Здоровый ребенок активен и жизнерадостен. Это его обычные эмоциональные состояния. Формирование самосознания и перипетии обыденной жизни могут вызывать и негативные эмоции. Многие детские проблемы исчезнут со временем, чего нельзя сказать о страхе. Он растет вместе смалышом. Чем больше знаний ребенок получает об окружающем мире, тем больше осознание опасности, расширяется круг предметов и явлений которых он боится.
Бесстрашный ребенок вызывает гораздо больше опасений, чем осторожный. Но грань между чувством самосохранения и патологическим страхом довольно тонкая, поэтому страхи мешают жить, вызывая невротические расстройства. И это еще не все. Детские страхи могут привести и к более серьезным проблемам: нервный тик, энурез, плохой сон, агрессия, отказ от контакта с окружающими. Иногда непреодолимый детский страх указывает на серьезные психические заболевания: аутизм и шизофрению. В таком случае поможет только врач.
В принципе, когда малыш испытывает страх, это вполне нормально. Боязнь выдуманных чудовищ, разбойников и животных говорит о наличии воображения, боязнь одиночества – о том, что он привык жить в обществе людей. Главное, чтобы такие страхи не переросли в фобии, тогдамалвшу потребуется помощь.
Причины
Детские страхи возникают по разным причинам: недостаточная активность, отсутствие коллектива и навыков общения с другими людьми. Все это приводит к появлению беспокойства без видимых причин.
Любой ребенок чего-то боится, но многие родители даже не подозревают об этом. Часто, они сами закладывают страх в основу послушания, заставляя ребенка сделать что-то необходимое. К примеру, он не слушается, не хочет собирать игрушки. В таком случае, родители повышают голос, вызывая страх громким звуком, приводят себя в качестве примера, вызывая страх, не соответствовать своим родителям. Или вызывают страх потери, угрожая лишениями, прибегают к телесным наказаниям, вызывая страх боли, угрожают запереть в темноте или отдать чужому человеку, тем самым вызывая у страх одиночества, темноты, боязнь злых людей, смерти.
Значительную роль играет мать. Главенствующая в семье, она часто раздражительна и беспокойна, может резко прикрикнуть или наказать, что конечно вызовет ответную реакцию.
Страхи у детей часто появляются из-за излишней опеки родителей. Заботясь о безопасности малыша, они и шагу не дают ступить, не сделав предупреждения: «нельзя», «не ходи», «не трогай», «не бегай», а на естественный вопрос «почему?» отделываются категоричным ответом: «нельзя и все!». Отсюда у него возникают различные фантазии.
Все дело в особенностях психики малыша. Чувствительные и ранимые дети чаще всего подвергаются страхам. Особенно тяжело мальчикам, ведь от них требуют большей смелости, а когда он боится, сюда примешивается и стыд за свой страх. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом. Такие взрослые потеряют доверие малыша, он замкнется в себе.
Шумные выяснения отношений между родителями часто приводят к развитию чувства страха у детей. Причем родители могут и не подозревать, что своими действиями вызывают у него страх, так как внешне он может этого и не показать, и оставаться совершенно спокойным. Длительное нахождение в стрессовой ситуации может привести к невротическим отклонениям, так как психика маленького человека довольно неустойчива и отрицательные эмоции негативно на нее влияют. На основе страха развивается тревожность – необоснованное беспокойство, опасение.
Некоторые исследователи считают, что тревога развивается в процессе социализации. Она неизбежна, но устойчивые фобии могут принять патогенный характер и подавлять нормальное развитие ребенка как личности.
Малыш боится горшка
У малышей часто возникает страх перед горшком: он плачет, убегает прячется и усадить его на горшок просто невозможно.
Что делать родителям
- Оставить ребенка в покое на время и, ни в коем случае, не ругать и не угрожать. Иначе можно вызвать у него патологический страх, скорректировать который самостоятельно вы уже не сможете.
- Купите новый горшок. Желательно, выбирать его вместе с ребенком: это даст ему ощущение власти над ситуацией.
- Опять-таки, не настаивать, чтобы карапуз мгновенно опробовал покупку. Просто поставьте горшок в комнате, чтобы малыш привык. Это позволит снять давление.
- Предложите ребенку внимательно изучить горшок. Повертеть, потрогать, выяснить, из какого материала он сделан.
- Проигрывать пугающую ситуацию. Пусть малыш садит на горшок кукол и игрушки. Во-первых, такие игры позволят малышу воспринимать горшок, как нечто обычное и повседневное. А также, игра несет положительные эмоции, которые просто необходимы для победы на страхом.
Даже если вам кажется, что малыш просто капризничает, нужно внимательно отнестись к его страхам. О том, какие последствия имеют незамеченные детские страхи пойдет речь ниже.
Страх беззащитности
В наше беспокойное время страх незащищенности, в основе которого лежит опять же страх смерти, все более обоснованный. Поэтому родителям необходимо снизить чувство тревожности: стараться не смотреть новости, в которых говорят о катастрофах, войнах и насилиях. Помочь ему преодолеть такой страх можно, если на вопрос ребенка ответить: « Угроза есть, но не факт, что это случится. Если соблюдать осторожность, все будет хорошо». Элементарные меры предосторожности, помогающие избегать насилия, ребенок, конечно же, должен знать.
Страх наказания
Страх наказания у малыша не говорит о том, что его постоянно бьют. Часто, родители не применяют телесных наказаний вообще, но общение происходит властно и не допускает каких-либо возражений. Или родители требуют от ребенка слишком многого. Он боится стать нелюбимым, плохим, не соответствовать родительским меркам, быть отвергнутым. А ведь для него нет ничего хуже.
Страх смерти
Страх смерти может появиться у ребенка в шести — семилетнем возрасте. Он внезапно осознает, что все люди и он сам, когда-нибудь умрут, и это для него довольно серьезное потрясение. У особенно чувствительных детей это открытие оставляет тяжелые впечатления и долго тревожит. Родители должны проанализировать собственное поведение: не слишком ли зациклены на детских болезнях, разговорах о тяжелой жизни и различных опасностях, не чересчур ли тревожатся сами. Детям не стоит присутствовать на похоронах и наблюдать покойников. Это очень сильное эмоционально переживание, которое вызывает скрытый страх.
Как бороться с детскими страхами
Можно помочь ребенку с помощью игровых методов. В неформальной обстановке, усвоение привычек и навыков и корректировка своего поведения и преодоление психологических трудностей идет лучше. Прокручивание ситуаций страхов в игровой форме освобождает ребенка от негативных переживаний.
Не нужно превращать ее в обязанность, если ребенок не хочет играть – то не надо. Поскольку страхи очень разнообразны, то и вариантов игр должно быть множество. В них он будет «проигрывать» различные ситуации, преодолевая свой страх. С помощью игры можно добиться гораздо лучшего результата, чем с помощью нравоучения или наказания.
Есть несколько способов победить детские страх, родители должны обратить на это особое внимание.
Упростить.
Чтобы победить детский страх и тревогу родителям достаточно будет снизить лишнее напряжение за счет упрощения распорядка дня. Если ребенок подвержен частым вспышкам раздражения, упростите на некоторые время его жизнь, снимите некоторые несущественные запреты.
Рационализировать.
Основными приемами коррекции эмоциональных состояний у детей являются демонстрация и разъяснение им того, почему та или иная ситуация может быть опасна. Иногда можно использовать «волшебные» предметы, которые могут защитить малыша в любой ситуации. Совместно изобретенные родителями и ребенком средства защиты тоже имеют положительное влияние.
Преобразовать.
Преобразование страхов – это психотерапевтический прием. Попросите ребенка нарисовать то, чего он боится, или слепить из пластилина. Затем вместе с ребенком выбросьте или уничтожьте.
Родители должны знать несколько действий для рационализации детской тревожности:
- распознавать стрессовые реакции по определенным признакам;
- обеспечить надежное присутствие взрослых;
- предоставить возможность ребенку рассказать о своем состоянии;
- разрешать ребенку поведение, уже не свойственное его возрасту: посидеть на коленках или закутаться в одеяло.
Последствия
Не замечаемые детские страхи и несвоевременная коррекция приводят к развитию отрицательной эмоциональности у детей. Она может обретать три формы: тревожность, негативистическая демонстративность и уход от реальности.
Тревожные дети
Постоянное недовольство ребенком родителями, упреки, замечания, приводят к тому, что ребенок постоянно боится что-то сделать неправильно или плохо. Отсюда и возникает высокая тревожность. Или наоборот, родители видят в ребенке гения, неординарную и высокоразвитую личность, предъявляемые требования очень высоки, ребенок стремится оправдать возложенные надежды, но не может справиться.
Повышенная тревожность приводит к снижению самооценки и повышению мотивации избегания неудач. В результате, ребенок будет стремиться действовать только по указанию взрослых, установленным образцам и бояться проявить инициативу.
Недовольные таким поведением взрослые, могут все чаще обращать внимание на проблемы ребенка, усиливая его эмоциональный дискомфорт. Возникает замкнутый круг, разорвать который взрослые могут, пересмотрев свои установки. Внимание необходимо заострять на успехах малыша, что послужит причиной снижения уровня тревожности.
Демонстративный ребенок
Это стремление малыша привлекать к себе внимание.
Такие дети могут показывать преувеличенные эмоциональные реакции, манерничают, стремясь обратить на себя внимание, получить похвалу. Такая линия поведения заключается в недостатке похвалы со стороны окружающих. Причинами демонстративности может стать как «заброшенность» ребенка, отсутствие внимания, так и его избыток, который вызывает у него чрезмерную потребность в постоянном эмоциональном контакте. Такие дети добиваются внимания разными способами, вплоть до нарушения правил поведения, так как замечания, сделанные взрослыми, подкрепляют их демонстративность. Чтобы снизить ее, родители должны предоставить малышу разные возможности для самореализации: участие в детских утренниках, концертах, общественные поручения и изобразительная деятельность.
Уход от реальности
При таком варианте, дети стремятся обратить на себя внимание, с одной стороны, и не могут реализовать свое стремление из-за высокой тревожности, с другой. Высокий уровень тревожности затрудняет их деятельность и контактность. Не достигнув желаемого успеха, ребенок «выпадает» из жизни, начинает «витать в облаках». Здесь свою защитную функцию выполняет воображение. В мечтах он добивается признания, которого ему недостает в реальной жизни. Стремление к нему всегда отражается в детских фантазиях и отстраненности. Чтобы скорректировать такое поведение, взрослым достаточно будет активно поощрять малыша, проявлять к нему внимание и заинтересованность в результате его деятельности.