Начинать учить читать ребенка можно и нужно с маленького возраста. Именно в период раннего детства он учится понимать и различать устную речь, а также интерпретировать ее.
Органы восприятия – глаза, уши только воспринимают сигналы от окружающего мира и направляют их, непосредственно, в мозг. В последующем, именно там происходит процесс понимания, узнавания и дальнейшей обработки информации.
Когда мы слышим устную речь, отдельные слова и целые предложения, в первую очередь, ухо улавливает звук, который в процессе мозговой деятельности воспринимается как ряд разрозненных электрохимических импульсов, которые, в последствие, формируются в устойчивое понимание смысла и значения слов. Точно по такому же принципу работает зрение. Глаза видят, но не могут интерпретировать сигналы и понимать. Мозг не имеет возможности видеть, но понимает.
Безусловно, одним из самых важных навыков для ребенка должно стать умение читать и понимать смысл прочитанного. В списке обучения и дисциплин во всех образовательных и воспитательных учреждениях стоит чтение, которому учат как в стандартной, так и в игровой форме.
Способы обучения
Научить ребенка читать можно при помощи нехитрых предметов. Запаситесь листами белого картона и двумя маркерами красного и черного цвета. Чем толще будет стержень, тем лучше написанный текст будет восприниматься зрением ребенка.
Из картона вырезаются полосы размером 10×50 см, на котором, затем вы будете писать слова для чтения. Рекомендуемый размер шрифта – 7,5 см в длину и 1, 5 см в толщину. В таком варианте слова и буквы будут восприниматься гораздо лучше. Важно оставлять небольшое пространство для полей, примерно 1,5 см, так как во время обучения вы будете держать карточки в руках, и желательно, чтобы слова не перекрывались пальцами.
Используйте прописные или заглавные буквы только тогда, когда пишете на карточке имена собственные, которые и должны писаться с заглавной буквы. Это значительно облегчит дальнейшее понимание и обучения ребенка, а также заложит в нем некоторые основы грамматики и правил русского языка.
Пишите аккуратно, без помарок. Следите за тем, чтобы слово умещалось на полоске, ровно посередине. Экспериментировать и оригинальничать со шрифтом не стоит, дабы не нарушать последовательность восприятия материала ребенком. Во всем должна быть некая однообразная система, ведь на данном этапе нам важно научить ребенка запоминать начертание слов и уметь их прочитывать.
Некоторые мамы увлекаются процессом и используют для карточек специальные трафареты. Нужно отдать должное: результат получается прекрасным, слова выходят ровными и четкими. А сами карточки выглядят аккуратно. Но для этого приходится затратить немало времени и сил, так как карточек нам понадобиться много, а обучение будет длиться не один день. Потому лучшим способом будет, писать вручную. Очень скоро вы научитесь делать это очень быстро, и занятия станут продуктивнее.
Как заинтересовать малыша
Чтобы заинтересовать ребенка, нужно привлечь его внимание и создать все условия для правильного восприятия. Первые слова желательно писать большими буквами красным маркером. Постепенно можно перейти на нормальный размер, который вы будете использовать постоянно, заменив красный цвет черным.
Приступайте к занятиям именно тогда, когда ваше чадо будет наиболее жизнерадостно, полно сил желания узнавать что-то новое. Выберите такое место, где посторонние шумы и крики не будут отвлекать вас от столь важного дела. Желательно, чтобы комната была тихой и без ярких предметов, которые также могут отвлекать от процесса обучения и мешать восприятию.
После первых выученных и осмысленных 15 слов, которые требуются на начальном этапе, словарный запас ребенка начнет расти и на удивление быстро обогащаться. Желательно подобрать именно такие слова, которые вызывают у ребенка только положительные эмоции, имена членов семьи, любимые игрушки и животные. Знакомые и понятные названия и предметы облегчат процесс восприятия, и сделаю его приятным. Для каждого ребенка набор слов будет индивидуален.
Первое занятие займет не более трех минут. Это будет небольшой, но значительный шаг к приобретению навыков чтения. Покажите ребенку карточку со словом «МАМА» и произнесите это как можно выразительнее. Затем проделайте тоже со словом «ПАПА». После того, как вы показали карточку, не забывайте объяснить ребенку, что оно означает. Проделайте то же и с остальными тремя карточками.
Не обязательно спрашивать ребенка, понял ли он то, что вы делаете. Не требуйте от него моментального и согласованного ответа. Лучше похвалите, обнимите и приласкайте старательного ученика, то есть проявите заботу и внимание к его успехам. С небольшим перерывом, в течение получаса повторите с ребенком все слова еще три раза. Для первого дня этого будет достаточно.
На второй день повторите уже пройденный материал в той же последовательности, в игровой форме. Затем дополните занятие еще пятью карточками, и для закрепления поиграйте так еще не менее трех раз. В конечном итоге, должно получаться шесть непродолжительных и познавательных уроков.
Но, ни в коем случае не подкупайте ребенка, особенно сладостями. Ребенок обучается чтению на протяжении всего дня и довольно длительное время. Вам просто не хватит денег и сил закупать сладости в таком количестве. Плюс ко всему, такой рацион может весьма пагубно сказаться на самом здоровье детей, не говоря уже о формировании правильных положительных качеств в еще не сложившемся характере.
Во всем очень важно найти золотую середину. В том числе и при обучении чтению, который ни в коем образе не должен стать скучным для ребенка. Дети, как правило, очень восприимчивы, но в тоже время подвижны и неусидчивы. Как факт, ребенок может учить параллельно и иностранный язык, абсолютно тем не отягощаясь. Чаще меняйте набор слов, так как при той скорости, с которой будет пополняться словарный запас, одни и те же слова станут ему неинтересными. Если вы будете показывать карточку меньше одной секунды, ребенок также потеряет внимание к процессу.
Подберите наиболее оптимальный ритм, с которым вы будете играть. Гораздо больше шансов наскучить ребенку, если будете играть с ним медленно. Процесс станет затянутым.
Каждый день добавляйте еще по пять слов, и повторяйте старые. Те, что плохо запоминаются, употребляйте чаще, но не переусердствуйте.
Регулярно выполняя с ребенком такие занятия, вы получите очень хороший результат и выполните несколько важных вещей.
А именно, повысите качество восприятия ребенка, а также развитие зрительного аппарата. В процессе обучения его мозг учится различать начертания знаков и отличать их друг от друга.
Ребенок начинает визуально, на подсознательном уровне понимать и справляться с такими абстрактными понятиями, как буквы и различать слова между собой. А это немало важно, и, в дальнейшем, значительно облегчит обучение и сформирует определенную систему, навыки самостоятельного обучения.
К вопросу о том, почему в этой статье мы предлагаем вариант, отличающийся от формального, то есть стандартной системы обучения.
Какие сложности могут возникнуть
Язык – это инструмент общения, который передается не только устно, но еще при помощи знаков и символов. В данном случае, алфавит будет лишь системой знаков, непонятной для ребенка, потому как буквы носят более чем абстрактный характер. Попробуйте объяснить ребенку, что такое буква «а», что она означает и почему пишется так. И почему именно «а»? Восприятие ребенка формируется исходя из чувственного опыта. Вещи можно потрогать, попробовать на вкус, а вот буквы нельзя.
Что бы вы ответили ребенку, который по своему любопытству задал такой вопрос? Наверняка, многие, столкнулись бы со сложностью дать определение какой-то букве.
Чем больше объяснений о том, что это языковая единица, служит, мол, для формирования и составления слов, а слова для передачи смысла, буква как элемент языка…э…слово состоит из букв… «А»…потому что, хм…потому что…
Пытаясь упростить все эти понятия, вы только запутаетесь и оставите свое чадо как минимум, в недоумении. Максимум, это вызовет только негативную реакцию и недоверие к происходящему.
В конце концов, объяснение потеряет смысл и ситуация зайдет в тупик. В другом случае, вам останется только по-детски огрызнуться – «Потому что я старше тебя!» И действительно, вы старше, сомнений нет. А вот что такое «а», и как так исторически сложилось – не понятно.
И только благодаря чистому детскому восприятию, одаренности и уму они ухитряются выучить все 33 буквы в правильном порядке, а также соответствующие им звуки. Комбинировать их между собой, получая целые слова и различные по своему смыслу предложения.
Возраст для чтения
В возрасте 5-6 лет обучение чтению протекает несколько сложнее, но проблем с этим возникать не должно. Их ум все еще гибок и ассоциативен. А стремление развиваться и узнавать что-то новое неисчерпаемо.
Но начинать лучше уже сейчас, чтобы ребенок уже мог различать между собой символы, произносить звуки, визуально запечатлевать соотношение в количестве звуков и букв, а также понимать смысл и значение слов. Ведь гораздо лучше запоминаются названия знакомых и приятных вещей – арбуз, мяч, папа и мама, чем просто «а» или «я».
Любая система образования начинается со знакомых понятий и терминов. Можно сказать, что в каждой дисциплине есть свой постулат. Потому и начинать занятия с ребенком стоит с известных и понятных ему по смыслу слов. Постепенно узнавать что-то новое, и только после переходить к абстрактным вещам.
Процесс познания ребенка начинается с самого себя, а потом уже направляется во внешнюю сторону и окружающий мир. Первоначально, дети получают информацию при помощи органов чувств, зрения, слуха, обоняния и осязания, и на основе выводов, которые затем формируются в умозаключения и опыт. Важно научить ребенка визуально понимать слова и буквы еще до того, как он начнет изучать алфавит в школе. Это существенно облегчит дальнейшее обучение и сыграет значимую роль в развитии.