Молодой начальникПро него вполне можно сказать: «Редкий вид, хватай, а то убежит!», потому что на самом деле молодость начальника заключается не в паспортном возрасте, а в его отношении к жизни и к подчиненным. Но все же чаще молодые начальники относятся к группе лиц, чей паспортный возраст не перевалил за тридцать пять.

Кто они такие и почему их нужно «хватать»

Возможно, лучше и проще работать со старым профессионалом, который является докой в своем деле и может дать полезный совет? Ведь всегда есть вероятность того, что молодой начальник окажется самодовольным выскочкой-карьеристом, кого меньше всего на планете Земля волнует то, что происходит с теми, кто ему подчиняется. На самом деле все не так.

Когда я устраивалась на свою последнюю работу, я была весьма удивлена, когда поняла: тот человек, что ответил на мое объявление на Интернет-форуме и проводил со мной собеседование, и есть мой настоящий директор — молодой начальник. Более того, он — генеральный директор компании, где я работаю. Дело было, конечно, не в том, что выглядел он на двадцать пять, на столе у него валялся диплом о победе в каких-то гонках, на компьютере был открыт Интернет-форум, а голос был мягкий. Дело было в том, что генеральным директором компании, где я работаю, оказался человек с мягким голосом, выглядящий на двадцать пять лет, который сидит на Интернет-форумах и участвует в гонках. Дело было во всем этом сразу, поскольку вместе это производило невероятный эффект.
То есть я, конечно, знала, что те пожилые дядечки и серьезные тетечки, которые меня брали на работу раньше, некогда были молоды. Но у меня почему-то было точное ощущение, что в двадцать лет они сидели в библиотеке и восьмой раз переписывали свою курсовую работу, а вовсе не гоняли на автомобилях в каком-нибудь карьере. Ну а компьютер они до сих пор используют только для того, чтобы лимитировать время подчиненных, валяющих дурака под видом бурной деятельности.

Сначала подобные нововведения в моей рабочей жизни меня несколько обеспокоили: от молодого начальника можно было ждать чего угодно: болезненного отношения к собственному авторитету, строгости, бюрократического садизма, сексуальных домогательств, панибратства, участия в сатанинских оргиях и (о, ужас!) психологического образования и манагерства. Кстати, манагерство — это слово, произошедшее от английского «менеджер», означающее преклонение перед западными моделями предприятия, расчетливость и утомительные лекции на тему «там у них вот так, а здесь у нас все плохо, потому что вы — лентяи и бездельники».

К счастью, все мои подозрения оказались беспочвенными

На самом деле было не двадцать пять, а тридцать, на пальце он постоянно крутил обручальное кольцо, и это весьма упростило выбор нужного уровня общения. С одной стороны, от меня не потребовалось излишней официальности, помпезности и пафосности в обращении к нему, а с другой — можно было общаться почти дружески и не бояться, что это будет выглядеть как что-то большее, чем работа. Впрочем, это были не все мои радости, хотя иметь возможность сказать директору: «Привет, Иван. У тебя все хорошо?», не чувствуя себя при этом мышью в психологическом эксперименте — это чрезвычайно приятно. Основной радостью оказалось то, что никакая проблема, возникающая в ходе работы, не является только моей проблемой: я могу в любой момент подойти к своему начальнику, поделиться своей бедой или своими соображениями по поводу хода дел, и он найдет минутку, чтобы помочь, объяснить или (как минимум) выслушать. Более того, если случилось что-нибудь неприятное, с чем ты не можешь справиться сам, то директору можно позвонить в любое время дня и ночи. И он сделает все, чтобы помочь.

Можно, конечно, сказать, что это просто «человек хороший». Я этого и не отрицаю. Однако хочу напомнить одну вещь, которая, на мой взгляд, очень важна. Я бы даже сказала — чрезвычайно важна. Если посмотреть американские фильмы за последние пять лет, там довольно часто фигурирует психолог. А если не психолог — то что-то из психологической практики. Даже в фильме про отца, спасающего своих детей в момент нашествия пришельцев, поставленном по мотивам Уэллса, брат показывает сестре психологический метод для обозначения и сохранения собственных границ, который позволяет ей успокоиться. В Америке и Европе психология прочно вошла в жизнь простых людей и стала частью культуры. То же самое и с молодыми (что, как уже говорилось, зависит не только и не столько от реального возраста) начальниками. Они знают, что их сотрудники — это их прибыль. Один человек приносит компании в десять раз больше, чем зарабатывает, иначе держать его бессмысленно. Они понимают, что хорошие кадры удерживаются на хороших условиях, что порой проще прибавить зарплату, чем найти нового сотрудника, что лучше выслушать и помочь один раз, чем сформировать у работника отвращение к делу, которым он занимается, и таким образом значительно понизить его эффективность. Они представляют, что выгодней переезжать в новый офис, нежели ютиться плечом к плечу в старом. И этот список можно продолжать бесконечно, но можно остановить на обобщающем факте: молодой начальник не экономит на людях, потому что это — самая важная часть его бизнеса, которым он дорожит.

И именно поэтому я знаю, что, скорее всего, надолго задержусь на моем нынешнем месте работы. И секрет здесь, пожалуй, кроется и в том, что, когда я вижу своего молодого начальника, мне хочется не залезть под стол, а поправить прическу и улыбнуться.