Балерины и танцовщики по соседству, повернувшись спинами друг к другу, соблюдая приличия. Но ото всех сразу не отвернешься. Поэтому в такие моменты для монтировщиков сцены начинается самое настоящее шоу.

Балерина в большом городе. Спектакль глазами из-за кулисТеатр — это позолоченные канделябры, расписные потолки и хрустальные люстры. Зрители, пришедшие за впечатлениями и эмоциями. На сцене идет волшебное действо, будь то сказка для детей или взрослый, полный драматических перипетий спектакль, сродни «Царю Эдипу» Софокла. Талантливая постановка и исполнение способны погрузить зрителя в мир чудес, где каждому слову, сказанному со сцены, сопереживаешь всей душой, а каждый герой становится близким другом.

И тогда многим хочется оказаться «по ту сторону», зайти за кулисы, посмотреть на любимых артистов вблизи. Многие забывают, что за кулисами артисты — обычные люди, пусть и с выдающимися способностями, но также и с банальными привычками, в том числе и вредными. Наверное, ни один театральный жанр так не разнится с действием на сцене и за кулисами, как балетный спектакль. Ведь артисты балета на сцене видятся безмолвными, почти бестелесными существами, парящими над сценой без усилий и пота. Но за кулисами эти люди, как и все, обретают голос и телесную оболочку.

Балерина в большом городе. Спектакль глазами из-за кулис

Как начинается наш рабочий процесс в день спектакля? Приходим мы в театр заранее. Сначала балетный класс, потом могут быть репетиции к другим спектаклям репертуара, потом обязательный перерыв: час для мужчин и два для женщин. Это время отводится для того, чтобы подготовиться к спектаклю: сделать грим, прическу, надеть костюм. Для женщин два часа, так как их приготовления дольше: и пучок сделать, и ресницы наклеить, и удобно ленты на пуантах завязать. Затем звучат три звонка. Это сигнал не только для зрителей, но и для артистов. Если начало спектакля задерживается — не исключено, что кто-то из артистов еще не готов. На моей практике был случай, когда ведущая балерина застряла в пробке и не успевала к началу спектакля. Задерживать начало больше, чем на двадцать минут, было нельзя. Меня, танцевавшую другую партию, переодевают в костюм главной героини балета (эту партию я танцевала однажды и почти уже забыла) и отправляют на сцену. Порядок движений я вспоминала по ходу. Станцевав первый выход, я замечаю вырвавшуюся из дорожной пробки балерину, которая судорожно машет мне руками из-за кулис, призывая меня вернуть ей костюм. Я забегаю за кулисы. Тут же мы переодеваемся: она в костюм, что был на мне, а я в свой. Далее мы уже выходим в своих партиях. Зритель не замечает подмены.

include_more_right

Очень часто разные партии в балете танцуют одни и те же артисты, и времени, чтобы сменить костюмы, бывает всего пару минут. Естественно, что добежать до своих гримерок, чтобы переодеться за закрытыми дверьми, ни у кого нет возможности. Особенно на гастролях, когда театр бывает спроектирован таким образом, что сцена и гримерка расположены на разных этажах и в разных крыльях здания. Тогда все переодеваются за кулисами, помогая друг другу расстегнуться и застегнуться. Балерины и танцовщики по соседству, повернувшись спинами друг к другу, соблюдая приличия. Но ото всех сразу не отвернешься. Поэтому в такие моменты для монтировщиков сцены начинается самое настоящее шоу.

Еще одна сценическая иллюзия — это когда балерина легким красивым бегом пересекает сцену из кулисы в кулису, а потом внезапно появляется с противоположной стороны. Эффектно и красиво, но если все это наблюдать из-за кулис, то зритель увидел бы, что, чтобы успеть выйти на сцену в нужный момент, балерина бежит сломя голову за задником, разбрасывая всех, кто попадется под ногу, по сторонам и истошно крича: «Дорогу!!!!». И вообще, за кулисами артисты балета беседуют, улыбаются, смеются, попивают чаек, а когда приходит время выходить на сцену, резко сбрасывают с себя все мирское и превращаются в нимф. Иногда, если шутка была смешной и момент перевоплощения запоздал, артисты «выплывают» на сцену, еще смеясь. В такие моменты хорошо сидеть подальше от сцены, тогда печальный образ, который должен быть у артиста согласно сюжету, не будет разрушен неуместной улыбкой. Балет вообще лучше смотреть не из первых рядов. Тогда и рисунок танца будет понятнее, и не будет видно, что, заходя за кулисы, артисты «сбрасывают» свои позы и ходят уже не с носка. Что после вариации они тяжело дышат и, может быть, даже громко кашляют. Что после танца, только ступив за кулисы, балерины тут же снимают пуанты, чтобы высвободить пальцы ног и дать им отдохнуть.

Балерина в большом городе. Спектакль глазами из-за кулис

Потом наступает антракт. Пока зрители стоят в очереди за бокалом шампанского, артисты вытирают пот, переодевают костюмы и идут на перекур. Сейчас, правда, в помещении курить запрещено, но заядлых курильщиков не останавливает даже это. Накинув куртки на плечи, они выходят на улицу, чтобы выкурить сигаретку.  Поэтому не торопитесь после детского спектакля вести своих детей к служебному входу за автографом понравившегося зайчика или лисички. Не исключено, что этот зайчик курит и совсем не такой «белый и пушистый», как казалось из зрительного зала.

После окончания спектакля зритель уезжает домой, а артисты остаются на сцене для «разбора полетов». Выслушивают замечания от педагогов, исправляют ошибки. В эти моменты за кулисы тоже лучше не стремиться, т.к. артисты уже потихоньку разоблачаются из костюмов, а рабочие сцены разбирают декорации. Сказка закончилась.


Источник