Первый класс – серьезное испытание не только для маленького школьника, но и для его родителей. Ребенок должен привыкнуть к новому режиму, освоить возрастающее количество обязанностей и каждый день выполнять домашние задания. Желание родителей помочь ему и взять хотя бы часть работы на себя понятно, но насколько оно полезно – вопрос открытый. Большинство родителей в прямом смысле начинают повторное обучение с первого класса, делая все задания вместе со своим ребенком, изучая особенности программы и проводя по несколько часов в детской комнате, пока все не будет готово.
Помогать делать уроки тоже можно по-разному. Одни родители считают, что диктовать малышу решения задач и выводить его рукой палочки в тетради – это обучение. Другие стараются ограничить собственное вмешательство и дать возможность ребенку самому писать, считать, читать, делать ошибки и учиться их исправлять. Чтобы понять, как правильно поступать, нужно постараться спрогнозировать, к чему приведут те или иные действия. Кроме того, взрослым нужно решить для себя: ребенок учится получать хорошие отметки или учится получать новые знания и самостоятельно осваивать новую информацию. Тогда будет легче определиться в объемах помощи.
Роль родителей в процессе обучения
Основная задача взрослого человека – помочь ребенку в организации своего времени и распределения сил. Родители не должны делать уроки за своих детей, подсказывать, сидеть над ними по несколько часов и контролировать написание каждой буквы. Важно научить ребенка учиться, чтобы со временем он мог это делать сам. И нести ответственность за полученный результат.
Сделать это не так сложно, как может показаться. Нужно помнить о родительской роли и объеме необходимого участия. В этом поможет соблюдение следующих принципов:
- С первых дней учебы нужно приложить максимум усилий, чтобы помочь ребенку перестроиться в новый режим. Забирать его со школы, кормить обедом, проговаривать, сколько у него есть времени на отдых и зачем он нужен детскому организму, готовить к выполнению домашних заданий и контролировать их выполнение. Алгоритм должен быть простым, понятным и четко выполнимым. Тогда первокласснику будет несложно к нему привыкнуть и в дальнейшем выполнять самостоятельно.
- Важно правильно распределять время ребенка, чтобы уроки делались не в спешке, а спокойно и последовательно. И научить его делать то же самое. Через каждые 20-30 минут нужно делать небольшой перерыв, дать ему возможность отдохнуть, а затем напомнить, что пора поработать еще. Только когда все будет закончено, можно позволить себе полноценный отдых.
- Родители должны оставаться спокойными и уравновешенными. И хотя это одна из самых непростых задач для молодых мам и пап, нужно постараться держать себя в руках. Помочь этому может воспоминание о собственном детстве и домашних заданиях. Как не хотелось ничего делать, как до последнего оттягивался нелюбимый предмет, как придумывались разные мешающие обстоятельства. Вспомнить это и попытаться помочь ребенку преодолеть это, мотивировать его улыбкой и поддержкой, а не наказаниями и угрозами.
- С каждым разом присутствие родителя при подготовке домашнего задания должно уменьшаться. Сегодня просидели над письмом полчаса, завтра две буквы ребенок написал без мамы, через несколько дней мама только направила, а потом пришла и проверила. Организация процесса гораздо важнее постоянного присутствия и контроля.
Мамы и папы обычно мотивируют это тем, что, если они уйдут и позволят ребенку делать все самому, на следующий день он получит плохую отметку. Но ведь это будет его оценка. И в возрасте 10-12 лет и даже старше подросток уже должен понимать ответственность за это. Ведь его обучение нужно не родителям, а только ему.
Как приучить ребенка к самостоятельности
Чтобы ребенку с самого начала было легче адаптироваться к школьным правилам, родителям придется приложить усилия. Прежде всего, нужно с ним поговорить, и желательно, чтобы при этом присутствовали и мама, и папа. Возможно, таких разговоров будет несколько, но подготовка к школе начинается именно с подготовки сознания малыша. Нужно объяснить ему важность обучения, пообещать поддержку и помощь, но обязательно сделать акцент на взрослых обязанностях, которые у него теперь появляются.
Чтобы после школы ребенку было проще распределить свое время и уделить внимание всем урокам, можно составить план или распорядок дня. Частично его можно прописать, а кое-что нарисовать. Важно, чтобы ребенок видел, что после окончания школьных уроков есть еще несколько дел, которые он обязательно должен сделать. И домашнее задание – одно из таких дел.
Важно хвалить его каждый раз, когда все получается, и подбодрить, если он что-то не успел. Положительный настрой и уверенность родителей передается детям, они растут сильными и самостоятельными. А вот уменьшить число дополнительных секций и кружков желательно. Лучше оставить одну-две, которые помогают ребенку расслабиться и по-настоящему приносят удовольствие. А остальные добавить через пару лет, когда режим будет четким и размеренным.
Делать уроки на черновики – важный этап для ребенка, который поможет ему не бояться совершать ошибки. Он должен знать, что в черновике может писать как угодно, черкать и пробовать несколько вариантов решения задач. А найдя правильный – переписать его в чистовик. Особенно важно приучить его работать с черновиками, если он делает уроки сам до прихода родителей. Тогда их можно будет просто проверить и переписать начисто.
Таким образом, чтобы разобраться, стоит ли делать уроки вместе с ребенком, нужно для начала определить, какой результат хочется получить. Цель родителей научить ребенка учиться самостоятельно, тогда он в любом возрасте сможет усваивать нужную ему информацию и легко осваивать новое.