«Я не сделаю открытия, если скажу, что для женщины
намного важнее хорошо выглядеть, чем для мужчины.
Хотя это не должно быть проблемой, но это так».
Сандра Дэвис, адвокат

красота и карьераПо данным недавнего социологического исследования, более половины женщин Европы считают, что хороший внешний вид гораздо важнее для карьеры, нежели высокий уровень интеллекта, компетентность и другие профессиональные способности. Как же это расценивать?

Получается, что феминистические иллюзии разрушены. Дамам-эмансипе так и не удалось принизить достоинства красивой и ухоженной женщины. Опрос 2 тыс. англичанок, проведенный журналом «Top Sante» показал, что более чем половину из них преследует навязчивая мысль — добиться успехов в карьере было бы легче, если бы они лучше выглядели.

Интересно, что по вопросу карьерных перспектив красивой женщины есть две противоречивые теории: совместимы и не совместимы. Давайте попробуем разобраться совместимы или нет красота и карьера?

Красота — двигатель карьеры

Для продвижения по карьерной лестнице необходимо быть не только компетентным, но и заметным, и мы (женщины) обладаем в этом плане большими возможностями — элегантная одежда, изысканный макияж, наконец, эмоциональность.

Доктор Кэтрин Хэким, социолог из Лондонской школы экономики, подтверждает: «Более привлекательные люди добиваются успеха во всех областях жизни, и это относится как к мужчинам, так и к женщинам. Однако женщинам более свойственно считать себя непривлекательными, даже если у них все в порядке с внешностью».

Редактор «Top Sante» Лорен Либберт дополняет:

«Женщинам постоянно приходится сталкиваться с почти совершенными телами знаменитостей, что приводит их к выводу — привлекательные женщины достигают большего, чем просто умные».

Впрочем, красавицам не так уж легко в жизни, как может показаться. «Заметность» компенсируется в карьеристской борьбе нежеланием продвигать этих самых женщин — предпочтение всегда отдается мужчине. И выходит, что красота и карьера мешают друг  другу.

«А я-то думала, что все изменилось к лучшему с тех времен, когда в конце 60-х я устраивалась на работу…- сетует Энджела Ноустеттэр (Angela Neustatter), профессиональный обозреватель Guardian. — Тогда стремление к поддержанию отличного внешнего вида моих коллег было вроде попытки угодить своему начальству (а они преимущественно были мужчинами). Это не значит, что мы не занимались повышением профессионального и интеллектуального уровня. Мы были настроены доказать свой профессионализм, но… если ты слегка не пофлиртуешь на работе — статус фригидной коровы тебе обеспечен. А ведь это обычная женская мудрость. Ее описывала Наоми Вульф в «The Beauty Myth». Она назвала это — Professional Beauty Qualification (подразумевается, что хороший внешний вид может быть выгодно преподнесен в качестве весомого аргумента в пользу продвижения по службе).

Должна признаться (и пусть корни моей феминисткой шевелюры покраснеют от стыда!), но я уступила фактору PBQ. На собеседование я пришла в симпатичной мини-юбке, облегающей блузке и туфельках на шпильках. И прорепетировала улыбку, которую я буду щедро дарить Мужчине-Которому-Я-Должна-Понравиться».

Как выяснилось, на мужчин подобные уловки действуют самым позитивным образом. И лишь один редактор местной газеты, пристально глядя на золотистые локоны и прелестное кукольное платьице претендентки, заявил, что она добьется большего, если будет выглядеть как офисный работник, а не как профессиональная актриса. Французская писательница Симона Де Бовуар (Simone de Beauvoir) остроумно заметила по этому поводу: «Что украшается — то и предлагается». Феминистки устроили торжественное аутодафе — сожгли шпильки, яркую губную помаду, мини-юбку и провозгласили атрибутом бизнес-леди наглухо застегнутые пиджаки с широкими плечами и брюки похоронных оттенков. Маленькие женские радости в жертву расплывчатым карьерным перспективам — не слишком ли высокая цена?

Карьерные достижения обратно пропорциональны привлекательности женщины

Точка зрения, достойная права на существование.  Например, уже упомянутая мной Сандра Дэвис придерживается радикальных взглядов: «Самая удачная инвестиция, которую может сделать женщина — выйти замуж за обеспеченного мужчину и полностью прекратить заниматься карьерой». По ее мнению, альфа-самцов никогда не привлекали альфа-самки, потому что конкуренты им не нужны, если только они не хотят получить такую женщину в качестве трофея.

Так и напрашивается вывод: чем менее привлекательна женщина, и главное, чем меньше иллюзий она питает по поводу своей внешности и шансов на успех у мужчин, тем с большим рвением она отдается карьере. Но не кажется ли тебе, что это очередной миф (неважно, кем навязанный — мужчинами, женщинами)?

К счастью, в настоящее время мы стали более раскованными. «Можно заметить — наши современницы не столь напряженно относятся к своему телу и одежде, нежели раньше», — пишет Наташа Уолтер (Natasha Walter), в своем трактате «The New Feminism». Преуспевающая бизнес-леди, и это подтверждается учеными, обладает яркой индивидуальностью, женственностью, может быть, даже гламурностью, но никак не мужеподобностью. Все-таки, в отличие от большинства мужчин, мы постоянно заботимся о своем внешнем виде, а чем выше статус, тем больше внимания уделяем себе.

Итак, нарисуем теоретический образ девушки с прекрасными карьерными перспективами — у нее привлекательная внешность, она тщательно ухаживает за собой и к тому же обладает недюжинными профессиональными и интеллектуальными способностями.

Появление в линялых джинсах, футболке и без следов макияжа на лице вполне оправданно в горячую рабочую пору, но не чаще одного раза в квартал. Это даже может послужить своеобразной зацепкой («вернулась с работы в двенадцать и всю оставшуюся ночь размышляла об этических аспектах нового финансового проекта»), при условии, что обычно ты выглядишь безупречно. Ведь перед одним из твоих зеркал висит напоминание Рут Ли: «Если ты привлекательно выглядишь, то полпути по карьерной лестнице ты уже прошла».

Однако, что касается совместимости красоты и карьеры, все хорошо в меру. И делая карьеру, не стоит думать, что лучше вкладывать средства в косметику и модную одежду, нежели тратить деньги и время на посещение курсов и чтение профессиональной литературы. У настоящей карьеристки все должно находиться в гармонии: и тело, и дело.

Эвелина Зозуля
21.09.2005