, не подкладывают грудь. Они остаются мужчинами в женском образе и не стремятся сделать пародию на женский танец. Перевоплощаясь в женский образ, танцовщики хотят продемонстрировать ценителям мужского танца свою виртуозность и многогранность на высоком профессиональном уровне. Предшественником балета Михайловского был мужской балет «Трокадеро из Монте Карло», возникший в 1974 году. «Трокадеро», в отличие от санкт-петербургского балета, в своих выступлениях пародирует женский танец и балет с его вековыми традициями, причем тоже очень профессионально, технично и в пуантах.
В стандартных труппах в некоторых балетах классического репертуара мужчины тоже выходят в женских образах. Например, Мачеха в «Золушке» или Фея Карабос в «Спящей красавице». Эти партии характерные и требуют от исполнителя искрометного актерского мастерства. Чаще всего они достаются самым рослым и мужественным танцовщикам. Так что долой стереотипы и выкинем из лексикона слово «балерун». Танцовщик — это звучит гордо!