Гиперактивный ребенокСогласись:
спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: «Ой, что это
с ним не так?» Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам
своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и «перебором»?

Активный ребенок
— это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по
диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей,
которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики
ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит
и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит — и все это почти одновременно.
Только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки:
«Какой же ты хороший, когда спишь!» Но если это так естественно, почему неврологи
в один голос называют гиперактивность патологией и так и норовят прописать твоему
непоседе успокоительные? Оказывается, есть большая разница между просто активностью
и навязчивой перевозбудимостью.

Тест на гиперактивность

Похоже на детскую игру из серии «Найди 5 отличий»… Итак, Активный
ребенок:

— Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным
(пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать — может и книжку с мамой почитать,
и тот же пазл собрать.
— Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
— Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства)- скорее исключение.

— Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый
дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей.
— Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге
по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребенок:
— Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то
есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно,
плачет и истерит.
— Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион
вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
— Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто
кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

— Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты
и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка)
ведет себя одинаково активно.
— Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется,
кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

Откуда ноги растут?

Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента
в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления
на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся
в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники,
родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной
жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети
не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не
все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными
! Это,
повторюсь, группа риска — то есть может быть, а может и не быть. Да и впоследствии,
если все «недоразумения» (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна)
не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.

Спокойствие, только спокойствие!

Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от «излишков» активности?
Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая
обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе,
где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям
потрудиться. Если ты сама — очень эмоциональна и неуравновешенна, постоянно везде
опаздываешь, торопишься, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся
сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать
и пореже менять планы «по ходу дела». Скажи себе: «Четкий распорядок дня» и постарайся
стать более организованной сама. А также воспользуйся такими советами:
— Малыш не виноват, что он такой «живчик», поэтому бесполезно его ругать, наказывать,
устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим ты добьешься только одного —
снижение самооценки у него, чувство вины, что он «неправильный» и не может угодить
маме.
— Научить ребенка управлять собой — твоя первоочередная задача. Контролировать
свои эмоции ему помогут «агрессивные» игры. Негативные
эмоции есть у каждого, в том числе и у твоего ребенка, только табу, скажи
ему: «Хочешь бить — бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)».
Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то
ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научи его это делать.

— Обдумывая рацион ребенка, отдай предпочтение правильному питанию, в котором
не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше,
чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в
питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного,
тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть
— не заставляй его!
— Подготовь своему непоседе «поле для маневров»: активные виды спорта для него
— просто панацея.
— Приучай малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если
твоему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуй за ним («Тебе
интересно это, давай посмотрим…»), но после удовлетворения интереса постарайся
возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.
— Научи малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним «рецепт» обретения внутренней
гармонии — это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший
психолог подскажет тебе, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может,
медитация.
— И не забывай говорить ребенку, как сильно ты его любишь.

И все, спросишь ты, а как же патологии и отклонения, которыми
тебя запугали в кабинете невролога? Риск есть, но успокоительными проблему не
решить. Ведь что делают лекарства? Они подавляют активность ребенка, как бы тормозят
его, но причина-то остается. Гиперактивность — это не болезнь, это небольшое отклонение
от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход.
Увы, может и не пройти. И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в
школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, и удержать
его под заботливым маминым крылом вряд ли удастся. Терпения вам, любви, и будьте
здоровы!