Начало посещения детского сада – очень сложный период в жизни ребенка и его родителей, это известно всем. Как правило, по утрам он капризничает, не хочет уходить от мамы, кричит, плачет, по вечерам он не в духе, может быть подавлен или, наоборот, перевозбужден и чрезмерно активен. Чтобы преодолеть этот период привыкания к детскому саду как можно быстрее, нужно подходить к адаптации ребенка грамотно. Иначе, нежелание идти в садик, капризы и слезы могут затянуться на долгое время.
Развитие самостоятельности у ребенка
Родителям настоятельно рекомендуется еще до того, как ребенок начинает ходить в садик, научить его самостоятельно одеваться, умываться, использовать ложку и вилку по прямому назначению, ходить на горшок. Если к началу «садичного» периода он все это умеет, ему будет гораздо проще привыкнуть к новым для него условиям.
Для того чтобы ребенок быстрее научился самостоятельно раздеваться и одеваться, следует приобрести простые и практичные вещи, без лишних крючков и пуговок. Еще лучше, если это будут кнопки, расположенные спереди, а не сзади или сбоку. Таким образом, он сможет сам застегнуть или расстегнуть свою одежку, а не ждать пока воспитатели или нянечки сделают это за него. Одежду лучше приобретать немаркую, тогда родители будут избавлены от лишней стирки, а малыш не будет бояться испачкаться и заслужить неодобрение воспитателя. Как вариант, для девочек можно приобрести майку и джинсовую юбочку на резинке или джинсовый сарафанчик на кнопках. Для мальчика лучше всего подойдет футболка и шортики на резинке.
Обувь должна быть такой, чтобы ребенок смог надеть ее самостоятельно. Также она должна быть по размеру, не тесной, но и не болтаться на ноге, не слетать и фиксироваться ремешками. Самые удобные крепления – это липучки.
Дома обязательно нужно тренироваться одевать и снимать одежду, в которой он будет ходить в садик. Пусть поносит ее некоторое время, чтобы привыкнуть, а то в садике может выясниться, что ребенку в ней совсем неудобно и неловко.
Режим дня перед походом в садик
За некоторое время (примерно месяц-два) следует максимально приблизить распорядок дня малыша к тому, который установлен в детском саду. Он будет примерно таким:
- с 7 до 7 30 – подъем;
- с 8 30 до 9 00 – завтрак;
- с 10 30 до 11 30 – прогулка;
- в 12 – обед;
- с 12 30 до 15 00 – тихий час;
- в 15 30 – полдник.
Режим необходимо соблюдать очень точно, старайтесь не отступать от него больше, чем на полчаса в праздники или выходные. Это очень важно в период адаптации к садику.
Было замечено, что тяжелее всего привыкают к садику те дети, с которыми постоянно сидела мама. Поэтому, за некоторое время до того, как вы планируете отдать ребенка в садик, старайтесь чаще оставлять его с другими родственниками. Это станет своеобразным «тренингом расставания с мамой» перед садиком.
Как постепенно приучить к садику
Первые дни ребенок должен находиться в садике не более трех часов. Об этом вас предупредят воспитатели и педагоги. Самая разумная схема – первые два дня – по часу, потом несколько дней – по 2-2,5 часа, затем по три часа. Такую схему нужно использовать в течение двух недель. Затем, время пребывания в группе можно постепенно увеличивать. Примерно в течение месяца с момента начала посещения малыш может оставаться в садике до сна. И только через месяц постепенного привыкания можно оставлять его на целый день. Приведенная здесь схема посещения примерна. Каждый человечек индивидуален, и ему потребуется свое время для того, чтобы полностью адаптироваться к детскому саду. Некоторые садики на период адаптации разрешают мамам находиться рядом.
Психологический комфорт малыша
Малыша следует подготовить к посещению детского сада психологически. Нужно объяснить ему, что представляет собой детский садик, а еще лучше будет – показать наглядно. Нужно пойти туда вместе, посмотреть на детей во время прогулки, рассказать, что они еще делают в садике (играют, кушают, спят) и как это все интересно.
Дома можно поиграть в «детский сад»: возьмите несколько кукол и дайте им разные роли: воспитателя, родителей, детей. Утром родители отводят детей в садик. Там они кушают, играют, спят, гуляют. Вечером родители приходят за ними. Можно проявить фантазию и показывать разные ситуации в лицах, или на членах семьи.
Обязательно хвалите малыша за то, что он ходит в садик. Нужно сказать, какой он молодец, теперь он взрослый, как мама с папой.
Как вести себя родителям
Любой родитель волнуется, когда первый раз ведет ребенка в группу. Не стоит показывать свое волнение вашему малышу. При расставании необходимо быть спокойными и твердыми. Обязательно нужно сказать ребенку, когда вы за ним придёте, чтобы он не решил, что остается в садике совсем. Информация должна подаваться в доступной ему форме: «я приду за тобой, когда ты покушаешь или поспишь». Если ребенок очень болезненно реагирует на расставание с мамой, то пусть в садик его водит папа или бабушка.
После того как вы встретите ребенка из садика, обязательно спросите, как он провел день, чем занимался, пока вас не было. Стоит похвалить его за успехи. Если малыш поступил неправильно, расскажите, как нужно сделать правильно, тогда малыш будет знать, что любую проблему, возникшую в группе, родители помогут решить.
В период привыкания к детскому саду, старайтесь проводить с ребенком как можно больше времени, после садика можно погулять. Ребенок наберется новых впечатлений и отвлечется от своих переживаний. Можно побаловать чем-нибудь приятным, главное, не переусердствовать.
Сильные эмоции в период адаптации совсем ни к чему, поэтому пока воздержитесь от похода в цирк или в кино. Телевизор тоже желательно ограничить. Все это может вызвать у малыша перевозбуждение.
Не стоит начинать посещать садик в период «кризиса трех лет». Будет лучше, если ребенок пойдет туда чуть раньше, года в 2-2,5 или чуть позже, года в четыре.
Хотя, специалисты придерживаются разных точек зрения по этому вопросу, некоторые утверждают, что трехлетний возраст – самый подходящий для того, чтобы пойти в садик, другие – наоборот, придерживаются обратного мнения. Третьи считают, что сами родители должны решить, когда ребенок готов к детскому саду.
Нужно всегда уважительно отзываться о воспитателе и «садичном» персонале. Никогда не критикуйте их при ребенке, не говорите плохо о самом садике, даже если это действительно так. Как говорит социальный педагог О. Морозова: «Обязательно акцентируйте внимание на положительных моментах. Короткими замечаниями родители способны сформировать у малыша положительное отношение к дошкольному учреждению. Если он просто отказывается идти в садик, то нужно сделать небольшой перерыв, и в это время рассказывать, сколько всего интересного ждет его там».
Лучше всего, чтобы время привыкания к садику не совпало с другими значимыми событиями: рождение братика или сестренки, развод родителей, переезд.
В период адаптации нужно быть предельно терпеливыми к изменениям в поведении ребенка, ведь ему очень трудно привыкнуть к новым условиям: помещению, воспитателям, детям, режиму и более строгим требованиям.
Учимся дружить
Важное значение должно придаваться тому, как ребенок общается со своими одногрупниками. Правильное общение с людьми для человека даже более важно, чем освоение школьной программы.
Родители должны интересоваться, есть ли у него друзья в садике, кто ему нравится больше всего, с кем он играет и в какие игры. Нужно научить ребенка как дружить. Пусть во дворе он делится своими игрушками с другими детьми и не постесняется попросить что-либо взамен или вместе поиграть. Также следует научить его не обижаться в случае отказа.
Стоит расспросить воспитателя, с кем играет ваш ребенок, нет ли у него проблем в коллективе. Будет еще лучше, если вы сами придете в группу и посмотрите, как он себя ведет: принимает ли участие в общих играх, дружелюбно ли относится к сверстникам, не обижает ли его кто, или, возможно, он сам кого-то обижает. Такое наблюдение существенно поможет скорректировать поведение ребенка. Следует объяснить, что нельзя драться, но если кто-то обидел – дать сдачи. Если вы не чувствуете себя способным справиться с данной ситуацией, можно обратиться за помощью к детскому психологу. Проблемы в общении лучше всего выявлять на стадии зарождения таковых и предупредить их до того, как это выльется во что-то серьезное.
Защита ребенка от инфекций
Посещая детский садик, малыш общается со многими сверстниками и сталкивается с большим количеством вирусных заболеваний. Особенно сильной атака вирусов станет начальный период посещения садика.
Во-первых, нужно правильно одевать ребенка. Не дать ему замерзнуть и в то же время не очень сильно кутать. Осенью и весной в группе довольно прохладно, а вот зимой может быть очень жарко.
Во-вторых, если вы заметили, что ребенок подхватил насморк, чихает или кашляет, то его следует сразу же забрать домой и вызвать врача. Если это обычное ОРЗ, то его можно вылечить в короткое время, если же это что-то серьезное, лечение может затянуться.
Когда детский организм борется с инфекцией, легко можно подхватить и другие вирусы, которых в группе немало. К тому же ваш больной ребенок может заразить остальных.
Для профилактики вирусных заболеваний можно каждый день закапывать ребенку в нос капли интерферона или делать промывания морской водой. Если он болеет очень часто, то следует обратиться к иммунологу и своему педиатру, сдать анализы на наличие аллергии.
Закаливание
Самый эффективный способ предупредить ОРВИ – закаляться. Тренировка теплорегуляции повысит сопротивляемость переохлаждениям. Закаливание не только защитит от инфекций, но и укрепит иммунитет, эндокринную и нервную систему, повысит работоспособность.
Самый простой способ закаливания – прогулка. Дошкольнику необходимо гулять не меньше четырех часов в день. Также к общим процедурам закаливания относят проветривание комнаты перед сном и сон при открытой форточке.
Советы психолога
Итак, подводя итог всему вышесказанному, родителям нужно иметь под рукой краткую памятку по адаптации к детскому саду:
5 «нужно»
-
Самостоятельность. Ребенок должен научиться: сам одеваться, есть, ходить на горшок.
- Соблюдение четкого распорядка дня, примерно такого, какой будет в садике.
- Рассказать ребенку в понятной для него форме, что его ждет в садике.
- Пусть малыш делится своими впечатлениями от садика: что он делал, с кем играл и т. д.
- Обязательно говорить, когда вы за ним придете.
5 «нельзя»
- Пугать детским садиком, негативно говорить о воспитателях в присутствии малыша.
- С первого дня оставлять на целый день.
- Водить в садик больного малыша.
- Наказывать за энурез или капризы в период привыкания. Изменившееся поведение — это следствие нервного напряжения, а не упрямства или «плохого» характера.
- Одевать слишком легко или, наоборот, кутать малыша.