Испокон веков Россия славилась своими патриархальными традициями. Роли мужчины и женщины были строго разделены: мужчина – глава семьи, охотник и добытчик, женщина – хранительница домашнего очага. Сегодня же все чаще можно видеть таких «хранительниц», руководящих собственными фирмами и принимающих множество важных и ответственных решений. Процент женщин, которые, как и раньше, полностью посвящают себя семье и мужу велик, но все же доля карьеристок, успешных женщин и леди боссов сегодня не меньше.
Яркие, целеустремленные, всегда женственные, стильные, умные и энергичные – вот, кто такие леди боссы. Но часто деловая женщина испытывает своеобразное психологическое одиночество, так как ей приходится очень тщательно подходить к выбору круга общения. Зато достаток и успешность делают таких женщин желанными невестами.
Если ты женщина-начальник, обрати особое внимание на круг своих знакомых мужчин, так как зачастую ими движут далеко не дружеские и любовные чувства, а желание добиться материального благополучия за счет чужого ума и труда.
Моя подруга Даша к своим 35 годам добилась многого. У нее несколько цветочных бутиков в Москве, ее компания работает на многих крупных мероприятиях, происходящих в городе, оформляя залы цветами. Даша выступает на вручениях премий и конференциях, присутствует практически на всех светских мероприятиях и тусовках, участвует в международных выставках и зачастую становится победительницей. У нее две прекрасные дочки-близняшки, муж, квартиры и машина — в общем, полное семейное и финансовое благополучие. Но муж уже давно не работает, так как Даша зарабатывает на всех. Лишь иногда он помогает ей на выставках и конференциях, но обычно сидит дома, катается по городу на купленной Дашей машине, играет в казино или ходит по ресторанам. Скорее всего, ты осудишь мою подругу. Спросишь: «Что же она делает рядом с таким слабым мужчиной?» Ответ прост: она до сих пор его любит, да и двух маленьких дочек нельзя лишать отца. В данной ситуации сильная женщина оказалась рядом со слабым мужчиной. Реализовав свои карьерные амбиции, она не смогла найти себе достойного во всех смыслах мужчину.
В ходе опроса, результаты которого опубликовал «Daily Telegraph», выяснилось, что, по мнению большинства англичан, из женщин получаются более достойные начальники, чем из мужчин. Опрошенные заявили, что женщины-боссы умеют ценить и вдохновлять своих подчиненных, знают, как создать климат, способствующий обучению и развитию.
Менеджеры-мужчины среднего уровня также сказали, что находят женщин более эффективными, однако руководители высшего звена не видят особых различий между боссами разных полов. Около 90% высших постов в бизнесе занимают мужчины.
Опрос, проведенный среди двух тысяч работников сферы здравоохранения и различных чиновников, показал, что, по их мнению, женщины-боссы лучше справляются со своей работой. В 11 из 14 критериев оценки эффективности женщины показали лучшие результаты, чем мужчины, а в трех оставшихся оказались равны им.
Выяснилось, что женщины-менеджеры эффективней с точки зрения стиля руководства, что персонал больше их ценит.
Но, чтобы добиться уважения и признания среди подчиненных, особенно, если ты приступаешь к работе в новом коллективе, тебе придется пройти несколько этапов. Твоя задача – гармонично вписаться в коллектив с уже сложившимися традициями. Не стоит сразу стараться перестроить отношения, вносить изменения, даже если они и кажутся тебе необходимыми. Для начала просто посмотри, как привыкли работать твои подчиненные.
Знакомство. Первым делом, выйдя на новую работу, познакомься с каждым из своих подчиненных лично. Конечно, если численность подчиненных не слишком велика. Старайся быть внимательной, запомнить по возможности имена и лица сотрудников. И не надейся, что все сотрудники примут тебя сразу. Наверняка, появятся как сторонники, так и недоброжелатели. Этого не избежать. Но первое время старайся не влезать во внутренние конфликты и не становиться на чью-либо сторону.
На выпады и иронию в твой адрес лучше вообще не реагировать. Через некоторое время, если ты поведешь себя правильно, недоброжелатели привыкнут к тебе, а благорасположенные утвердятся в своем отношении к тебе, и атмосфера станет менее натянутой.
Завоевание и удержание авторитета. Допустим, отношения в коллективе установились. Следующий шаг – завоевание авторитета, причем неформального. Это нелегко, но вполне реально. Тебе следует расположить к себе лидеров команды. Распознать их несложно: к ним всегда идут за советами. Именно им стараются понравиться новые сотрудники. Скорее всего, неформальными лидерами коллектива окажутся мужчины – к ним тянутся работающие там же женщины. Используй свое женское обаяние, чтобы установить с ними теплые отношения. Вслед за лидерами за тобой потянется вся команда.
Удержание авторитета – даже более сложная задача, чем его завоевание. Теперь ты не в праве допускать даже самые мелкие промахи в работе. Если ты покажешь всем, что сама халтуришь, то авторитет потерян. Требуй от себя всего того, что будешь требовать от подчиненных.
Управлять – это целая наука. Конечно, если тебя выбрали на важный пост, значит, в тебе уже присутствует достаточно качеств управленца. Действия всего коллектива должны быть слаженными и синхронными – как раз этого тебе и предстоит добиться.
Поэтому не забывай о мотивации. Это один из главных рычагов управления. Если ты научишься правильно и грамотно оценивать работу своих сотрудников, своевременно и справедливо поощрять и наказывать, то станешь по-настоящему хорошим и уважаемым начальником.
Подумай о том, что все мы люди. Материальное благополучие стоит далеко не на последнем месте в списке жизненных приоритетов. Даже если работа очень интересная и увлекательная, материальное поощрение за своевременное, качественное ее выполнение не помешает.
На одном из бывших мест работы у меня был начальник Максим Сергеевич. Прекрасный человек, отличный руководитель. Отношения с ним были превосходными: мы часто беседовали не только о работе, но и «за жизнь». Но стоило завести речь о материальном вознаграждении, все становилось иначе. Бонусы за хорошую работу нам только обещались, равно как и процент от продаж. А о повышении зарплаты даже речи не шло. Таким образом, наш дружный коллектив быстро распался, а в компании началась текучка кадров.
Не доводи до подобной ситуации. Не забывай, что за действительно хорошо проделанную работу каждый заслуживает поощрения.
Тем более что сейчас это можно делать не только с помощью вознаграждения, но и устраивая различные мероприятия, которые, кстати, положительно сказываются на работе и настроении всего коллектива. Выезды на природу, походы в ресторан, корпоративные праздники – все это только поможет работе.
Через некоторое время, уверена, ты сможешь освоиться в новом коллективе, заслужить авторитет среди подчиненных и добиться успеха. Главное, не волнуйся, будь уверенной в себе и своих силах, тогда точно все получится!