Еще десять-пятнадцать лет назад дворы в послеобеденные часы, когда большинство школьников приходили с занятий, наполнялись ребятней всех возрастов. Гомон не смолкал до позднего вечера, пока последние сорванцы не откликались на призывы с балконов уже охрипших родителей. Сегодня стайки ребятни значительно поредели. И дело тут не в недостатке детей, а в изобилии компьютеров, заменивших нынешним детям зачастую и прогулки, и друзей.
Жизнь складывается так, что без электронных устройств сегодня уже не обойтись. Редко у кого в доме нет компьютера или ноутбука, а, значит, рано или поздно вопрос о влиянии компьютерных игр на детей возникает практически у всех родителей. Так что сулит знакомство ребенка с компьютером?
Знакомство детей с компьютером
Дети очень быстро увлекаются компьютером и осваивают его возможности. И, как говорят психологи и педагоги, сегодня игры начинают привлекать малышей даже четырех- и пятилетнего возраста.
Плюсы компьютерной грамотности
Компьютерная грамотность позволяет детям развиваться, пользоваться обучающими и познавательными ресурсами и программами, учиться самостоятельно добывать знания и анализировать информацию.
Существует масса игровых программ, направленных именно на развитие умений и знаний ребенка. Есть замечательные тренажеры внимания, логики, грамотности и быстроты реакции, при помощи которых ребята значительно проще начинают осваивать программу в младших классах и при подготовке к школе.
Вот только такие игры, зачастую, не сопровождаются ярким, захватывающим действием и после одного прохождения быстро забываются. Намного увлекательнее оказываются «стрелялки», «гонки», «боевики», «ролевики» и «стратегии». Наряду с развивающим действием, они могут оказывать и негативное влияние.
Минусы такого знакомства
Вовлечение в игровое действие может обернуться стойкой зависимостью от компьютера и всемирной сети. Ничего удивительного здесь нет. Ребенок, ранее сам придумывавший сюжеты игр или пассивно наблюдавший за приключениями персонажей любимых мультфильмов, получает возможность почувствовать себя героем, пережить почти настоящие сказочные события и совершить невероятные путешествия. А, когда сказка заканчивается, и настает время учить уроки или ужинать, то вернуться в реальный мир малышу очень непросто.
Родители же зачастую пускают пребывание детей за компьютером на самотек и постепенно теряют контроль над досугом малыша.
Если дошкольники пока не в состоянии скачать и установить игру, и уследить за ними проще, то школьники становятся на порядок самостоятельнее. Оставляя их без контроля, родители многим рискуют. Они не знают, чем в течение долгих часов увлечен их ребенок, что он скачивает из сети, каковы сюжеты его любимых игр. Подчас родители требуют отчет только о выполнении домашних заданий или вовремя съеденном супе.
Поэтому, начиная разбираться в ситуации, нужно уяснить, что в игровой зависимости виноваты исключительно мама и папа, и искать выход из нее придется именно родителям.
Вредное воздействие компьютера на психику
Под воздействием компьютерных игр, перенасыщенных действием, дети теряют грань между реальностью и виртуальным миром. Даже вставая из-за компьютера, они подсознательно не выходят из игры и продолжают действовать так, как будто кругом виртуальные враги. Зачастую это выражается в неспокойном сне ребенка, нарочитой грубости, чрезмерной активности или, наоборот, заторможенности и отрешенности от действительности. Влияет игровая зависимость и на манеру поведения детей, и на их здоровье.
- Меняется привычное поведение. У детей, вовлеченных в виртуальность, может деформироваться ощущение времени. Уход в сюжет игры настолько вырывает их из реальности, что ребенок может забыть об еде, домашних обязанностях и учебе. Придя из школы, он спокойно проведет за игрой беспрерывно несколько часов, пока с работы не вернутся родители. Результат такого времяпрепровождения не замедлит себя ждать. Недостаточная двигательная активность, уменьшение живого общения, низкая успеваемость и дезориентация в обществе.
- Появляется агрессия. А если говорить о том, что большинство компьютерных игр несут негативный эмоциональный заряд и довольно агрессивны, то выводы будут и вовсе плачевными. И негатив, и агрессия легко впитываются неокрепшей детской психикой, а вот изгнать их оттуда уже невероятно сложно. Что нужно сделать, чтобы победить в игре? Преодолеть все препятствия и победить всех врагов! И если победа в играх для самых маленьких сводится к удару по какому-нибудь мячику или злобному комару, то в играх для старшего возраста убийства врагов совершенно реалистичны. Начиная играть в дошкольном возрасте, ребенок постепенно впитывает мысль, что победа над недругом, как бы он ни выглядел, — это не убийство, а достижение. Это бонусные баллы, новый уровень и новые возможности в игре. За убийство в игре не наказывают, а, наоборот, награждают. Сложившийся стереотип закрепляется, переносится из игры в реальность и может привести к плачевным последствиям и для ребенка, и для окружающих людей.
- Переутомление и истощение нервной системы. Долгие часы у монитора, сопровождающиеся неотрывной игрой, не приводят к физической усталости ребенка, зато сильно влияют на состояние его психики. Нервная система, находясь под постоянной нагрузкой, устает сдерживать эмоциональный накал. Дети, которые якобы отдыхают, играя за компьютером, быстро переутомляются. У них отсутствует внимание, они могут моментально менять поведение, гневливо вспыхивать, как спички, или тут же плакать. По мнению психологов, бесконтрольная игра способна приводить к накоплению стресса. А когда психика взорвется, и стоит ли этого ждать, решать только родителям. Родителям нужно срочно обратить внимание и принимать меры, если ребенок не может сосредоточиться, капризничает без видимых причин. А причина на самом деле есть – это детская психика защищается. И две крайности такой защиты – гиперактивность и отчужденность, граничащая с трансом.
- Ухудшение здоровья. Недостаток движения, неправильная посадка и чрезмерная концентрация на экране… Увлечение компьютерными играми влияет и на физическое состояние. Страдает общефизическая подготовка, позвоночник, зрение. И это только на первых порах. В запущенных случаях безобидные игры станут причиной заболеваний желудка, кишечника, и нервной системы. И прямая обязанность родителей — не допустить подобной беды.
Какие игры самые опасные?
Увлечь могут все игры, они на это и рассчитаны. Но особое внимание нужно обратить на ролевые игры, где ребенок участвует в сюжете, исполняя определенную роль.
Принимаясь играть, дети буквально вживаются в компьютерный образ, начинают мыслить, как выбранный персонаж, копировать его манеру поведения и даже фразы. Такая подмена личности не проходит без следа. Отходя от монитора, ребенок не выходит из образа и принимает жизнь, как продолжение игры. Это может выражаться в неестественности поведения в кругу семьи и среди друзей и неверной оценки опасностей в реальной жизни, например, расстояний для прыжка, высоты препятствия или веса предмета. Ребенок часто проявляет агрессивное поведение в играх с другими детьми и грубит взрослым, перенося характерные черты героя игры в реальность.
В более взрослом возрасте достаточно пагубное влияние на подростков могут оказать сетевые игры, которые имеют очень сильную притягательность из-за присутствия других «живых» игроков, возможности общения с ними и высочайшей динамики.
Зависимость от таких игр заражает ребенка очень быстро, поэтому у родителей достаточно мало времени, чтобы принять меры.
Возрастные категории
Часто взрослые не обращают внимания на возрастные ограничения. На каждом конверте с игрой есть маркировка, на какой возраст продукт рассчитан. И нужно понимать, если семилетний малыш ведет битвы с монстрами, рассчитанными на восприятие категории +18, то ничего хорошего психике малыша такая игра не сулит.
Но и слишком доверять такой маркировке не стоит. Определяю возрастную категорию сами разработчики или издатели, заинтересованные в наибольших продажах своего творения. Поэтому, прежде чем оставлять ребенка перед монитором наедине, будет правильным взрослому лично убедиться в безопасности действия для психики ребенка.
Необходим и дальнейший контроль над играющим ребенком, чтобы не наступила та самая, опасная зависимость от игрового процесса.
Как победить зависимость детей от компьютера
Прежде всего, не нужно запрещать детям играть вовсе. Любой запрет вызывает в ребенке чувство противления. То, что запрещено, наверняка очень интересно. Поэтому будет правильнее незаметно, исподволь ограничивать время игры, одновременно занимая свободное время ребенка чем-то полезным.
Исходить можно из детских интересов или из тех же компьютерных игр, от которых нужно отвлечь. Если ребенок без ума от рыцарей или сражений прошлого, почему бы не посетить всей семьей историческую реконструкцию каких-то знаменательных событий, пройтись по залам музея или просто посмотреть всем вместе новый фильм на историческую тему. Фаната легендарных эльфов увлечет собрание клуба толкиенистов, часто устраивающих красочные сборища где-нибудь в парковой зоне или пригороде. Штурмовика из звездного десанта родители могут познакомить с тайнами Вселенной в планетарии.
Примеров таких семейных мероприятий множество. А решают они, при всей незамысловатости, сразу несколько задач:
- Во-первых, это главная цель – отвлечение от самого процесса игры и отрыв от монитора.
- Во-вторых, ребенок, не противясь такому мероприятию, получает дополнительные знания по интересующей его теме, но из стороннего источника. Это хороший способ отвлечь от сидения перед монитором, не выходя, по сути, из сюжета. Ребенку будет приятно блеснуть эрудицией и познакомиться с людьми, говорящими с ним на одном языке.
- А, в-третьих, не всегда серьезная увлеченность – это плохо. Быть может, вовремя направленный по нужному пути, ребенок приобретет серьезный интерес на всю жизнь и будет благодарен за это именно родителям.
Да и семейные узы после совместных походов станут только крепче.
Ведь нет ничего важнее на свете, чем любовь близких людей. Она придает сил и способна даже зло превратить в добро.