Счастье папы КарлоВстречала
ли ты когда-нибудь человека (эмоционально здорового и не заключенного), который
мог бы жить без денег и быть счастливым?
Представь, что у тебя есть все необходимые вещи, но ты не можешь ничего приобрести
сама. Ежедневно ты встречаешь людей, которые в любой момент могут купить любую
мелочь, а ты можешь только на это смотреть, понимая, что пройдут долгие годы,
прежде чем сможешь поступать так же. В этом мире изобилия, где каждый может найти
что-нибудь для себя, нет ничего для тебя. Все твои знакомые и друзья считают тебя
вполне свободным человеком, а близкие твердят, что это — счастливейшее время в
твоей жизни. Теперь представь, что именно так живет твой ребенок,
и ты поймешь, насколько деньги для него важны.

1. Деньги дают свободу выбора:
а) купить то, что хочется в данный момент (дети гораздо импульсивнее взрослых);

б) купить это, не спрашивая мнения родителей или взрослых (много шоколада
есть вредно, зачем тебе эти наклейки).
Ребенок впервые задумывается, что ему нужно и как это приобрести, что нужно в
первую очередь, а с чем можно повременить.
2. Деньги повышают самооценку. Когда мы даем определенную
сумму ребенку, мы одновременно даем понять, что доверяем ему. Мы верим в его
самостоятельность, в то, что он может разумно ими распорядиться.
3. Ребенок учится общению: ребенку, у которого никогда не было личных денег,
бывает трудно заговорить с продавцом в магазине, оплатить квитанции не потому,
что он робкий, а потому, что у него нет в этом достаточного опыта.
4. Совершая покупки, ребенок учится отстаивать свои интересы: ни одному
продавцу не удалось еще убедить ребенка приобрести то, что ребенку не нравится.

Часто родители не желают давать детям деньги потому, что считают:
1.
они детям не нужны;
2. дети слишком доверчивы и наивны, они не смогут ими грамотно распорядиться.

Они могут деньги:
а)
потерять;
б) дать «в долг» другу, который их никогда не вернет;
в) потратить их на мелочи (брелоки, жвачки, наклейки, фишки, дешевую бижутерию);

г) могут использовать их так, как нам бы не хотелось (купить сигареты,
пиво, проиграть в игровых автоматах);
И, наконец, детей могут обмануть.
В таком случае лучше денег не давать. Мы оградим ребенка от множества соблазнов.
Дети не будут находкой для мошенников, не будут пить, курить, проигрывать деньги.
Лучше деньги давать только на проезд до места учебы и питание.

Вполне возможно, что ребенок:
а)
откажется от питания;
б) откажется оплачивать проезд, а на сэкономленные деньги все равно купит
то, что ему нравится, и будет чувствовать себя при этом виноватым;
в) будет подсчитывать копейки, найденные им дома, на улице…

Он может послушно обходиться без личных денег и столкнется со
всеми вышеперечисленными проблемами, будучи достаточно взрослым. Только к ним
прибавятся еще и нерешительность, недоверие к себе и к окружающим, причем во всех
бедах лет через десять-пятнадцать обвинят именно родителей. Из таких детей вполне
могут вырасти люди, которые бояться тратить
деньги и приобретать что-либо для себя. Это — мужчины, которые честно отдают всю
зарплату жене, маме, сестре, экономке «на ведение хозяйства», или женщины, которые
не решаются купить что-либо для себя. Такие люди не любят ходить за покупками
одни. Они готовы выбирать тапочки часами, поминутно спрашивая у спутника совета,
а после покупки испытывают чувство вины,
что слишком дорого (не тот цвет, размер).

«Вот тебе золотой, купи себе букварь»
(«Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстой)

Деньги обычно дают разными способами:
1.
определенная сумма на определенный срок;
2. «выплата» денег за домашний труд;
3. поощрение деньгами за успехи в учебе, в творчестве;
4. «сюрпризы» по праздникам, ко дню рождения.

Деньги можно давать детям лет с пяти. Обычно маленькую сумму (на
пирожное, шарик, наклейки) дают каждый день. С течением времени увеличивают как
сумму, так и отрезок времени, на который ее выдают. Ребенок, взрослея, учится
выбирать не только мороженое, но и школьные принадлежности (книги, диски), затем
— одежду и обувь.

Некоторых людей мучают сомнения: стоит ли платить деньги ребенку
за работу в доме, за успехи в учебе?
Так ведь можно эти деньги дать с улыбкой на лице, а не «платить». В конце концов,
такими платежами можно и обидеть: ребенок действительно начнет себя чувствовать
Золушкой в родной семье. Важно не то, каким способом мы даем эти деньги, а то,
какое у нас при этом выражение лица. Если мы, улыбаясь, поощряем инициативу ребенка
деньгами и с радостью распахиваем кошелек, думаю, ребенок будет рад, доволен и
признателен. А если мы с каменным лицом и торжественными интонациями в голосе
долго перечисляем, за что мы даем эти деньги, то вряд ли услышим слова благодарности.

«Киса, ну зачем вам миллион? На что вы его потратите?»
(«Двенадцать стульев» И. Ильф и Е. Петров).

Если исходить из принципа, что деньги дети тратить не умеют, придется
задуматься, какую сумму мы готовы «выбросить на ветер». Эта сумма, как правило,
зависит от уровня дохода родителей и характера ребенка. Мысленно составляя «потребительскую
корзину» своего ребенка, надо помнить, что дети часто тратят большие суммы на
мелочи не потому, что им чего-то не хватает, а потому, что часто дети
не знают, как еще можно распорядиться деньгами. Мелочи бывают разными. Для
кого-то это шоколадка, для кого-то — десятая сумка, для кого-то — кафе, причем
часто ребенок может платить за всю ватагу своих знакомых. Объясни ему, что потраченные
когда-то впустую деньги, могли бы перерасти в красивую сумму, имея которую он
мог бы претендовать на покупку чего-либо стОящего. Научи всему тому, что знаешь
сама, и не волнуйся. Ведь все равно, как бы нам ни хотелось, чтобы наши дети тратили
деньги так, как мы считаем это правильным, они все равно будут тратить их так,
как считают нужным.