Несмотря все достижения феминисток, женщины-руководители все еще кажутся не совсем обычным явлением. Впрочем, необычное не значит плохое. Совсем даже наоборот: научные исследования показывают, что женщины ничуть не хуже мужчин справляются с менеджерскими задачами, а в некоторых сферах (например, в образовании) даже и лучше.
Как завоевать доверие коллектива
И вот твой звездный час настал: тебя назначили начальницей группы, отдела или даже целого департамента. Разумеется, у тебя все получится! Упрямая вещь статистика говорит, что из женщин выходят хорошие руководители, особенно если они следуют простым правилам:
- Держать оптимальную дистанцию с подчиненными. Это особенно важно, если еще вчера ты была одной из сотрудниц отдела, а сегодня стала его начальницей. Для того чтобы тебя приняли в новой роли, необходимо объяснить вчерашним коллегам, что ты теперь руководитель, и озвучить новые правила — они могут не сильно отличаться от старых, главное, чтобы были проговорены важные моменты (кто кому подчиняется; кто, перед кем и в какой форме отчитывается, и так далее).
- Максимально использовать свои женские преимущества (например, эмоциональную чуткость). Психологи выяснили, что в мужчине-руководителе коллектив видит в основном координатора рабочих процессов. А вот от женщины-руководителя подчиненные ждут теплоты, поддержки и уважения. Люди считают, что женщина должна руководить своим личным примером, а не наставлениями; от начальниц хотят, чтобы у них было время выслушать подчиненных и увидеть вещи их глазами, прежде чем принимать решения. Иными словами, от женщины-руководителя ждут женского поведения — что может быть для тебя проще?
Как завоевать доверие коллег-руководителей
Твои новые коллеги — другие руководители такого же уровня — скорее всего окажутся мужчинами, и тебе придется доказать, что ты достойна стоять с ними на одной ступеньке.
Здесь у тебя есть два пути. Первый — убедить, что вы с ними одной крови и ты в общем-то такая же, как они. Этот вариант подойдет убежденным феминисткам, верящим в равенство полов. Тем же, кто верит во что-то другое, лучше просто быть собой и в меру использовать свою женскую «слабость». Мужчины не любят умных и сильных женщин, потому что чувствуют в них конкуренцию. Попробуй зайти с другой стороны: покажи, что ты не такая, как они, и пришла, не чтобы соперничать, а чтобы сотрудничать с ними. В сложной ситуации спроси совета или попроси помощи, тем самым давая коллегам почувствовать себя сильными и опытными. Однако ни в коем случае не переигрывай и не занимай подчиненную позицию «просителя» слишком часто — хорошенького понемножку!
Вскоре после того как Марина, будучи студенткой 5 курса, устроилась стажером в Procter&Gamble, ее начальник сказал, что если она хочет сделать карьеру, ей стоит перестать быть такой «милой». Марина и на самом деле очень приятный и милый человек — из тех, кто искренне заботится о других, помнит наизусть дни рождения не только друзей, но и членов их семей, и никогда не забыват разослать праздничные открытки. Марина не послушала этого совета и решила, что лучше быть собой. Теперь, через 7 лет, она руководит департаментом в крупном банке и… остается такой же милой.
Здесь вам не тут: на работе и дома
В ходе опроса, проведенного компанией Accenture, выяснилось, что 94% девушек в возрасте от 22 до 35 лет уверены в том, что смогут поддерживать баланс между карьерой и личной жизнью. К сожалению, на деле многие женщины-руководители, выходя с работы, сталкиваются с проблемами. Даже будучи мягкими начальницами, заботящимися о подчиненных, женщины приобретают привычку контролировать рабочие процессы и нести ответственность за коллективную работу. И вот, приходя домой, своим партнерам они демонстрируют:
- Неумение переключиться с рабочей на личную волну: они продолжают «командовать парадом» и на семейном фронте.
- «Излишнюю» независимость и самодостаточность. Мужчине «трудно быть богом», а особенно рядом с женщиной, которая всем своим видом показывает, что все может сама и ни в чем особенно не нуждается.
- Привычку контролировать. Сама того не замечая, она лично проверяет, правильно ли все сделано, хорошо ли все идет, выполняется ли график. Такой тотальный контроль вполне естественно воспринимается партнером как недоверие.
Ольге 37, и сейчас она воспитывает 10-летнюю дочь Ксюшу одна. А началось все лет 8 назад, когда Ольга вышла на работу после декрета, и ее карьера быстро пошла в гору — она стала менеджером проекта, затем руководителем отдела. Вот только Сергею, мужу Оли, все это не очень нравилось. Раньше десяти вечера жена редко приходила с работы, дочку обычно заставала спящей. Однажды в ответ на просьбу трехлетней Ксюши купить ей игрушку Ольга ответила: «Зачем она тебе? Обоснуй!» «А зачем тебе я? Обоснуй!» — чуть позже спросил Сергей и, не получив вразумительного ответа, предложил разойтись.
На самом деле у женщины-руководителя есть все для того, чтобы справиться с такими проблемами. В частности, тебе помогут профессиональные менеджерские навыки. Во-первых, видение — о нем только и говорят в бизнесе. Найди «правильное» видение семейных отношений. Семья — это ведь, прежде всего, партнерство, в котором ты — о радость! — не отвечаешь за всех, и, кстати, тебе не надо ни перед кем отчитываться за достигнутые результаты. Теперь к правильному видению подключи свое умение делегировать ответственность — ведь именно этим ты занимаешься на работе! Передай часть обязанностей мужу, партнеру, детям, передай их навсегда и забудь о них.
И самое главное — помни о принципе «здесь и теперь»: получай удовольствие от своей способности перестраиваться и адаптироваться к разным ситуациям, от того множества ролей, которые ты научилась играть!