Последние новости в Российской Федерации сообщают о большом количестве изменений в разных сферах повседневной и профессиональной жизни. Одним из них будут новые правила аттестация учителей. Министр образования объявила, что в 2020 году начнут действовать другие принципы тестирования на высшую категорию.
Предварительные сведения
Еще в середине 2019 года стало известно о разработке новых правил аттестации учителей, которыми Министерство образования было намерено проверять профессиональную пригодность педагогов разного уровня и места применения полученной специальности.
Некоторые из них еще не получили ни одобрения на высшем уровне, ни достоверного определения тех, кто будет осуществлять такие проверки в регионах. За местными властями оставляют возможность вносить дополнительные коррективы и оценочные критерии.
Общие моменты аттестации учителей в 2020 году можно представить себе следующим образом:
- Внедрение ЕФОМ – общефедеральных оценочных материалов, разработанных специально для Министерства просвещения. Ранее такие стандарты готовились на уровне региональных министерств и департаментов и предусматривали вариабельные формы проверки.
- С 2019 года стартовали новые трансформации существующей системы определения профпригодности и установления оснований для получения более высокого уровня.
- В 2020 году существующий разнобой – уроки открытого типа, показательные мероприятия, подготовка портфолио уже не будут актуальными формами. Вводится 3 обязательных блока – письменная работа, видеоурок и психолого-педагогический квест (кейс или задача).
- В проведении тестирования на высшую категорию эти три блока дадут некоторое количество баллов (всего нужно набрать не менее 60 из ста максимальных), но не все полученные баллы будут зависеть от успешного прохождения блоков.
- Будут учитываться и баллы, которые только опосредованно зависят от педагога – качество подготовки учеников (их достижения в изучаемой дисциплине), отзывы учеников и работодателя. Даже при условии каких-то недочетов в основных блоках, эти параметры могут существенно поднять уже набранную балльную оценку.
- Апробируемые критерии действуют на вхождение в профессию, подтверждение уже существующего уровня и на получение первой категории. Для прохождения аттестации учителей на высшую категорию критерии пока окончательно не разработаны. Вполне вероятно, что апробация новой модели прохождения тестов будет совмещаться с еще существующими методами.
- Рособрнадзор и Министерство образования заявили, что пробное тестирование в нескольких регионах дало хорошие результаты, но все это – только начало пятилетнего переходного этапа. Такое заявление показывает некоторую недоработанность новой модели, особенно, если речь идет о проверке профессиональной подготовленности высшего уровня.
- Претендент на высшую категорию (есть вероятность, что в скором времени она будет именоваться учитель-методист, хотя пока такие намерения остались только в проектном варианте), должен будет продемонстрировать на аттестации учителей свою педагогическую, психолого-коммуникативную и методическую компетентность.
- В 2020 году еще не разработаны четкие оценочные критерии, на основании которых будет подтверждаться или опровергаться профессиональное соответствие учителей такого уровня.
Интересно! Будет ли индексация пенсии после увольнения в 2020 году
Хотя ориентироваться лучше на уже существующие ЕФОМ, а не то, что Министерство образования сочло устаревшими и непригодными для трезвой оценки профессиональной компетенции педагога любого уровня.
Но следует быть морально готовыми к тому, что в ближайшее пятилетие, отведенное Минобразования на проведение реформирования системы, они будут подготовлены на должном уровне и закреплены на законодательном уровне.
Интересно! Как можно получить ветерана труда в 2020 если нет наград
Общая ситуация
В 2020 году уже достоверно известно о необходимости сдачи выпускниками ВУЗов экзамена на вхождение в профессию – так называемого, квалификационного. Известно также и об отмене правила автоматического подтверждения уже имеющегося уровня после того, как педагог отработает в системе двадцатилетний стаж.
Можно совершенно определенно утверждать, что уже стартовала система проверки квалификации 1 раз в пятилетие, и планы Министерства завершить переходной этап до 2026 года связаны именно с этими временными ограничениями. На любую, в том числе и высшую категорию, педагог должен готовиться по трем основным направлениям, предусмотренным спецификой, выбранной им профессии.
Три блока ЕФФФФОМ, которые вводятся уже в 2020 году, и есть попытка провести всестороннее оценивание:
- Письменная работа дает представление о владении им собственной специальностью – преподаватель математики, не умеющий решать уравнения, или биолог, не знакомый с задачами по генетике не могут работать с учениками, до которых они должны донести знания. Это касается и филологов, не владеющих устной и письменной речью в должной степени совершенства.
- Видеоурок – наглядная демонстрация коммуникативных функций, способности охвата аудитории, контакта с отдельными учениками и всем классом, правильности методической подготовки и умелого введения мотиваций.
- Психолого-педагогический кейс, умение решать непредвиденно возникшие задачи – одна из особенностей педагогической работы, основанной на непосредственном контакте между педагогом и аудиторией.
Отток высококвалифицированных кадров в частные учебные заведения и на другие виды работы привел к снижению общего уровня подготовки педагогов. Для оптимизации нынешней ситуации вводится несколько новых моментов.
Подводя итоги
Аттестация учителей на высшую категорию будет несомненно изменена:
- Планируется разработка новых оценочных критериев.
- Научно-методическая база находится в стадии разработки.
- Окончательное завершение намечено в течение 5 лет.
- Вероятны дополнительные коррективы не только в должностной иерархии, но и в терминологии.