Развитие ребенка начинается еще в утробе матери, проходит поэтапно и сразу во многих направлениях. В первые годы жизни основным видом деятельности маленького человека является освоение мира через обретение самостоятельных навыков: кушать, сидеть, ходить, говорить, спать самому. Начиная со второго года жизни, малыш учится и познает мир через самовыражение: рисование, пение, лепка, игры, собственное мнение.
Все сфера и направления развития ребенка являются одинаково важными для становления его личности, поэтому задача родителей – постараться помочь малышу освоить те или иные умения, навыки, знания. И если в вопросах о самостоятельных приемах пищи или умении говорить проблем не возникает, то как научить ребенка рисовать – тема, которая волнует многих родителей.
Каждый ребенок – талантлив
Некоторые родители думают, что раз они сами рисовать не умеют, то и малыша этому научить не смогут. А значит, приступать к обучению можно будет только тогда, когда ребенок будет готов ходить на кружок или в художественную школу. Однако это мнение ошибочно.
Необязательно учить двухлетнего малыша профессиональному видению окружающего мира, важно развивать его собственный взгляд на вещи и предметы, стимулировать выработку собственного стиля. И начинать можно с малого. Сначала хаотичные линии и зарисовки, чуть позже простые рисунки – растения, животные, дома, в дошкольном возрасте – люди и картины из жизни. Если ребенку понравится процесс, он будет стараться рисовать снова и снова до тех пор, пока результат не удовлетворит его самого.
Условия для творческого развития
Конечно, дети, которые имеют все необходимые условия для рисования и творчества, гораздо быстрее учатся выражать себя на бумаге. Под условиями подразумевается не частный репетитор, который будет заниматься с ребенком три раза в неделю, а всего лишь наличие бумаги, карандашей, красок и фломастеров. Еще одни важным фактором, способствующим детскому развитию должна стать мама, которая не переживает о запачканной в краску футболке или рисунках фломастером на коже малыша.
Если родители хотят, чтобы их ребенок научился красиво рисовать и получал от этого процесса удовольствие, нужно быть готовыми к некоторым особенностям. Ведь интересно рисовать не только на листе бумаги, но и на обоях, а краски можно наносить как кистью, так и пальцами.
Чтобы минимизировать ущерб для окружающей обстановки, можно пойти на маленькие хитрости:
- дать ребенку большое полотно старых обоев или лист ватмана, расстелить его на полу и позволить фантазии малыша не ограничиваться маленькими размерами альбома;
- купить пальчиковые краски, которые специально предназначены для детской кожи, не вызывают аллергии и легко смываются водой;
- застелить стол клеенкой или газетными листами, тогда даже если рисунок выйдет за границы листка, мебель не пострадает.
Процесс обучения
Для каждого возраста этапы обучения и способ освоения новых умений должны быть разными. В годик еще рано изучать особенности геометрических фигур, а в 5-6 лет рисовать просто кружочки и квадраты будет скучно. Если родители усвоят некоторые различия детского восприятия в разном возрасте, им будет проще понять, как научить ребенка рисовать те или иные предметы.
1-2 года
Малыш в этом возрасте активно познает цветовые различия окружающего его мира. Поэтому цветные карандаши и краски станут его любыми игрушками. Раскраски предлагать ребенку в этом возрасте пока бессмысленно, он вряд ли поймет, что нужно рисовать только в пределах очерченных линий. А вот чистый белый лист быстро заполнится особым видением мира маленького художника.
Родители могут подключиться к процессу, например, пытаясь из беспорядочных линий нарисовать что-то понятное и узнаваемое. Ребенок будет в восторге от того, как его «каляки-маляки» превращаются в кошечку или цветок с пчелкой.
2-5 лет
Активное наращивание навыка рисования всего, что есть вокруг ребенка. Ребенок уже способен нарисовать дерево или машину, несмотря на то, что качество исполнения будет далеко не идеальным. Не стоит поправлять маленького художника и указывать, что те или иные элементы не похожи на настоящие. Рисование с образца придет позже, в этом возрасте можно позволить малышу выражать свое видение окружающего мира так, как ему хочется.
Ребенок учится красиво и правильно рисовать геометрически фигуры, можно показать ему, как из круга получается солнце или цветок, а из квадрата – домик или грузовик. Такие игры научат маленького художника в простых вещах видеть что-то особенное и неповторимое.
Кроме того, в этом возрасте малыши увлекаются раскрасками. Это связано с тем, что черно-белый рисунок в альбоме уже почти идеален, а если ребенок разукрасит его по своему желанию – он станет самым лучшим. И по окончании работы у него возникает гордость за то, какую красивую картинку он сделал. Важно – не дать малышу застрять на раскрасках. Для этого можно предложить ему нарисовать такую же картинку, как в напечатанном альбоме, а потом разукрасить ее, но уже другим способом.
5-8 лет
Дети этого возраста любят замечать мелкие детали всего, что находится вокруг них, и отображать это на своих рисунках. Кроме того, расширяется разнообразие инструментов, которые они используют, может добавиться простой карандаш, ручка, мелки. Рисунки становятся насыщеннее, а самое большое желание ребенка – чтобы было похоже. Нарисованная машина похожа на папину, собака напоминает его знакомую дворняжку, а на маме точно такое платье, как она часто носит.
Именно в этом возрасте стоит задуматься о поступлении ребенка в художественную школу. Можно взять несколько его рисунков и прийти на консультацию с педагогом. При общении с преподавателем важно определиться, какая цель обучения стоит – просто занять малыша или научить его рисовать профессионально.
Методы правильного обучения
Пытаясь помочь ребенку научиться красиво рисовать, нужно постараться дать ему понять, что любой, даже самый сложный, рисунок состоит из простых элементов. Каждое животное – это совокупность кружочков, овалов и аккуратных линий. Для начала нужно научиться видеть и выделять эти элементы, находить и прорисовывать. В дальнейшем этот процесс будет получаться автоматически.
Еще одним важным аспектом правильного процесса обучения является похвала взрослых, хотя здесь важно не переусердствовать. Хвалить малыша стоит только за действительно хорошие рисунки, можно даже повесить несколько самых лучших из них в рамочки на стену.
Если что-то не получилось у маленького художника, не стоит категорично критиковать всю работу. Можно сказать что-то подбадривающее: «Если бы ты постарался изобразить ушки котика и сделал его нужного размера по сравнению с цветочком, получилось бы как настоящее фото!» Ребенок будет понимать, что его рисунок можно сделать еще лучше, но при этом такие слова не отобьют у него желания учиться дальше.
Большой ошибкой, которую допускают некоторые родители, является желание научить ребенка рисовать во что бы то ни стало, даже если сам малыш не очень хочет этому учиться. Но заставляя и принуждая, редко можно добиться хорошего результата. Поэтому лучше ориентироваться на творческие способности и наклонности ребенка. Если он увлеченно рисует, находит для этого любую возможность и получает удовольствие от процесса, имеет смысл продолжать более углубленное обучение, записаться в кружок и уделять этому внимание. Тогда из маленького гения вырастет увлеченная личность, имеющая особый взгляд на окружающий мир.