Нестандартные мамы, или Спокойствие, только спокойствие!Знаешь ли ты, что в некоторых семьях детей не воспитывают? То есть не воспитывают в привычном понимании этого слова. Дети в этих семьях не знают, что такое замечание или окрик, никаких «потише», «не трогай» и «не болтай», никакого давления со стороны родителей. Правда, зачастую дети при этом могут быть плохо знакомы с гигиеной, лет до пяти дружить с соской и с трудом понимать «что такое хорошо и что такое плохо».

Что представляет собой наше — привычное — воспитание, более-менее представляют все, даже те, кто пока еще не вступил в эпоху «родительства». Вспоминая свое детство, мы помним не только праздничные подарки и радостные прогулки, но и те моменты, когда мы обещали себе: «Когда я вырасту, то никогда не стану поступать так, как поступают мои родители». А потом мы выросли. И забыли, как обидно, когда тебя несправедливо наказывают, как горько, когда на тебя раздраженно кричит самый близкий человек — мама… Мы вырастаем и забываем, и во многом, очень во многом начинаем повторять ошибки наших родителей…

Некоторые семьи протоптали свою дорожку в попытке вырастить спокойных и уравновешенных детей со здоровой нервной системой. В некоторых странах таких семей становится все больше и больше. Думаю, кое-что из того, что многие из нас привыкли автоматически относить к негативным проявлениям экзотических семей, можно пересмотреть. И увидеть смысл в том, что раньше казалось нам ненужным. Можно попытаться посмотреть свежим взглядом, в котором достоинства и недостатки нестандартного воспитания могут легко становиться друг другом.
Недостатки легким движением души превращающиеся в достоинства:

1) В практике нетрадиционного воспитания гигиена стоит где-то на предпоследнем по значимости месте. Детишки, валяющиеся по грязному полу и перепачканные мордашки — явление обыденное. Не говоря уже о привычке пробовать на вкус все подряд, не задумываясь хотя бы о чистоте употребляемого продукта, и способности исследовать всевозможные горизонтальные и вертикальные поверхности, не всегда безопасные.

Но выросшие в пространственной свободе детишки вырабатывают — что естественно — гораздо больший иммунитет ко всяческим микробам, знать не знают что такое «выплюнь эту гадость» и «отряхни курточку» (соответственно, сберегают свои и мамочкины нервы) и осваивают мир во всю полноту своей детской фантазии.

— Вспоминается такая история, произошедшая в одном из московских двориков. Молодая мама, сидя на лавочке с такими же мамами и наблюдая, как играют их дети, жаловалась подругам: «Мой Владик совершенно не спортивный ребенок, не может подтянуться, не лазает по деревьям, такой домашний, прямо не знаю, что с ним делать». В этот момент Владик начал залезать на высокий турник. «Владик! Куда ты полез?! Немедленно слезай обратно, расшибешься!» — истерически крикнула мама и вскочила его снимать…

2) Дети в нетрадиционных семьях более «разболтаны» и плохо подчиняются привычным родительским манипуляциям. Выросшие без замечаний, они зачастую не знают, что такое «нельзя» или «неприлично». У таких детей не сформирован механизм управления — нет тех привычных «болевых точек», на которые можно было бы надавить, призывая к тому или иному поведению.

Но воспитанные без окрика дети — обладатели крепкой нервной системы. Им чужды повсеместно распространенные неврозы — побочные результаты обычного семейного воспитания. Им не знакомы типичные родительские «рычаги» — создание чувства вины, беспомощности и недолюбленности. Посмотри, что чаще всего говорят родители якобы в воспитательных целях? «Ты сделал это назло!», «все, я тебя больше не люблю», «я же тебе говорила…», «мама лучше знает» — этот список можно продлить до бесконечности. Дети, не знавшие окрика, гораздо чаще строят гармоничные семьи, потому что у них нет негативного семейного опыта…

— Кроме того, привычные вскрики: «осторожно, упадешь!» или брошенное в сердцах «ты меня ненавидишь!» — настоящие негативные внушения. Ребенок в глубине души твердо знает, что родителей надо слушаться (и что они всегда правы) и подсознательно начинает исполнять их требования. Он действительно падает. И даже начинает ненавидеть… А потом родители жалуются на нехороших и неблагодарных детей, забывая, что день за днем делали их такими…

3) В нестандартных семьях ребенок, увлекшийся движением хиппи, хэви-металлом или даосскими практиками — не «паршивая овца», которую непременно нужно вернуть в «стадо» (как правило, родительскими истериками или нотациями в духе «вырастешь — поймешь») — а нормальное самоопределение взрослой личности. И если ребенок носит кольцо в носу и еще четыре в ухе — таков его личный стиль…

Но эти дети с раннего детства знают, что курить можно было попробовать прямо при родителях, проколоть ухо — не проблема, им неинтересно увлекаться тем, что для обычного ребенка — запретно. Ведь подростковый переходный возраст — своего рода протест против родительских запретов. Если же запретов нет — то и протестовать незачем…

— Конечно, совсем без запретов растить ребенка невозможно, да и попросту опасно. Но если воспитание проходит в конструктивном ключе, то ребенок воспитывается не на том, что «безвкусно, грязно и неприлично», а на положительных образцах. Если ребенок с раннего детства знаком с классической музыкой, хорошей литературой и порядочными людьми — он и так знает всему цену. Он и так понимает разницу между искусством и однодневной модой — ведь дети гораздо мудрее взрослых…

И еще кое-что. В нестандартных семьях нет привычных наказаний, ребенка могут лишить чего-то дополнительного, но никак не необходимого. Его не лишают прогулок на свежем воздухе, не лишают денег, не лишают общения. А самое главное — не лишают родительской любви, внимания и заботы. Никакого «воспитательного» молчания, никакого раздраженного или обиженного выражения лица, никаких ритуальных «ты должен попросить прощения».

Ребенок должен знать: что бы ни случилось, что бы он ни сделал, родители любят его в любом случае. И не только на словах, но и каждым взглядом, каждым жестом, каждым вдохом…

Ведь не зря же говорят, что любовь — это лучший воспитатель…


Исходная статья