Функциональные обязанности начальникаМне страшно. Страшно так, как было когда-то в детстве, когда мама выключала свет и я оставалась наедине с ночной комнатой. Отовсюду: из-под кровати, из-под стола и от окна отделялись неведомые темные чудовища и пытались просочиться в мое сознание. Тогда я включала спасительный ночник, и чудища убегали прочь в углы спальни. Где сейчас найти такой светильник? Ведь с тех давних пор все изменилось — и я, и мое сознание, и окружение, а вот чувство страха перед неизвестностью посетило меня вновь.

Год назад меня назначили начальником одного из основных подразделений нашей конторы. Вот тогда-то этот страх впервые за много лет сковал мою душу снова. Именно тогда все в моей жизни стало с ног на голову. Из вольнонаемного и свободомыслящего работника я в одночасье превратилась в «человека корпорации». С должностью и появились новые функциональные обязанности начальника:

Человек корпорации

Мгновение — моя подпись под приказом — и я добровольно лишилась многих своих вольностей и свобод. Хоть это и не оговаривалось в контракте, но я прекрасно понимала, что отныне я не имею права пить пиво в душевной компании на лавочке в парке. Мне непозволительно ходить на работу в драных джинсах, так любимых мною в течение нескольких последних лет. Я даже не могу спуститься на первый этаж по перилам (ах, какое это захватывающее чувство!), потому что велика вероятность столкнуться нос к носу с кем-нибудь из посетителей. И даже удовольствие от надувания огромного пузыря из жевательной резинки теперь мне недоступно, как гора Джомолунгма страусу нанду. Господи, отныне мой удел — это брючный (юбочный) костюм, аккуратно уложенная прическа и сумочка под цвет туфель!
(Nota bene! А ты когда-нибудь задумывалась над тем, что начальники — тоже люди, которые порою ковыряют в носу, храпят по ночам и приворовывают в кафешках подставки для пива?)

Субординация

Так же в функциональные обязанности начальника входит субординация. Она давалась мне с большим трудом. Ну, как с ходу, с лету вдруг превратиться из «своего человечка», «рубахи-парня», «всехной жилетки» в тетку, в беседе с которой нужно сначала очень хорошо подумать, а только потом говорить!? Субординации меня научили несколько показательных историй. Например, одна из сотрудниц, с которой мы премило ворковали в курилке, уволилась только потому, что я сделала ей серьезный «втык» за некачественно выполненную работу. И даже не это послужило мне уроком, а пересуды, которые через некоторое время дошли до меня. Я узнала, что я — «стерва, которая сначала изображает из себя сладенькую конфетку, а потом «кидает» честных работников ни за что, ни про что». Вторым уроком была история с сотрудницей, которая не вышла на работу, а после заявила: «Ну, ты же знаешь, что вчера я порвала с Лешкой. Мне же было так тяжело». В тот день и свою, и ее работу делала я, после чего зареклась слушать любовные стенания своих подчиненных и каким-либо образом им сочувствовать.
(Nota bene! А ты знаешь, почему начальники избегают разговоров на интимные темы? Это совсем не потому, что у них нет личной жизни.)

Планирование времени

Я всю жизнь опаздываю. Такая уж у меня планида. Во всяком случае, так я думала последние 20 лет. Даже на госэкзамен в институте я умудрилась опоздать. Казалось бы, ничто не могло поколебать мою незыблемую веру в собственное неумение быть везде вовремя… Полгода ушло на то, чтобы приучить сотрудников приходить на планерку ровно в назначенный час, а не на 1, 2, 5, 25 или 48 минут позже. Сколько трогательных историй теперь хранится в уголках моей памяти: «в электрическом будильнике ровно сегодняшним утром сели батарейки», «кошка начала рожать прям посреди ночи и не могла разродиться аж до этого времени», «всю ночь снилось, что я партизан, проснувшись, понял, что в горячке проглотил ключи от квартиры», «спасал суицидально настроенную блондинку, забравшуюся на крышу 16-этажки. Теперь мы поженимся, приглашаю тебя свидетельницей», и так далее, и так далее, и так далее. Теперь, когда сотрудники приучены приходить в положенное время, я просто не имею права опаздывать на работу.
(Nota bene! Есть очень хороший способ планировать свои дела. Делишь страницу блокнота на 4 части. 

 
СРОЧНЫЕ

НЕСРОЧНЫЕ
В
А
Ж
Н
Ы
Е

Я

(Эти дела важные и срочные, поэтому их нужно сделать лично мне, сегодня)

Планировать

(Эти дела важные, но не срочные, поэтому их нужно обязательно сделать, но можно не сегодня)

Н
Е
В
А
Ж
Н
Ы
Е

Поручить другим

(Это срочные дела, но не столь важные, поэтому с ними справится и другой человек)

Не делать

(Это несрочные и неважные дела, их можно не делать. Если их статус изменится, то они автоматически перейдут в другую категорию. Если нет — через какое-то время их нужно выбросить в мусорную корзину, не забивая себе голову лишними деталями).

Таким образом расписываешь весь день, иногда на несколько дней вперед. Так время расходуется куда рациональнее.)

Делегирование полномочий

Никогда не думала, что настанет такой день, когда я не смогу реализовать все задуманное самостоятельно. Даже если четко планировать, часть дел все равно переходит на завтра. Перманентный аврал ни здоровья, ни настроения, ни желания созидать, увы, не прибавляет. Пришлось учиться делегировать полномочия! Казалось бы, к такому выводу можно было прийти с самого начала, но, тем не менее, он стал для меня откровением. Это вовсе не значит, что нужно «сбагривать» кому-то свою работу. Здесь главное четко, ясно и корректно поставить задачу, назначить ответственного и, самое важное, вовремя проконтролировать результаты. Последнее дается с наибольшим трудом. Поэкспериментируй как-нибудь на досуге. Даже просто в собственной семье. И только набив целую кучу шишек, я поняла, насколько важен именно этот, последний, этап. Довольно забавно наблюдать отражение собственного лица в зеркале, когда тебе нужно идти с отчетом по отделу к шефу, а твои сотрудники изрекают: «внезапно забежавшая собака сожрала презентацию…», «Был с графиками вчера на Ленина, 18. Ну, знаешь, это там, где ночью пожар приключился? Извини, все сгорело…», «Петька, наш новенький, нажал случайно delete, именно в тот момент, когда я заканчивала анализ…».
(Nota bene! А ты когда-нибудь задумывалась, что даже у самого наиглавнейшего начальника есть вышестоящий начальник? В конце концов, кто-то же меняет воду в нашем аквариуме и бросает корм…)

Мне страшно. Прошло уже больше года, и я могу с уверенностью сказать, что методом проб и ошибок я разобралась с функциональными обязанностями начальника, и чему-то за это время научилась, но, Боже мой, мне по-прежнему страшно. Потому что быть начальником — это не значит просто раздувать щеки и держать усы параллельно столу. Это означает быть ответственным. За объективные, а более даже за субъективные факторы производительности труда, за кадры, за результаты. И понять это можно лишь тогда, когда сам побываешь в начальнической шкуре. Вот тогда этой самой шкурой прочувствуешь до последней согласной гениальную фразу: «Убивший дракона сам становится драконом».