Ты совсем недавно заняла место руководителя, и вот тебе уже поручают подобрать нового человека в свой отдел. Казалось бы, нет ничего проще. На объявление в интернете откликнулось двадцать человек, ты отобрала самые интересные резюме и договорилась о встречах. Коллеги тебе все рассказали, обо всем предупредили, проинструктировали и настроили… И все равно ты волнуешься. Это в порядке вещей. Первое собеседование «по ту сторону стола» — мероприятие в высшей степени ответственное, и подойти к нему надо со всей серьезностью.
Время и место
К собеседованию надо подготовиться. И не только морально. Предупреди секретаря приемной, что ждешь людей. Пусть не удивляется и не переспрашивает у посетителя, к кому и зачем он пришел. Скажи, что очень надеешься на ее поддержку. После этой волшебной фразы секретарь наверняка сделает все как нужно.
Затем определись: где пройдет встреча. Собственный кабинет – идеальное место для интервью. Но если ты делишь рабочее пространство с одним или несколькими сослуживцами, постарайся найти более уединенное и спокойное место. Например, свободную переговорную или комнату отдыха, где за разговором можно предложить гостю чашечку кофе. Главное, чтобы вас не прерывали и не отвлекали.
Позаботься о том, чтобы в комнате не было резких запахов, а кондиционер был настроен на комфортную температуру. Твоему собеседнику может стать дурно от духоты или запаха краски, а ты решишь, что это он от природы такой вялый.
Обрати внимание на лишние звуки. Так, например, в одной из переговорных, где мне приходилось встречаться с кандидатами, стояли большие старинные часы. Раз в час они начинали натужно хрипеть и затем громко били, совершенно заглушая разговор.
Встречают по-прежнему по одежке
Будь в форме – в прямом и переносном смыслах. Перед собеседованием обязательно выспись. Монотонные голоса могут оказаться очень убаюкивающими. Вряд ли ты уснешь во время первого же самостоятельного интервью, но на пятидесятом уже можешь начать зевать – а это неприлично.
Постарайся, чтобы твое поведение и наряд не слишком контрастировали с тем, что ты расскажешь кандидату о правилах внутреннего распорядка – даже если сегодня пятница, начальство, о котором Клео так много пишет, уехало в отпуск и тебя некому пожурить за слишком фривольную кофточку.
И, наконец, не опаздывай! Будь вежлива в мелочах. Ведь пути бизнеса неисповедимы. Сегодня ты беседуешь с секретаршей, а завтра она станет женой влиятельного клиента. Лучше взять себе за правило быть равно дружелюбной и предупредительной со всеми, это сослужит хорошую службу и твоей карьере, и имиджу твоей компании.
О чем бы спросить?
Обязательно заранее поработай с резюме. Так можно сэкономить себе кучу времени. Выдели карандашом те пункты, которые нужно прояснить, расставь подсказки и вопросы. Четко определи для себя: что ты уже знаешь о человеке, а что хочешь узнать из первой встречи. В этом тебе поможет список должностных обязанностей и ключевых навыков. Уточни у коллег или определи сама, какая информация, полученная от кандидата, будет однозначным плюсом или минусом. Запомни основные факты биографии кандидата, чтобы не путаться в датах и задавать правильные вопросы.
Положи перед собой чистый лист бумаги, чтобы делать на нем пометки. Но не увлекайся, иначе ты можешь пропустить какой-нибудь важный момент в разговоре.
Знакомство
В первые минуты встречи мы — осознанно или нет — оцениваем друг друга, ищем верный тон для беседы, настраиваемся на общую волну.
Чтобы облегчить начало разговора, после приветствий и представлений попробуй прием под названием small-talk – улыбнись и задай несколько светских вопросов, обозначив заботу и внимание к гостю.
«Легко ли вы нашли дорогу? Как там в городе, большие пробки? Не попали под дождь? Мы с вами так долго переписывались, рада, что, наконец, наша встреча состоялась!» Пусть собеседник улыбнется в ответ и немного расслабится. После этого можно возвращаться к деловому тону.
Не забудь представиться в начале беседы! И почаще обращайся к кандидату по имени: этим ты удержишь его внимание и создашь атмосферу доверительности.
Полезно также напомнить, о какой вакансии идет речь, и предложить удобный тебе формат беседы. Например, так: «Мы встречаемся с вами, чтобы обсудить вакансию менеджера в отделе электротехнического оборудования. Если вы не против, я хотела бы для начала задать несколько вопросов о вашем профессиональном опыте. Потом я расскажу более подробно о вакансии, и мы обсудим перспективы нашего сотрудничества».
Время — деньги
Разумеется, разговор с потенциальным охранником ночного клуба будет намного короче, чем беседа с возможным финансовым директором. Обычное интервью длится от двадцати минут до полутора часов. Сколько времени отводить на конкретную встречу – решаешь ты.
Вообще, твоя главная задача во время интервью – держать ситуацию под контролем. Идеальное соотношение твоих реплик и реплик кандидата – 20:80. Слушай внимательно, задавай нужные вопросы и направляй разговор. Люди любят поговорить, особенно на те темы, которые считают для себя выигрышными и безопасными. Но не бойся прервать кандидата – осторожно и настойчиво: «Да, интересно. Но мы немного ушли от темы – давайте все-таки поговорим о…»
Из некоторых собеседников, наоборот, слова приходится вытягивать клещами. Если на твои вопросы кандидат отвечает односложно («был», «да», «как обычно», «не знаю, о чем говорить»), попробуй спровоцировать его на развернутый рассказ о чем-нибудь приятном. «Что вам больше всего нравится в вашей работе? Вы помните свой первый рабочий день? С кем из сослуживцев у вас особенно хорошие отношения?»
Иногда помогают нестандартные ходы. Однажды я спросила буку кандидата: «Простите, я вас чем-нибудь раздражаю?» Собеседник удивился. «А почему же вы тогда так лаконично со мной общаетесь?» И тут пришло время удивляться мне. «Я думал, так надо…» После этого человека как подменили: разговорился, начал шутить и оказался профессионалом в своем деле.
Верный тон
Человек, проводящий собеседование, в силу самой ситуации наделен определенными полномочиями и может серьезно повлиять на судьбу сидящего перед ним кандидата. Иногда возникает соблазн принять нравоучительный, критический или агрессивный тон. Это рискованно и не очень прилично, особенно в беседе с людьми, которые выше тебя по положению, старше по возрасту или хорошо знакомы с процессом прохождения интервью. Играя в босса, ты рискуешь оказаться в глупом положении, если собьешься с мысли, растеряешься или еще как-то обозначишь недостаток опыта. Заискивать перед кандидатом тем более не стоит. Воздержись и от излишней сочувственности: обнаружив перед собой внимательного слушателя, твой собеседник может разговориться и отнять у тебя гораздо больше времени, чем планировалось. Лучшая роль во время первых интервью – нейтрально партнерская, «на равных». В самом тяжелом случае можно прибегнуть к следующему приему: (поглядывая на часы) «Иван Аркадьевич, простите, что я вас прерываю. У нас осталось всего пять минут, поэтому, пожалуйста, сосредоточьтесь и подумайте: что вы хотели бы от меня услышать или, может быть, рассказать мне в оставшееся время».
Что касается стрессовых методов интервью (нападение, обвинение, неожиданные вопросы, ставящие кандидата в тупик) – не стоит экспериментировать с ними без полной уверенности в том, что ты справишься с эмоциями собеседника – да и со своими собственными. Оставь это профессиональным психологам.
То, о чем нельзя спрашивать
Особенности профессии российского рекрутера подразумевают, что спрашивать можно обо всем, что может повлиять на успех проекта. Все зависит от того, как ты это сделаешь.
Допустим, тебе необходимо задать неудобный вопрос. Вот лишь некоторые из возможных вариантов.
Обоснуй свое любопытство. «Простите, Маша, я вынуждена все же спросить вас о состоянии вашего здоровья, потому что частые командировки – ключевое условие для принятия на эту должность». «Понимаете, Софья, директор обязательно спросит меня о том, не собираетесь ли вы вскоре заводить детей. Давайте как-то определимся, ведь в наших с вами интересах реально оценивать ситуацию».
Если кандидат отмалчивается, попробуй добыть те крупинки информации, которые абсолютно необходимы для понимания перспектив сотрудничества: «Скажите, Игорь, а та неприятная ситуация в вашей личной жизни, о которой вы не хотите говорить, – она уже закончилась и не повлияет на вашу работу?»
Однако не трать своего времени на расспросы, если видишь, что собеседник не только закрывается, но и не подходит под требования вакансии. Как правило, успеха добиваются люди адекватные и в разумных пределах открытые к диалогу. С такими легко договориться и начальству, и клиентам.
На прощанье
Завершая беседу, обязательно удели минуту, чтобы поблагодарить своего гостя за уделенное тебе время. Как бы ты ни оценивала результаты этой встречи, важно, чтобы посетитель ушел в хорошем настроении. Даже если он не станет твоим сослуживцем сегодня, судьба может в любой момент свести вас снова. Даже если вы никогда больше не свидитесь, он может рассказать любому деловому партнеру о комфортности общения с тобой как с представителем некой компании. Все это – мягкий и крайне эффективный PR.
Кроме того, пообещай при расставании, что дашь ответ по результатам собеседования в удобной для вас обоих форме и в оговоренный срок, – и выполни обещание. Даже простое электронное письмо с «надеждой на будущее сотрудничество» намного лучше, чем неопределенность и обманутые ожидания.
И, конечно, если этот кандидат может быть полезен твоей компании в будущем, сохрани его координаты вместе с краткой характеристикой и комментариями от встречи (с указанием причины отказа). Это поможет тебе сэкономить время, если он снова пришлет резюме на эту же вакансию, а кроме того, даст вам обоим возможность действительно сотрудничать в будущем.