Не секрет, что сегодня педагоги настоятельно рекомендуют родителям, как можно раньше начинать вести портфолио ребенка. И хотя, порой, создание своеобразной летописи развития малыша кажется излишним и надуманным, но пользы от этого документа гораздо больше, чем хлопот. Именно поэтому портфолио стало практически обязательным при поступлении ребенка в дошкольное детское учреждение, а запрашивают его, начиная с трехлетнего возраста.
Если же подойти творчески, то обязательный документ станет копилкой успехов малыша, летописью его достижений и побед по всем направлениям развития личности маленького человека.
Назначение портфолио для детского сада
Заинтересованные в более близком общении с ребенком родители используют для этого процесс сбора портфолио. Действительно, это рождает общие интересы, взрослые вокруг малыша начинают чаще замечать его достижения и акцентировать на них внимание, а значит, семья проводит больше времени вместе, занимаясь одним важным делом.
В портфолио находят отражение разные грани развития малыша:
- социально-личностная;
- познавательно-речевая;
- физическая;
- художественно-эстетическая.
Совместное создание портфолио поможет ребенку освоить такой важный инструмент самопознания, как «Какой Я?», что позволит маленькому человеку проще понимать себя и определять свое место в мире. А что может быть важнее в будущей жизни?
Польза портфолио для педагогов, которым предстоит общаться с ребенком, неоспорима. Но более всех в этом документе нуждается сам малыш.
Портфолио пополняется лучшими детскими рисунками и фотографиями других поделок, наблюдениями, как ребенок взрослеет, какие слова и понятия осваивает, как прирастают его навыки и умения.
Каким будет портфолио?
Так как разговор идет о портфолио ребенка, то не может и речи о скучном формальном подходе к документу. Летопись роста малыша должна быть увлекательной и яркой, ведь она создается не для галочки или педагогов, неординарной книге предстоит стать гордость ее героя – самого ребенка. И будет правильно, если собирать эту летопись родители начнут вместе с ребенком, объяснив малышу, зачем эта книга создается, и что в нее будет входить.
И не стоит думать, что трехлетний малыш не поймет замысла. Уже в этом возрасте дети неравнодушны к ярким картинкам, а если это будут его картинки, то интерес долго не ослабеет. А спустя время, немного подросший человек может поразиться с тем, каким он был еще недавно, и сравнить сегодняшние и вчерашние умения.
Титульный лист
Самый первый, титульный лист ребячьего портфолио можно сравнить с той одежкой, по которой, согласно поговорке, встречают. Это лицо всеобъемлющей работы, позволяющее создать первое впечатление о ребенке и о его семье, принимавшей деятельное участие в сотворении книги о маленьком герое.
Однако, как бы ни был важен титульный лист, перегружать его сведениями не стоит. Для всего, о чем хочется поведать, предназначено еще много страниц внутри книги. На титул же выносится самое главное – кто владелец этого портфолио, каков его возраст и где герой учится и проживает. Совсем не лишней будет и фотография самого ребенка. И если текстовую часть титульного листа многие родители предпочитают сделать при помощи компьютерной техники, то художественное оформление можно сделать вместе с ребенком, которому будет приятно внести свой вклад в создании первой страницы собственной книги.
Содержание детского портфолио
Раздел №1. «Мой большой мир»
Этот раздел иногда называют еще и «Портретом», и здесь размещается вся самая важная для ребенка информация. Можно предложить, например, такой перечень:
- Моё имя. Здесь кроме самого имени малыша может быть помещена информация и значении выбранного для ребенка имени, почему родители именно так назвали сына или дочку. Будет интересно узнать и предрасположенности, которыми наделяет гороскоп владельцев этого имени. Если у семьи примечательная фамилия, то родители могут объяснить ее значение или чем она прославлена.
- Моё имя при крещении. Если ребенок при крещении получил второе имя, то и его можно пояснить, коротко описав небесного заступника малыша.
- Моя семья. Не менее важно рассказать о людях, близким малышу, указать имена родственников или даже создать семейное древо.
- Мои друзья. Малышу будет интересно рассказать о своих друзьях и их увлечениях, рассмотреть их фотографии и вспомнить общие игры.
- Где я живу. На этих страницах следует рассказать о городе или поселке, где живет семья, об интересных местах и, конечно же, о своем доме. Подкрепят рассказ красочные картинки и фотографии.
- Мой детский сад. Здесь располагается описание детского сада и группы, куда ходит малыш.
Раздел №2. «Мои игры и занятия»
- Мои занятия с взрослыми людьми в детском саду и дома, в кружке или в студии;
- Мои любимые игры в детском саду и дома;
- Мои занятия по системе раннего развития, с указанием конкретной методики и рассказа об охотно посещаемых ребенком занятиях;
- Мои любимые книги. Здесь указываются названия книг и их авторы;
- Мои увлечения. Любимые занятия малыша, которым он с удовольствием посвящает время вне садика.
- Мои прогулки. Описание прогулок, совершаемых ребенком, подкрепленные фотографиями и рисунками малыша.
Раздел №3. «Мои праздники»
Данный раздел целиком посвящен праздникам, которые прошли за прошедший период времени. Это могут быть тематические утренники в детском саду или домашние торжества, непосредственно касающиеся жизни ребенка. Например, Новый год, Женский день, Рождество или дни рождения, праздник осени или день Единства.
Раздел №4. «Я расту»
В этом разделе могут быть включены рубрики, дающие представление о разных гранях развития малыша.
Динамика физического развития
Здесь вносятся антропометрические данные, дающие возможность отслеживать изменение роста, веса и других показателей. Оформление может быть различным. Для наглядности можно использовать графики или диаграммы, не возбраняется прикрепление рисунков и сравнительных таблиц. Детям нравится, когда одним из показателей из роста становится контур ладошки и ступни в разном возрасте.
Сюда же прикрепляются и фотографии малыша в разном возрасте.
- Антропометрические показатели;
- Моя ладошка. Контур обводится каждый год. Удобнее это сделать в день рождения малыша, чтобы была видна динамика роста.
Динамика общего развития
По собранным в этой рубрике материалам можно отследить социальное и личностное развитие ребенка и его успехи в познавательно-речевой сфере.
- Устами младенца. Здесь родители собирают все интересные слова и выражения ребенка, созданные им в процессе обучения речи, а также интересные мысли ребенка.
- Я знаю буквы. Хронология изучения азбуки.
- Я читаю. Как малыш учится читать в разном возрасте, например, по буквам, затем по слогам, и, наконец, по словам.
- Я умею считать. Динамика изучения счета в разном возрасте. Умения и навыки.
- Моя любимая песня.
- Мое любимое стихотворение.
- Я умею играть на музыкальных инструментах.
- Я умею танцевать.
- Мир вокруг меня. Впечатления и наблюдения.
- Мой внутренний мир.
Творческое развитие ребенка
Рубрика включает детские рисунки и фотографии объемных творческих работ, а также фоторепортажи с мероприятий, где ребенок принимал участие:
- Рисунки в разных техниках и жанрах;
- Малая скульптура из пластики, теста, пластилина или глины;
- Аппликация и мозаика;
- Результаты конструирования;
- Фотографии поделок из различных материалов;
- Участие в постановках, с приложением фотографий и указанием роли.
Мои рекорды
В этой рубрике отводится место всем достижениям ребенка, выразившимся в почетных грамотах, дипломах и похвальных листах, которые ребенок получает в детском учреждении, на выставках, в клубе или после участия в соревнованиях или конкурсах. Это послужит хорошим стимулом к достижению высоких результатов, чем бы малыш ни занимался, научит прикладывать усилия и даст повод гордиться достигнутыми результатами.
Материалы располагаются в последовательном хронологическом порядке, что дает, взявшему в руки книгу, наглядно отслеживать динамику развития малыша и отмечать стремления ребенка по мере роста.
Раздел №5. «Мои заметки и впечатления»
Здесь место всем впечатлениям, полученным малышом после посещений театральных представлений, выставок, походов и киносеансов.
- Мои путешествия и походы.
- Мои незабываемые открытия.
- Мои удивительные экскурсии.
- Мои впечатления о спектаклях и выставках.
Раздел №6. «Отзывы и пожелания»
Здесь в свободной форме записываются пожелания и отзывы взрослых, общающихся с ребенком:
- Воспитателей в детском учреждении;
- Родителей;
- Педагогов из учреждений дополнительного образования, посещаемых малышом.
Эти записи должны повысить самооценку малыша, ведь высказанная взрослыми похвала и высокая оценка достижений позволит не только гордиться уже полученными результатами, но и стремиться к новым высотам. А причиной для отзыва может послужить и день рождения малыша, и выпуск из очередной группы, и любое проводимое мероприятие.
Памятка по ведению детского портфолио
Памятка предназначена педагогам и воспитателям детского учреждения.
- Заполнять разделы портфолио могут и должны не только педагоги, но и родители ребенка.
- Разделы детской летописи не нумеруются, да и располагать их можно в свободном порядке.
- Работы ребенка и достижения обязательно датируются, что поможет отслеживать динамику и сравнивать созданное ребенком ранее с тем, что создано сегодня.
- Категорически запрещено использовать данные портфолио для сравнения одного ребенка с другим!
- Документ должен быть оформлен аккуратно и творчески, чтобы ребенок мог оценить его важность и ценность.
- Владелец портфолио – ребенок, поэтому просмотр документа третьими лицами возможен только по разрешению малыша.
- Во время заполнения документа важно разъяснить детям, на чем основывается самооценка, чтобы не произошло ее занижения или, наоборот, завышения.
Обязательно нужно фиксировать все успехи ребенка, являющиеся главным стимулом к дальнейшему развитию.