Жизнь «в банке». Работать нельзя дружить. Где запятая?Жизнь, конечно, очень странная штука. И никак не устаешь учиться и поражаться человеческой природе.

Приходя в новый коллектив и проводя на работе очень много времени, волей-неволей общаешься с коллегами не только на рабочие темы. А тут соответственно и закрадывается неформальное общение. Где-то помогаешь советом по быту, где-то становишься невольным свидетелем каких-то личных сцен, а где-то и тебе требуется подсказка от стороннего человека. Так и завязываются «дружеские» отношения. Вот только вопрос: дружеские ли?

Принимая под крыло нового сотрудника и делясь с ним долгими офисными вечерами за работой или в командировке не только опытом, но и какими-то личными вещами, иногда получаешь совершенно неожиданные фортели.

Если ты из лучших побуждений делишься опытом, даешь подсказки по профессиональным приемам, бэкапишь результат, полагая, что вы в одной команде, иногда получаешь нож в спину.

Каким-то образом твои оппоненты начинают располагать информацией, для них не предназначенной. Например, недавний юнец спокойно рассуждает о твоей пригодности к делу или обсуждает с руководством твою лояльность или отсутствие таковой. В юридической практике ты можешь вести дело пару лет, а потом, пока ты на больничном или в отпуске, заменив тебя на последнем формальном судебном заседании, твоя офисная «подруга» спокойно выдает твой результат за свой, рассчитывая на премии и бонусы.

Еще вчера твоя коллега плакала на твоем плече о несчастной любви, а сегодня на встрече с партнерами может допустить нелестные высказывания в твой адрес. Я не говорю о случаях, когда загадочным образом пропадают документы из шкафа или файлы из компьютера — это чистое противостояние. Но вот как распознать волка в овечьей шкуре в твоем напарнике или подчиненном?

Одна моя бывшая коллега записала на диктофон разговор на кухне подчиненных о начальнике и потом передала это куда следует. Благо меня тогда не коснулось. С виду — милейшей души человек, а душа оказалась темная.

Другая, не стесняясь в выражениях, описывала ход судебных заседаний, на которых ее даже не было, но зато она на короткой ноге с начальством и точно так же, полив всех грязью, пыталась выставиться в лучшем свете. А при очередной встрече в командировке сочувственно рассуждала о нездоровой обстановке в коллективе, полагая, что я не знала, кто написал доклад. При встрече тебе улыбаются, общаются, спрашивают, как семья и как перелет, приглашают на обед или кофе.  А пока ты возвращаешься назад, в самолете с чувством, толком и расстановкой пишут на тебя «сообщение» о том, что на их взгляд было просто недопустимым и возмутительным в твоей работе. И без разницы, что исход дела прошел по твоему сценарию. Репутацию твою кусают.

 

Жизнь «в банке». Работать нельзя дружить. Где запятая?

 

И получается, что твой корпоративный стиль общения, построенный на внешнем спокойствии и недопущении склок на работе, отдельные личности принимают за исключительную безнаказанность. И думают, что теперь все можно.

Подобные персонажи понимают только силу, получив как следует, они начинают признавать твое превосходство или просто достоинство, но это до очередного случая, когда ты повернёшься спиной. Возможно, у кого-то есть секрет достойного противодействия? Я наслышана о подобном поведении среди бизнес-подразделений, когда вознаграждение зависит от продаж или иного некоего результата, но когда вы в одной лодке, на одинаковых должностях и одной зарплате, ничем иным, кроме гнилого существа, подобное поведение оправдать нельзя.

Другая проблема дружбы и совместной работы бывает, когда тебя приглашает на работу твой друг-приятель. Скорее второе, конечно, но все-таки. То, каким ты видишь человека в расслабленной обстановке среди своих доверенных людей, проверенных временем, может не идти ни в какое сравнение с той персоной, которую ты встретишь в офисе. Особенно если этот приятель оказывается твоим начальником.

Я видела как примеры положительные, так и резко отрицательные. Из положительных, когда твой знакомый, а по совместительству сейчас еще и начальник, понимает, что может тебе довериться и ты его не подставишь. Соответственно, доверие помогает в работе и противостоянию внешним негативным обстоятельствам. А другой опять же воспринимает, что ему тут все можно, похоронив все бывшие отношения, он начинает наступать тебе на горло, войдя в роль начальника.

Хорошо, если у тебя есть профессиональная устойчивость к чужим истерикам и ты можешь указать на невозможность такой формы общения, развернуться и уйти, а если нет? А если скандал, мат, ругань? Была свидетелем, когда и на личности переходили, и канцелярией кидались. Интересно, кому это на руку в офисе и какой репутации это на пользу? Итог всё равно один — совместной работы при таком раскладе не получается. И ломается не только работа, но и дружба.

Так значит лучше вместе не работать или на работе лучше не дружить?

При этом, конечно же, нельзя принимать повсеместные приятельские отношения за дружбу. Я не говорю о тех людях, с кем встречаемся по жизни случайно и также легко расходимся.

По своему опыту могу сказать, что на работе можно приобрести и прекрасных друзей, с которыми, вне зависимости от смены места работы, вы будете дружить годами. Однако при этом нельзя отрицать, что совместная работа однозначно проверяет на прочность все отношения. И каждый для себя решает: дружить или работать? Или все-таки совмещать?