Мы встретились с подругой после рабочего дня и отправились в кафе.
– Как дела? – спросила я.
– Ужас! – ответила подруга. – На работе дурдом.
– Что такое? – сочувственно поинтересовалась я.
– Бабский коллектив, – покачала головой подруга. – Работают отвратительно, еще и грызутся постоянно. Хорошо тебе, хоть какие-то мужики имеются.
– Думаешь, они лучше? – усмехнулась я. – Те еще работнички. То курят, то дела свои делают.
– Может быть, – сказала подруга. – Но с ними хотя бы проще договариваться.
И действительно, многие исследователи, занимающиеся вопросами полов, полагают, что различия существуют. В том числе, когда дело касается работы. Причем замечено, что если коллектив однороден (только мужской или только женский), то те негативные черты, которые принято считать сугубо мужскими или женскими, усиливаются. Лучше всего, конечно, когда представителей сильной и прекрасной половины человечества в офисе 50 на 50, но это – редкость, и счастливы те, кому повезло работать в таких условиях.
Почему женщины и мужчины ведут себя по-разному? Отчасти это обусловлено их биологией, отчасти — окружением и конкретной ситуацией. Кроме того, мы часто выбираем ту или иную линию поведения из-за того, что знаем: от нас ожидают именно этого. К примеру, принято считать, что мужчина не должен открыто демонстрировать горе и слабость, мужчина должен быть сильным, верно? Но что, если у него случилось несчастье и он на грани того, чтобы разрыдаться? Он имеет на это право. Однако часто не делает этого, потому что иначе прослывет слабаком. В итоге мы имеем миф о том, что женщины эмоциональнее мужчин.
Многие психологи и социологи придерживаются той точки зрения, что диапазон индивидуальных различий между конкретными людьми намного превосходит диапазон различий между полами. Однако, как бы то ни было, в работе мужчины и женщины отличаются друг от друга.
Что важно в работе для НАС и для НИХ?
Работа — не единственное, что есть в жизни. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что это – позиция женщины. Тех, кто «замужем за работой», не так уж и много. Не обязательно на второй чаше весов должна быть семья – это может быть какое-нибудь увлечение, друзья, спорт и т.д. Большинство женщин хочет видеть свою жизнь гармоничной, а не перекошенной на один бок в сторону карьеры. Вот у мужчин по-другому. Для многих из них полностью сосредоточиться на работе – это нормально. И не просто на работе, как на бесконечном процессе, а на тех возможностях, которые она предлагает: карьерный рост, материальные блага. Нельзя сказать, что женщины лишены амбиций, но работа для них – это, прежде всего, возможность самореализации, шлифования своего профессионального мастерства и получения новых знаний.
Что еще важно для представительниц прекрасного пола? Психологический климат в коллективе. Немыслимо прийти в офис и отработать от звонка до звонка, общаясь только на производственные темы. А поделиться новостями? А послушать о перипетиях чужой жизни? А посудачить о знакомых? Хорошая работа для женщины – это та, где все это возможно. И еще – условия труда: график работы, отдаленность от дома и т.п. – мало найдется представительниц прекрасного пола, которые совсем не обращают на это внимание. Для мужчины же все это вторично.
Кто работает лучше?
Существуют ли в мире профессии и должности, где в силу своих природных особенностей могут работать только женщины или только мужчины? Жестко – нет. Однако многие работодатели интуитивно определяют для себя, кого именно они хотели бы видеть – женщину или мужчину – на каждой конкретной позиции.
«Никогда не возьму мужчину на такую работу, где нужно будет кропотливо собирать информацию, подолгу обрабатывать уйму данных или изо дня в день делать одно и то же. Мужчина на подобное не способен, — сказала мне одна моя знакомая, управляющая собственным бизнесом. – Мужчина хорош тогда, когда нужно быстро родить новую идею, провести переговоры, внедрить что-то. Причем, как только внедрил, его сразу же нужно заменять женщиной, иначе до ума дело доведено не будет».
Конечно, это позиция всего лишь одного человека, но, как выясняется, мнение моей подруги разделяют и многие исследователи, изучающие гендерные вопросы. Действительно замечено, что мужчины в работе мобильнее, креативнее, женщины – терпеливее, исполнительнее, надежнее. И на этом различия не заканчиваются. Мужчины склонны к авторитарности, женщины – к демократичности. Мужчины меньше обращают внимание на психологическую обстановку в коллективе, больше поглощены самой работой и всем связанным с нею. Для женщины же взаимоотношения на рабочем месте имеют огромное значение. Установлено, что женщины более гибки в общении и лучше определяют эмоциональное состояние другого человека. И если женщине комфортно рядом со своими коллегами, то она может мириться с возможными недостатками своей работы. А если с кем-то контакт не налаживается? С женщины станется заявить: «Я ее не люблю, а значит, работать с ней не буду». Мужчине же подобное отношение к ситуации покажется странным. «Кто их поймет, этих женщин!» — воскликнет он с усмешкой.
Действительно, дамы чаще демонстрируют более сложные реакции на происходящее, чем мужчины, которые значительно прямолинейнее в высказывании своей точки зрения, а потому более понятны. Что касается пресловутой эмоциональности, то отметим, что контролируют и демонстрируют ее женщины и мужчины по-разному. Если у женщины дома все плохо, то и на работе она будет думать об этом. Мужчина же не так зависим от своих переживаний в личной жизни, в офисе он может отключиться от своих проблем и погрузиться в работу, полностью забыв о них.
А как обстоят дела с самооценкой, этим двигателем карьеры? Есть мнение, что в большинстве своем женщинам свойственно недооценивать себя. В чем это выражается? Мы часто предъявляем к себе завышенные требования, боимся рисковать, не проявляем инициативы, стесняемся признавать свое профессиональное мастерство. В то время как мужчины действуют противоположным образом. Нет, речь не о том, что при этом они работают лучше, чем женщины, – но подают и продают они себя зачастую более эффективно, чем многие представительницы прекрасного пола.
Грустно? Но в мире все относительно. И ни одно из человеческих качеств нельзя назвать плохим либо хорошим. Оно становится таковым лишь в контексте конкретной ситуации. Например, неумение рисковать. С одной стороны, плохо: ни одно новое начинание без некоторого риска немыслимо. Но, с другой стороны, что если человек, не умеющий рисковать, занимает должность бухгалтера? Совсем другое дело, верно? Рисковый бухгалтер – это, знаете ли, чревато.
Зона конфликта
Бесконфликтных людей мало. А бесконфликтных рабочих коллективов не бывает вовсе. Всегда найдется какой-нибудь повод столкнуться лбами. Но вот поводы у мужчин и женщин для конфликтов на работе, как правило, разные. Сильный пол конфликтует, главным образом, по вопросам, имеющим непосредственное отношение к работе.
Производственные неполадки, вопросы карьерного роста, распределение обязанностей – вот из-за чего мужчины могут выйти на выяснение отношений. При этом участники конфликта выражают свою точку зрения открыто, говорят то, что думают, ругаются. Для женщины поводом для конфликта, скорее, послужат взаимоотношения внутри коллектива или недовольство условиями работы. Кто и когда пойдет в отпуск, почему не я первая, почему ей заплатили больше, почему директор благоволит к ней больше… И ругаться в открытую никто не будет. Женщина предпочтет пойти окольным путем. Пустить слушок, посудачить в кулуарах, сообщить начальству…
Так с кем все-таки проще договориться? Одна моя подруга уверена, что с мужчинами. Другая считает, что с женщинами. А я думаю, что многое зависит от нашего собственного настроя. Если не искать во всем изъяны, а принять своих коллег такими, какие они есть, будь то женщины или мужчины, у тебя есть шанс получить удовольствие от того, что ты называешь «моя работа».