Часто родители уже заранее задумываются о том, в какую школу отдать детей, когда они подрастут. Туда, где изучают иностранные языки уже во втором классе, или туда, откуда выпускники все как один поступают в престижные учебные заведения? Многих родителей беспокоит то, что в новой школе их ребенка будут травить.
Адаптация ребенка в школе
Понятно, что школа это не только место, где дети получают знания. Это еще и место, где дети на протяжении десятка лет общаются с одними и теми же людьми. Именно в школе ребенок набирает свой основной опыт общения, на основе которого сделает определенные выводы об устройстве мира и отношениях с другими людьми, а также о том, чего от него ждут окружающие. Если школа обучает тому, что ребенок не должен отличаться от окружающих, иначе он станет объектом насмешек, что проявить свою уязвимость и доверие к людям может быть опасным, то для чего вообще такая школа нужна. Один психолог рассказывал случай, произошедший в его школьной практике: проходя на перемене по коридору, он видит, как четверо восьмиклассников избивают в углу своего лысого одноклассника. Подойдя сзади к этой группе, и взяв ближайших за воротник, он грозно рявкнул: «Что это ту происходит?» как раз прозвенел звонок и мальчишки ушли в класс. После этого состоялась серьезная беседа, но не с учениками: пострадавшим и нападающими, а с учителями. Пока психолог не вмешался в происходящее, мимо пошли две учительницы, отвернувшись от происходящего и сделав вид, что ничего не заметили. Никто не вмешался. Что же они ответили в свое оправдание? Что «это естественно», «мальчику нужно уметь постоять за себя», «дети так жестоки». Хорошо хоть не сказали, что он сам виноват. А если бы это был не лысый мальчик, а например, толстая или умная девочка? Если ребенок выделяется чем-то, что он в силах изменить, то учителя в такой школе говорили бы, что человек, которого обижают, бьют, дразнят, разносят про него сплетни и гадости, объявляют бойкот, высмеивают, «сам виноват». Не нужно нарываться.
Травя в школе: ранняя дедовщина
Приходится развенчивать несколько мифов о школьной травле. Потому что мы говорим не просто об «изгоях». Когда говорится о «детях-изгоях», мы подтверждаем, что проблема именно в них. Травля в школе – это самоутверждение группы лиц или одного человека за счет постоянного унижения другого. В последние годы в проблему школьной травли стали вникать зарубежные психологи. Проблема «дедовщины» в армии, «опускания» на зоне, моббинга на работе – это и есть разные проявления травли.
Миф первый. Травля это вполне нормальная составляющая на пути взросления.
Исследования доказывают, что насилие и унижение со стороны одноклассников в школе не менее опасны, чем другие формы воздействия силы. Насилие не может быть «нормальным». Если кто-то думает, что травля – это норма, тем самым он лишает пострадавшего поддержки и потакает обидчику. Опрос многих школьников показал, что сами они крайне негативно относятся к травле и хотят, чтобы эта проблема была как-то решена.
Миф второй. Учителя всегда знают, кто обидчик, а кто жертва.
Учителя, как правило, обращают внимание только на явные проявления травли, грубое физическое воздействие. Виноват тот, кто решил проявить грубую агрессию. Но, не заостряется внимание на том, как пострадавший провоцировал своего обидчика. Обидчики часто хитры и изворотливы, они могут сделать так, что вместо них будут наказаны другие.
Миф третий. Существуют дети, которых будут травить в любом случае, независимо от социальной группы.
По всей видимости, так оно и есть, это оправдывает бездействие взрослых и показывает очень плохой пример. Травля является дисбалансом власти, с которым ребенок не может справиться в одиночку. Травля будет процветать там, где взрослые игнорируют то, что большинство исключает и отвергает тех, кто отличается от них. Это ксенофобия.
Миф четвертый. Травля присутствует в любой социальной группе.
Травля имеет место быть только тогда, когда людей принудили находиться в одной группе, не беря во внимание их индивидуальность и интересы, объединение произошло по незначительному признаку, такому например,как год рождения, и лишили возможности самостоятельного выбора группы. Многие жертвы травли вспоминают свои школьные годы как тюрьму или плен. В школе с демократической системой управления и профильными классами травля практически отсутствует. Иногда, ребенок, не выдержав травли, может сломаться. Периодически во всех СМИ упоминаются истории о том, что кто-то покончил жизнь самоубийством, принес в школу оружие, изувечил одноклассников. Подобные истории – почти стопроцентный исход травли: жертва не выдерживает и решает поквитаться с обидчиками. Некоторые могут убить только себя.
Миф пятый. Травля происходит из-за отличия ребенка от окружающих.
Любой ребенок всегда чем-то отличается от остальных. И он может стать жертвой травли. Травля имеет место быть потому, что некоторые дети или даже взрослые считают, что самоутверждение таким способом абсолютно нормально. Одного такого, достаточно активного, человека на школу будет достаточно, чтобы обеспечить «веселую» жизнь окружающим.
Миф шестой. В травле действуют две стороны: обидчик и жертва.
В ситуации с травлей будут участвовать все, кто знает о ней. Ведь помимо жертвы и нападающего, есть свидетели, на которых травля влияет чуть по-другому, но нисколько не меньше, чем на жертву. Но на это никто старается не обращать внимания, и опыт свидетельствования в травле так и влияет на людей, хотя они это не осознают. Остается только поражаться тому, что, раздающиеся крики о помощи под окнами дома, оставляют равнодушными всех, потому, что их это не касается.
И жертва, и обидчик осознают присутствие свидетелей, которые ведут себя по-разному: могут присоединиться к обидчику, заступиться за жертву, или просто сохранять нейтралитет. Последняя позиция – самая распространенная. Свидетели, которые просто смотрят на то, как травят человека, самая лучшая группа поддержки для обидчика, а жертвы травли презирают нейтральных свидетелей больше, чем самих обидчиков, так как они наблюдают за бессилием жертвы и ничего не могут предпринять. По ее мнению, таких людей нужно опасаться, так как не знаешь, когда они могут нанести удар в спину.
Миф седьмой. «Польза»: опыт травли – урок жизни.
Если взрослые считают что, для жизни в современном мире нужно зачерстветь и ожесточиться, то травля станет прекрасным уроком. Исходя из опыта, большинство из нас так и делает. Но вместе с этим, люди теряют некие ценности: доверие, собственную индивидуальность, способность к близким отношениям. Все эти качества оказываются запрятаны за защитной маской, которую человек не снимает в условиях современной, жестокой жизни.
Люди, которых травили в школе, смогут пережить все ее последствия такие, как озлобленность, черствость, недоверие, замкнутость, только если окажутся в другом обществе, которое позволит проявить свою индивидуальность, где сотрудничество будет цениться больше, чем соперничество. Такое общество позволит постепенно «оттаять», но, как правило, люди, подвергавшиеся травле, не могут самостоятельно найти такое общество, им необходима помощь.
Перевод в другую школу
Перевод в новую школу – всегда стресс для ребенка, но иногда другого выхода просто не существует. По началу, в новой школе ребенок будет чувствовать себя не уютно. Чтобы социальная адаптация проходила как можно проще, необходимо выполнить ряд условий:
На первое время учебы в новой школе, необходимо снизить ребенку уровень требований. Давление в новой школе и так высоко: привыкание к новым ребятам, учителям, их требованиям, вливание в новый коллектив. Не редко, в это период снижается успеваемость ребенка, а его поведение меняется в худшую сторону. Дополнительное давление со стороны родителей увеличивает период адаптации к новой школе. Первостепенная задача родителей – поддержка ребенка в этот непростой для него период жизни.
- Родителям нужно больше интересоваться школьной жизнью ребенка, помогать при необходимости, причем это касается не только выполнения домашнего задания, не исключено, что ребенок попросит совета, как вести себя с одноклассниками.
- Родители должны проследить за тем, чтобы ребенок соблюдал распорядок дня: в первое время в новой школе ему и так придется тяжело, а если у него не будет полноценного сна, ему придется намного сложнее. Нужно помочь ребенку спланировать свой день таким образом, чтобы времени хватило на учебу и на отдых, но нагрузка не должна быть чрезмерной.
- С начала учебы в новой школе, ребенок будет испытывать дефицит общения, ведь многие его друзья остались в старой школе. Если район остался прежним, ребенок может встречаться с друзьями после уроков, но в результате смены школы, ребенок часто испытывает одиночество: новых еще нет, а со старыми уже не общается. Родители должны больше поощрять общение ребенка с новыми одноклассниками, участие во внешкольных мероприятиях, экскурсиях, поездках.
- Необходимо интересоваться, как ребенок контактирует с одноклассниками, но делать это нужно ненавязчиво, допрос будет излишним. Важно, чтобы между родителями и ребенком установились доверительные отношения, он не должен бояться обратиться к вам за советом по поводу общения с одноклассниками или просто поделиться своими впечатлениями.
- Как вариант, можно устроить дома небольшой праздник, чтобы ребенок мог общаться со сверстниками неформально, а родители, со своей стороны, могут узнать, с кем учится чадо. Если ребенок не хочет этого, не нужно настаивать, возможно, в классе существуют свои порядки и праздник будет просто неуместен.
- Ребенку очень важна родительская поддержка, если у него что-то не выходит, подбодрите его, обязательно похвалите за успехи, даже самые маленькие не нужно воспринимать их как должное. В новой школе ребенок чувствует себя неуверенно, поэтому важно любое признание его достижений, особенно родительское.
- Поддерживать связь с педагогами также необходимо. Посещайте все родительские собрания, участвуйте в общественной жизни класса, так вы получите более полную и достоверную картину того, как складывается жизнь вашего ребенка в новой школе.
Привыкание ребенка к новой школе может занять довольно длительное время, она не бывает мгновенной, каким бы общительным не был ваш ребенок. Другая обстановка его в любом случае дезориентирует. Не нужно ускорять события, главное – это ваша поддержка и участие.
С другой стороны, период адаптации не должен слишком затягиваться, а то проблемы с учебой и несобранность могут из временных явлений перейти в постоянные. Если ребенок в течение долгого времени не может привыкнуть к новому классу, у него проблемы с учебой, нет друзей среди одноклассников, а он жалеет, что перешел в новую школу, необходимо вывести его на разговор и выяснить, что ему не нравится и почему не получается. В некоторых случаях, можно обратиться за помощью к детскому психологу.