До 1917 года больше половины школ в России находилось под покровительством православной церкви. После революции церковь была отделена от государства, и образование стало светским. Так было на протяжении практически всего XX века. Но после перестройки во властных кругах заговорили о необходимости введения в общешкольный курс дисциплины «Основы православной культуры». На этой почве копья ломаются до сих пор. Так стоит ли пускать церковь в школу?
Свобода и необходимость
Россия не единственное государство, где так остро стоит вопрос о преподавании основ веры в школах. В Европе религиозное образование уже давно стало нормой, причем вводится оно именно в государственных школах и государством же финансируется. Но в разных странах симбиоз школы и церкви выглядит по-разному.
Обычно в число школьных дисциплин вводится только исторически господствующая религия. Но в скандинавских странах изучать свою собственную религию имеют возможность и представители малочисленных конфессий. А вот во Франции, как известно, любые религиозные демонстрации запрещены. Однако в каждой французской школе есть капеллан.
США вывело религиозное просвещение за рамки светских школ, предоставив это право специальным, так называемым приходским, образовательным учреждениям. До последнего времени так было и у нас.
Для тех, кто хотел приобщиться к христианству помимо обычной школы, всегда существовала альтернатива в виде школы воскресной.
«Безбожные» аргументы
За время жесткого противостояния церкви и министерства образования было высказано немало «прекрасного». Обвинения звучали самые что ни на есть категоричные и по большей части от воинствующих атеистов. В числе прочих высказывается предположение о том, что своим «походом» в школу Церковь желает восстановить утерянное после революции влияние на государство. Некоторые подозревают церковнослужителей в желании подзаработать на образовательных потоках. И только в последнюю очередь, и то с большой неохотой, даже самые ярые враги церковных догматов признают, что религиозное образование ставит своей целью повысить нравственный уровень нации.
Поповщиной одолеют?
Бояться не надо. Наше государство закалено в боях с собственным народом и при желании легко может справиться с любым проявлением инакомыслия. Поэтому что-что, а церковная экспансия ему не страшна. Да и не особо откормишься на скудном финансировании.
А что касается нравственности – то мы и без нее неплохо живем десятилетиями. Я думаю, что секс, сигареты, выпивка, наркотики и богатый лексикон вполне уживутся в школе с Законом Божьим.
Будет ли вред от того, что ребенок узнает о христианских заповедях, что ему расскажут о духовном подвиге святых, о том, на что ориентировались наши предки даже не десятилетиями – веками? Вряд ли после курса «Основ православной культуры» дети повально начнут соблюдать посты и уходить в монастырь, но хоть что-то в их душе останется, и, возможно, это даст определенные плоды в будущем. Здесь речь идет не об исторической актуальности христианского вероучения, а о внутренней культуре, которая не в последнюю очередь формируется знанием «веры отцов».
Казенное отношение
Несомненно, религия в школе не помешает, другое дело, кто и как ее будет преподавать. С кадрами в российском начальном образовании проблемы. Не секрет, что самые талантливые выпускники педагогических ВУЗов в школу идти не торопятся, оставляя эти места для коллег с весьма средними способностями.
Преподавание основ веры – вещь деликатная: любая казенщина, некомпетентность, недобросовестность здесь губительна. А школа умудряется напрочь отбить у наших детей интерес ко многим дисциплинам именно казенным подходом, «обязаловкой». То же может произойти и с «Основами православной культуры». Особенно если преподавать их будет неверующий или духовно далекий от религии человек. Будут, конечно, исключения, обязательно вспыхнет несколько ярких звездочек, которые сделают детские сердца добрее.
Никакой «обязаловки»
Добровольность для религиозного просвещения – вещь необходимая, особенно в многонациональной стране. Может ли изучение православия оскорбить чувства представителей остальных религий? Этот вопрос настораживает правозащитников, но православие неотделимо от русской культуры, от русской истории, уже только поэтому его изучение может быть полезно и даже необходимо всем россиянам. У нас есть мусульмане, буддисты, католики, лютеране, кришнаиты и даже последователи культа Вуду, чьи религиозные чувства мы, несомненно, должны уважать. Но не думаю, что изучение православия как неотъемлемой части истории нашей страны должно как-то оскорбить их.
Будет ребенок посещать урок «Основы православной культуры», введенный в виде факультатива, или нет — в любом случае решать родителям. Только с их письменного согласия ребенка смогут приобщить к Закону Божьему. А вот что принесет это «приобщение» — время покажет.