— Мама, что такое «горе»?
— Милая, спроси другое.
— Мама, что такое «радость»?
— Много-много счастья сразу.
— Мама, что такое «счастье?»
— Если слезы льют не часто.
— Мама, слезы где берутся?
— В сердце. А из глаз лишь льются.
— Мама. Сердце долго бьется?
— Да. Пока не разобьется.
— Мама, а мое сердечко?
— А твое стучит пусть вечно.
— Мама, а я буду старой?
— Спи, родная, ты устала…
— Мама, а ты любишь звезды?
— Спи, мой ангел, очень поздно.
— Мама, ты на небо хочешь?
— Спи, уже прошло полночи.
— Мама, а на небе плачут?
— Нет, дитя, там все иначе.
— Мама, там не умирают?
— В небе горя не бывает.
— Мама, что такое «горе»?
— Спи, наступит утро вскоре.
— Мама, небо мне приснится?
— Спи. И что тебе не спится?!
Шепчет, засыпая, дочка:
— Я хочу на небо…очень…
Любовь Васенина. «Детские вопросы»
Ну как же так! Ведь не так уж и давно мы сидели за школьной партой, пытаясь постичь азы биологии, физики, астрономии… А потом пять лет института — вопросы, ответы, библиотеки и лекции. Диплом специалиста, означающий, по сути, полное и бесповоротное взросление. Возможность наконец-то делать то, что хочется, и забыть про то, что не нравится.
Нет — наукам точным, да — литературе. Или, соответственно, химии и истории. Или… Но буквально спустя несколько лет, когда все остатки общих знаний благополучно выветрились из головы и всплывают лишь в момент просмотра игр типа «Как стать миллионером», ваше собственное сопливое чадо, картавит, пристально глядя в глаза: «Мама, а почему самолеты летают и не падают?» А, правда, почему???
Про самолеты, кстати, есть чудный анекдот, не утративший своей актуальности. Маленький мальчик спрашивает у папы, уткнувшегося в газету: «Папа, а почему самолеты летают?» «Да кто их знает», — отвечает отец. «Пап, а почему на небе звезды горят?» — «Да кто их знает!» — «Пап, а ты зачем на работу ходишь?» — «На работу? Да я и сам не знаю. Что ты такой любопытный? Впрочем, спрашивай, сынок, спрашивай, кто тебя еще жизни-то научит…» Посмеялись? А теперь — за учебник физики. Будете потом успокаивать себя в полете.
Правда, теперь вам долго не удастся расслабиться. Ибо ваше дитя — будьте уверены — приготовило такой список детских вопросов, что для полных и всеобъемлющих ответов на них не хватит и десятка оконченных университетов.
Вслед за самолетами придется объяснять, почему плавают корабли и ездят машины, для чего у троллейбуса «рога» и как в провода попадает ток (а откуда, он собственно, берется? он живет в розетке? а когда выключают свет, он умирает?). А почему кошка мяукает, а собака лает? А ночью солнце спит? А почему вчера на улице мы видели темнокожего человека — где он так загорел? А когда ты мне покажешь, где зимуют раки? Это очень далеко? Как до Луны пешком? Сколько дней идти?
Можно, конечно, плюнуть на воспитательный процесс и коварно парировать, отвечая вопросом на вопрос: «А кто живет на глубине три тысячи метров, зеленый, и ест камни? Не знаешь? Зеленый камнеед! А что будет, если просверлить в земном шаре дырку и бросить туда камень? На глубине три тысячи метров его съест зеленый камнеед!» Но дети тоже не лыком шиты — подобных каверз в их кудрявых головках намного больше, чем могли бы подумать взрослые. И все чаще вы будете думать с тоской, услышав выражение «детский вопрос»: «Знал бы ты, КАКИЕ вопросы задают дети…»
Так как же отвечать на детские вопросы
Что делать, если ответа вы — как не стыдно в этом признаваться — не знаете? Для начала — понять, что это совершенно естественно. Неестественно играть в супермаму, которая знает все на свете. Вашему ребенку нужна мама, а не профессор, даже если вы успешны в обеих ипостасях. Детские вопросы — это естественное проявление любознательности ребенка, его способ познания окружающего мира. В наибольшей степени эта любознательность проявляется в дошкольном возрасте, когда ребенок уже знает свойства окружающих его вещей, но еще не может объяснить причинно-следственные взаимосвязи событий. Психологи подчеркивают, что большое количество задаваемых вопросов свидетельствует о хорошем развитии ребенка. И наоборот, отсутствие этих вопросов должно родителей насторожить.
Мышление дошкольника образно, конкретно, эмоционально окрашено — и вопросы у него точно такие же. Они могут казаться взрослым наивными, странными, нелогичными — но ребенок должен получить на них ответы. Необязательно непосредственно от родителей. Психологи отмечают, что восприятие готовых ответов не способствует развитию ребенка. Можно впихивать в ребенка кашу из обрывков знаний, однако это не поможет ему логически их выстроить и упорядочить. Этому тоже необходимо учиться. И учиться с детства.
Теперь давайте разберемся с понятием «авторитет». Что это такое? Судя по толковому словарю — общепризнанное значение и влияние. К тому, кто имеет авторитет, окружающие относятся с доверием и уважением. Доверие и уважение здесь — ключевые слова. Чтобы ваш ребенок так к вам относился, это надо заслужить! Возможно, здесь кто-то поморщится, вспомнив библейское «автоматическое» наделение родителей авторитетом; кто-то скажет «если не мы, то кто же?», но будут не правы. Свято место пусто не бывает, а потерянный авторитет возвращается с большим трудом. Не было бы иначе у нас «трудных» подростков и детских комнат милиции…Но это уже отвлечение от темы. С детьми надо считаться, воспринимать, как равных, их мнение надо уважать. Они это очень хорошо понимают. Правда-правда. Даже совсем маленькие!
Ребенок должен осознавать, что ошибки — это не страшно. И что его родители тоже могут ошибаться. Их мнение — не непогрешимая истина. Ребенок рано или поздно это поймет. И гораздо лучше, если это произойдет раньше, а не тогда, скажем, когда он пошел в школу. Дело не в том, что вы объяснили ему, что «дважды два — это пять», конечно, нет. Но какие-то уже сложившиеся (с вашей помощью) представления могут подвергнуться сомнениям. Самый очевидный пример — это сферы сексуальная и религиозная (поскольку они очень тесно примыкают друг к другу в сознании ребенка). Наберите в строке поиска словосочетание «детские вопросы», и Интернет тут же выдаст вам кучу советов именно на эти темы. В самом деле, сколь бы образованны не были родители, они всегда оказываются в замешательстве от невинного вопроса чада «А как я появился на свет?» Если при этом семья религиозна (или не против знакомства с религией ребенка), конфликт интересов налицо. Что делать — рассказывать о физиологии или читать адаптированный текст Библии? А если совмещать оба направления, то каким образом?
Прежде всего надо понимать, что у родителей должна быть единая политика в вопросах воспитания и развития детей. Подчеркнем — не взгляды, а именно политика, подразумевающая сотрудничество. Это кажется само собой разумеющимся, однако на практике все не так просто. Родители нередко оказываются неготовыми к быстрому взрослению малыша и его растущему интересу к миру. И что будет, если папа начнет объяснять ребенку физические основы возникновения вселенной, а мама — рассказывать о сотворении Мира? Вряд ли две противоположных теории смогут ужиться в детской головке, скорее всего, под вопросом окажутся знания одного из родителей.
Как быть, спрашивается? Рассказывать и о том, и о другом, не забывая добавлять » а еще есть мнение…». Это — прекрасная возможность познакомить ребенка с многообразием человеческих взглядов — национальных, религиозных, исторических. А еще — заинтересовать его этим самым разнообразием, поддерживать его стремление искать новое.
Умные родители не показывают
а учат видеть детей — это известное выражение абсолютно точно отражает суть проблемы. Сколько раз не произноси «сахар» — во рту сладко не станет. Сколько не заучивай с ребенком «каждый охотник желает знать, где сидит фазан», он не нарисует радугу, если ни разу ее не видел. А может быть, и видел много раз, но не обращал внимание на последовательность цветов. Ну и что из того, что вы это знаете? Он должен увидеть это сам! Когда ваш малыш пойдет в школу — вы будете учиться вместе с ним? Или вместо него? Если вы хотите таким же образом «поступить его» в дальнейшем в институт, возможно, это у вас получится — только какая польза для ребенка в «натаскивании» по темам?
Пока он не поймет, что нужно «знать все о чем-нибудь и что-нибудь обо всем», будьте готовы к метаниям в диаметрально противоположных направлениях. В ваших силах обратить их на пользу и себе, и ребенку. Вовсе необязательно тайком листать на кухне энциклопедию — предложите поискать интересующие чадо сведения вместе. Сейчас выпущено множество детских энциклопедий с легким и интересным текстом. Если ребенок умеет читать, то заодно научится и пользоваться словарями, а может быть, Интернетом. Если он всерьез (насколько это возможно) заинтересовался каким-то вопросом и собрал по нему немало сведений, предложите пересказать это, или написать сочинение. И если какие-то факты окажутся вам неизвестными, не бойтесь говорить об этом. Ребенок почувствует внимание к своему труду (будь он хоть на полстранички) и пользу от него! Это мощнейший стимул для дальнейшего изучения нового. Если же интерес ребенка к какой-то определенной сфере не пропадает, а наоборот, усиливается, имеет смысл подумать о соответствующем кружке или секции. Общение со сверстниками, увлеченными тем же, будет способствовать умению работать в коллективе.
А вообще, поиск ответов на детские вопросы настолько увлекателен и полезен для взрослых, растерявших с течением лет эту удивительное качество свежего взгляда! Как в книге Эрленда Лу «Наивно. Супер»: «Для того, чтобы компенсировать неравномерность земного вращения, время от времени принято добавлять лишнюю секунду. В последний раз одну секунду добавили в июне 1944 года. А нам-то об этом ничего и не сказали.»
И помните:
Знание всего и вся само по себе не принесет авторитета, если вы не будете уважать своего ребенка и не выработаете вместе с ним совместных жизненных установок. Помните? Доверие и уважение. Друг к другу. Похоже, словарь — это действительно авторитетное издание. Попробую объяснить это своему сыну-третьекласснику…