«Ты не умеешь себя подать», — говорят интересным, но застенчивым людям. А между тем есть целая область знаний о том, как именно надо «подавать», чтобы получалось по-настоящему эффектно. Хочешь научиться презентовать себя по науке? Открывай учебник по рекламе и учись искусству самопрезентации. Ну ладно, мы сделаем это за тебя.
Рекламный прием № 1. Исследование
Как это делают в рекламе:
Легендарный волшебник в мире рекламы Дэвид Огилви настойчиво советовал сначала тщательно изучить сам рекламируемый продукт. Во время работы для компании «Роллс-Ройс» он три недели провел за чтением информации по устройству этих машин, пока не выявил, какие достоинства и особенности послужат лучшей базой для рекламной кампании.
Как воплотить в жизнь:
Попробуй взглянуть на себя со стороны. Хорошо ли ты себя знаешь, чтобы сходу заявить 25 своих достоинств? А недостатков? Если нет, то возьми лист формата A4 и расчерти его на две колонки. В одной напиши все свои достоинства, которые придут в голову. В другой — все недостатки. Только честно! Не стесняйся при перечислении достоинств, обращай внимание не только на грандиозные и заслуживающие внимание вещи, но и на мелкие детали. Даже если это будет умение прекрасно заворачивать суши таким образом, что рисинки никуда не уползают и становятся строго в ряд — смело пиши: «прекрасно заворачиваю суши». Поверь, это не каждому дано. Если недостатков получается больше, не паникуй, это дело поправимое.
Рекламный прием № 2. Позиционирование
Подчеркиваем достоинства
Как это делают в рекламе:
Хитрым словом «позиционирование» в рекламном бизнесе обозначают, для кого предназначен рекламируемый продукт и чем он является. Выбрать правильное направление — залог успеха. Например, уже более 50 лет мыло «Дав» успешно позиционируется как женское мыло, «которое не сушит кожу». Реклама была основана на содержании увлажняющего крема в составе мыла.
Как воплотить в жизнь:
В жизни все намного проще. Посмотри на столбик с выписанными достоинствами. Подумай, какие черты и умения тебе бы хотелось особенно подчеркнуть, и сделай на них акцент. Если своим главным достоинством ты решила сделать надежность, то позиционируй себя как человека, на которого можно положиться при любых обстоятельствах. Главное правило: в основе позиционирования должны лежать реальные достоинства, иначе обретешь совершенно противоположную славу.
Недостатки превращаем в особенности
Как это делают в рекламе:
Знаменитый «Фольксваген Жук» не сразу стал популярным в Америке. На фоне модных тогда «Кадиллаков» небольшая машинка выглядела дешевой и неказистой. Однако с легкой руки опытного рекламиста Бернбаха «Жук» превратился в глазах потенциальных покупателей в «демократичный и недорогой европейский автомобиль» и стал первым признанным американцами иностранным авто (завод Volkswagen тогда находился в собственности Великобритании).
Как воплотить в жизнь:
Список все еще с тобой? Теперь обрати внимание на столбик с недостатками. Обычно все недостатки делятся на два вида: те, которые можно изменить, и те, с которыми нужно смириться. Первые возьми на заметку и распиши, какими способами ты их сможешь изменить. А вот вторая группа — это самое интересное. Если ты обладательница маленького роста, но мечтаешь стать высокой, согласись, вряд ли ты вдруг вырастешь. Будь честной с самой собой и прими этот «недостаток», потому что, на самом деле, это твоя особенность. Помнишь: «мал золотник, да дорог»? Пример «Жука» тому подтверждение.
Рекламный прием № 3. Имидж
Как это делают в рекламе:
Первым заговорил о необходимости узнаваемого имиджа пионер рекламной индустрии Клод Хопкинс. С тех пор имидж стал неотъемлемой частью рекламной кампании. Например, часы «Ролекс» ассоциируется с образом успешного и процветающего бизнесмена. Они ассоциируются с качеством, с высоким классом.
Как воплотить в жизнь:
Имидж тесно связан с тем, как ты себя позиционируешь. Если внутри тебя крепко «сидит» femme fatale, то вряд ли тебе добавит шарма одежда, прическа и макияж а-ля тургеневская барышня. Правильно подобранный облик будет усиливать твои позиции и покажет, что ты — гармоничная личность, у которой есть баланс между внутренними качествами и внешним видом.
Рекламный прием № 4. Предложение услуги или выгоды
Как это делают в рекламе:
Опытные рекламисты всегда делают предложения, от которых невозможно отказаться. Вся соль в том, что они думают о том, что нужно покупателю. Ориентируются на его нужды.
Как воплотить в жизнь:
А вот, собственно, и то, для чего служили все предыдущие пункты. Ты уже знаешь свои сильные стороны и особенности, на тебя работает соответствующий имидж. В соответствии со своей новой, более высокой самооценкой составь (лучше письменно) перечень вещей, к которым ты стремишься. Это может быть новая работа или прибавка к зарплате, новые требования к мужчинам или перестройка отношений с давно любимым человеком. Теперь преподнеси себя и свои особенности так, чтобы твой работодатель или любимый мужчина ощутили собственную выгоду от твоего предложения. Думаешь, звучит меркантильно?
Увы, но все люди немножко эгоисты и предпочитают в первую очередь думать о своем комфорте, а не о чужом. Не спеши сокрушаться о несовершенстве человеческой природы: это качество можно научиться использовать! Например, в своем резюме вместо «я — пунктуальная» лучше напиши «выполняю работу в срок». Так ты начнешь говорить на языке работодателя, которому нужно подобрать людей для работы, и выйдешь из рядов тех, кто просто перечисляет собственные достоинства. А в разговоре с любимым мужчиной вместо «я лучше всех готовлю» скажи: «как же тебе повезло, со мной ты можешь наслаждаться вкуснейшим мясом по-французски».
Если постараешься овладеть искусством самопрезентации, то будь потом уверена, твоя жизнь изменится к лучшему.