Начинать учить читать ребенка можно и нужно с маленького возраста. Именно в период раннего детства он  учится понимать и различать устную речь, а также интерпретировать ее. 

Органы восприятия – глаза, уши только воспринимают сигналы от окружающего мира и направляют их, непосредственно, в мозг. В последующем, именно там происходит процесс понимания, узнавания и дальнейшей обработки информации.

Когда мы слышим устную речь, отдельные слова и целые предложения, в первую очередь, ухо улавливает звук, который в процессе мозговой деятельности воспринимается как ряд разрозненных электрохимических импульсов, которые, в последствие, формируются в устойчивое понимание смысла и значения слов. Точно по такому же принципу работает зрение. Глаза видят, но не могут интерпретировать сигналы и понимать. Мозг не имеет возможности видеть, но понимает.

Безусловно, одним из самых важных навыков для ребенка должно стать умение читать и понимать смысл прочитанного.  В списке обучения и дисциплин во всех образовательных и воспитательных учреждениях стоит чтение, которому учат как в стандартной, так и в игровой форме.

Способы обучения

Научить ребенка читать можно при помощи нехитрых предметов. Запаситесь листами белого картона и двумя маркерами красного и черного цвета.  Чем толще будет стержень, тем лучше написанный текст будет восприниматься зрением ребенка.

Из картона вырезаются полосы размером 10×50 см, на котором, затем вы будете писать слова для чтения. Рекомендуемый размер шрифта – 7,5 см в длину и 1, 5 см в толщину. В таком варианте слова и буквы будут восприниматься гораздо лучше.  Важно оставлять небольшое пространство для полей, примерно 1,5 см, так как во время обучения вы будете держать карточки в руках, и желательно, чтобы слова не перекрывались пальцами.мама читает

Используйте прописные или заглавные буквы только тогда, когда пишете на карточке имена собственные, которые и должны писаться с заглавной буквы. Это значительно облегчит дальнейшее понимание и обучения ребенка, а также заложит в нем некоторые основы грамматики и правил  русского языка.

Пишите аккуратно, без помарок. Следите за тем,  чтобы слово умещалось на полоске, ровно посередине. Экспериментировать и оригинальничать со шрифтом не стоит, дабы не нарушать последовательность восприятия материала ребенком. Во всем должна быть некая однообразная система, ведь на данном этапе нам важно научить ребенка запоминать начертание слов и уметь их прочитывать.

Некоторые мамы увлекаются процессом и используют для карточек специальные трафареты. Нужно отдать должное: результат получается прекрасным, слова  выходят ровными и четкими. А сами карточки выглядят аккуратно. Но для этого приходится затратить немало времени и сил, так как карточек нам понадобиться  много, а обучение будет длиться не один день.  Потому лучшим способом будет,  писать вручную. Очень скоро вы научитесь делать это очень быстро, и занятия станут продуктивнее.

Как заинтересовать малыша

Чтобы заинтересовать ребенка, нужно привлечь его внимание и создать все условия для правильного восприятия.  Первые слова желательно писать большими буквами красным маркером. Постепенно можно перейти на нормальный размер, который вы будете использовать постоянно, заменив красный цвет черным.ребенок с кубиками

Приступайте к занятиям именно тогда, когда ваше чадо будет наиболее жизнерадостно,  полно сил желания узнавать что-то новое.  Выберите такое место, где посторонние шумы и крики не будут отвлекать вас от столь важного дела. Желательно, чтобы комната была тихой и без ярких предметов, которые также могут отвлекать от процесса обучения и мешать восприятию.

После первых выученных и осмысленных 15 слов, которые требуются на  начальном этапе, словарный запас ребенка начнет расти и на удивление быстро обогащаться.  Желательно подобрать именно такие слова, которые вызывают у ребенка только положительные эмоции, имена членов семьи, любимые игрушки и животные. Знакомые и понятные названия и предметы облегчат процесс восприятия, и сделаю его приятным.  Для каждого ребенка набор слов будет индивидуален.

Первое занятие займет не более трех минут. Это будет небольшой, но значительный шаг к приобретению навыков чтения.  Покажите ребенку карточку со словом «МАМА» и произнесите это как можно выразительнее. Затем проделайте тоже со словом «ПАПА». После того, как вы показали карточку, не забывайте объяснить ребенку, что оно означает.  Проделайте то же и с остальными тремя карточками.

Не обязательно спрашивать ребенка, понял ли он то, что вы делаете. Не требуйте от него моментального и согласованного ответа.  Лучше похвалите, обнимите и приласкайте старательного ученика, то есть проявите заботу и внимание к его успехам.  С небольшим перерывом, в течение получаса повторите с ребенком все слова еще три раза.  Для первого дня этого будет достаточно.

На второй день повторите уже пройденный материал в той же последовательности, в  игровой форме.  Затем дополните занятие еще пятью карточками, и для закрепления поиграйте так еще не менее трех раз. В конечном итоге, должно получаться шесть непродолжительных и познавательных уроков.

Проявляйте свою любовь и поощрение к ребенку, как словами, так и физически. Не стесняйтесь погладить и поцеловать его, когда тот делает свои первые успехи.  Занятия должны проходить в непринужденной и любящей атмосфере.мама мыла раму

Но, ни в коем случае не подкупайте ребенка, особенно сладостями. Ребенок обучается чтению на протяжении всего дня и довольно длительное время. Вам просто не хватит денег и сил закупать сладости в таком количестве. Плюс ко всему, такой рацион может весьма пагубно сказаться на самом здоровье детей, не говоря уже о формировании правильных положительных качеств в еще не сложившемся характере.

Во всем очень важно найти золотую середину. В том числе и при обучении чтению, который ни в коем образе не должен стать скучным для ребенка. Дети, как правило, очень восприимчивы, но в тоже время подвижны и неусидчивы.  Как факт, ребенок может учить параллельно и иностранный язык, абсолютно тем не отягощаясь. Чаще меняйте набор слов, так как при той скорости, с которой будет пополняться словарный запас, одни и те же слова станут ему неинтересными.  Если вы будете показывать карточку меньше одной секунды, ребенок также потеряет внимание к процессу. 

Подберите наиболее оптимальный ритм, с которым вы будете играть. Гораздо больше шансов наскучить ребенку, если будете играть с ним медленно. Процесс станет затянутым. 

Каждый день добавляйте еще по пять слов, и повторяйте старые. Те, что плохо запоминаются, употребляйте чаще, но не переусердствуйте.

Регулярно выполняя с ребенком такие занятия, вы получите очень хороший результат и выполните несколько важных вещей.

А именно, повысите качество восприятия ребенка, а также развитие зрительного аппарата. В процессе обучения его мозг учится различать начертания знаков и отличать их друг от друга.

Ребенок начинает  визуально, на подсознательном уровне понимать и справляться с такими абстрактными понятиями, как буквы и различать слова между собой.  А это немало важно, и, в дальнейшем, значительно облегчит обучение и сформирует определенную систему, навыки самостоятельного обучения.

К вопросу о том, почему в этой статье мы предлагаем вариант, отличающийся от формального, то есть стандартной системы обучения.

Какие сложности могут возникнуть

Язык – это инструмент общения, который передается не только устно, но еще при помощи знаков и символов. В данном случае, алфавит будет лишь системой знаков, непонятной для ребенка, потому как буквы носят более чем  абстрактный характер. Попробуйте объяснить ребенку, что такое буква «а», что она означает и почему пишется так. И  почему именно «а»? Восприятие ребенка формируется исходя из чувственного опыта. Вещи можно потрогать, попробовать на вкус, а вот буквы нельзя. мама читает ребенку

Что бы вы ответили ребенку, который по своему любопытству задал такой вопрос? Наверняка, многие, столкнулись бы со сложностью дать определение какой-то букве.

Чем больше объяснений о том, что это языковая единица, служит, мол, для формирования и составления слов, а слова для передачи смысла, буква как элемент языка…э…слово состоит из букв… «А»…потому что, хм…потому что…

Пытаясь упростить все эти понятия, вы только запутаетесь и оставите свое чадо как минимум, в недоумении. Максимум, это вызовет только негативную реакцию и недоверие к происходящему.

В конце концов, объяснение потеряет смысл и ситуация зайдет в тупик. В другом случае, вам останется только по-детски огрызнуться – «Потому что я старше тебя!» И действительно, вы старше, сомнений нет. А вот что такое «а», и как так исторически сложилось – не понятно.

И только благодаря чистому детскому восприятию, одаренности и уму они ухитряются выучить все 33 буквы в правильном порядке, а также соответствующие им звуки. Комбинировать их между собой, получая целые слова и различные по своему смыслу предложения.

Возраст для чтения

В возрасте 5-6 лет обучение чтению протекает несколько сложнее, но проблем с этим возникать не должно.  Их ум все еще гибок и ассоциативен. А стремление развиваться и узнавать что-то новое неисчерпаемо.ребенок читает

Но начинать лучше уже сейчас, чтобы ребенок уже мог различать между собой символы, произносить звуки, визуально запечатлевать соотношение в количестве звуков и букв, а также понимать смысл и значение слов.  Ведь гораздо лучше запоминаются названия знакомых и приятных вещей – арбуз, мяч,  папа и мама, чем просто «а» или «я».

Любая система образования начинается со знакомых понятий и терминов. Можно сказать, что в каждой дисциплине есть свой постулат. Потому и начинать занятия с ребенком стоит с известных и понятных ему по смыслу слов. Постепенно узнавать что-то новое, и только после переходить к абстрактным  вещам.

Процесс познания ребенка начинается с самого себя, а потом уже направляется во внешнюю сторону и окружающий мир.  Первоначально, дети получают информацию при помощи органов чувств, зрения, слуха, обоняния и осязания, и на основе выводов, которые затем  формируются в умозаключения и опыт. Важно научить ребенка визуально понимать слова и буквы еще до того, как он начнет изучать алфавит в школе. Это существенно облегчит дальнейшее обучение и сыграет значимую роль в развитии.


Исходная статья