Раннее развитие: найти золотую серединуНа
тему раннего развития сегодня идет много споров.
Этот вопрос живо обсуждается на форумах детских и семейных сайтов. Одни родители
начинают обучать свое чадо счету и грамоте буквально с пеленок. А некоторые педагоги
считают, что нагружать мозг трехлетки чтением и математикой бесполезно, а порой
даже опасно для психики.

В любом случае вопрос всякий раз решается индивидуально. Нет двух
одинаковых детей, как нет одинаковых мам.
Давайте все же попытаемся разобраться, что полезного могут дать нам методики раннего
развития и какие опасности они в себе таят.

Итак, что же такое раннее развитие?

Это различные попытки привить ребенку навыки и умения в том возрасте,
когда он еще не готов овладеть ими самостоятельно. Сторонники раннего развития
считают: чем раньше начать обучение чему-то, тем лучше это закрепляется в памяти.
Нужно лишь приложить усилия, помочь малышу — создать ему условия для быстрого
физического и умственного развития. Ну а приступать к обучению можно прямо с рождения.
И действовать разными методами.

Метод Марии Монтессори — наиболее популярный сегодня.

Идея в том, что ты создаешь для ребенка безопасное пространство, в котором он
развивается максимально самостоятельно. Твоя задача — пробудить в нем желание
исследовать мир, познать законы его развития. В роли учителя
ты действуешь максимально корректно, уважая интересы и потребности малыша, наблюдая
за ним как бы со стороны. В свободной деятельности, в «работе» ребенок постепенно
превращается в личность. Наказывать личность нельзя — это подрывает уверенность
в себе.

Однако ты могла убедиться на своем опыте, что создание искусственной
среды для игр далеко не всегда располагает к активному познанию мира, а напротив,
может его ограничить. Многие дети не сидят в манеже, настойчиво пытаются отломать
заглушку розетки: их как раз и привлекает запретное.

Ты наверняка хочешь, чтобы твой
ребенок увидел жизнь такой, какова она есть, научился справляться с трудностями,
а не прятаться от них! Но это обучение требует постоянного участия взрослого,
а не просто наблюдения со стороны.

Предлагай ребенку различные предметы для развития тех или иных
способностей (речевых, чувственных, математических). Вначале это могут быть природные
материалы, а когда малыш подрастет — искусственные: блоки с цилиндрами, вкладыши,
рамки (все это в больших количествах представлено в магазинах).

В системе Глена Домана акцент сделан на зрительное восприятие
ребенком окружающего мира. Поэтому уже с рождения ты можешь показывать ему карточки,
на которых изображено все что угодно: буквы, животные,
явления природы… Подумать только: по карточке с крупными красными точками ты можешь
учить грудничка арифметике! Благодаря такой ранней тренировке зрительной памяти
ребенок быстрее развивается, потому что мозг малыша наиболее активно растет до
3-х лет. Важно не упустить это время и вложить в этот мозг как можно больше знаний,
как говорится, «записать на подкорку».

Заниматься с карточками придется регулярно и упорно, не всякий
ребенок согласен на это. Поэтому Сесиль Лупан предлагает заниматься с малышом
только по его желанию, он сам даст тебе знать, что ему интересно. Просто наблюдай
за ним внимательнее! Обучение — это игра, которую можно провести где угодно: дома,
в парке, в бассейне… Материалы и сюжеты для игр ежедневно предоставляет сама жизнь.
Постарайся не отбить у ребенка желание задавать тебе бесконечные вопросы. Его
неиссякаемая любознательность — ключ к успеху! По мнению Лупан, родители
— самые лучшие учителя. Суть методики Лупан кроется в названии ее главной книги
— «Поверь в свое дитя».

Ты наверняка слышала о кубиках Зайцева. Это самый простой
и быстрый способ научить малыша читать по «складам». На кубиках нарисованы слоги,
из которых трехлетний ребенок уже способен составить слова и фразы.

Дополнить занятия можно развивающими
играми многодетных родителей Никитиных. Это и сложение узоров, и моделирование,
и черчение-рисование, завязывание узелков… Пробегись глазами по их книге — это
целая система воспитания, где уделяется внимание не только развитию мелкой моторики,
но и физическому воспитанию, здоровью, приучению малыша к труду!

Безусловно, методики раннего развития чрезвычайно любопытны. Все
мамы мечтают поскорее увидеть небывалые достижения своих чад! Но Монтессори верно
замечает, что твой ребенок никому ничего не должен, он не обязан быть гением.
И вряд ли выдаст желаемый результат после нескольких уроков. Увлекшись той или
иной методикой, ты можешь поддаться искушению задавать малышу некую планку, до
которой он должен дорасти в рекордные сроки. Тебя постигнет разочарование, а вот
привычка «задавать высоту» ребенку может сохраниться на долгие годы. К тому же
«зубрежка» uk-img часто отбивает охоту мыслить свободно. Ребенок теряет способность общаться
открыто и непосредственно.

Ни одна методика не способна обеспечить всестороннее развитие
ребенка. Сосредоточившись на чем-то одном — будь то математика, музыка, чтение
— ты можешь упустить другие, заложенные самой природой таланты.

И все же методики раннего развития дают массу возможностей для
совместного творчества с ребенком. Из каждой ты можешь взять несколько «зернышек»,
полезных идей, и с успехом использовать материалы. Попробуй сама изготовить карточки,
кубики, картинки, сшить из лоскутков тряпичную куклу-варежку. Озадачь
малыша раскладыванием пуговиц по шкатулочкам, изучи с ним свойства воды и
огня.

Активно занимаясь с ребенком, ты можешь добиться большей духовной
близости с ним, вы научитесь лучше понимать друг друга. Ты обязательно откроешь
в нем скрытые таланты и способности. Это ли не счастье для любой мамы?!


Исходная статья