Если наблюдать за младенцами, то можно заметить, что некоторые из них сразу отдают предпочтение той или иной руке. Другие же не делают особого различия и одинаково часто пользуются как правой, так и левой ручками. Процесс выбора ведущей руки у таких детей, как правило, длится до трех лет, но из правил, как известно, бывают исключения и нередкие. Поэтому процесс выбора может затянуться до шести лет. В итоге на нашей планете живет около 20 процентов людей, которые одинаково хорошо владеют обеими руками. Определить предпочтение ребенка …
Выбор
главенствования правой или левой руки — не каприз человечества. Это связано
с распределением ролей между
полушариями головного мозга. Это заложено в человеке от рождения. Около
90% жителей планеты имеют ведущей правую руку, только 10% лучше владеют
левой. В старину ту 1/10 людей считали неуклюжими, склонными к интриганству,
неискренними. Да и в настоящее время слово «левый» часто используют в
значении «неправый» или «неправильный».
Если твой ребенок — левша,
что делать? Можно ничего не делать, можно радоваться, но, скорее всего,
в такой ситуации лучше всего задуматься и найти ответы на несколько вопросов.
1. Действительно ли ребенок левша?
Если наблюдать за младенцами, то можно заметить, что некоторые из них
сразу отдают предпочтение той или иной руке. Другие же не делают особого
различия и одинаково часто пользуются как правой, так и левой ручками.
Процесс выбора ведущей руки у таких детей, как правило, длится до трех
лет, но из правил, как известно, бывают исключения и нередкие. Поэтому
процесс выбора может затянуться до шести лет. В итоге на нашей планете
живет несколько процентов людей, которые одинаково хорошо владеют обеими
руками.
Определить предпочтение ребенка можно при помощи нескольких
простых упражнений. Для их выполнения необходимо сесть напротив ребенка,
а предметы, которые будут использоваться в упражнениях, класть перед ребенком
строго по центру. И, главное, не торопить ребенка. Упражнения выполняются
в качестве игры: можно
положить расческу и предложить ребенку причесаться; положить листок и
карандаш и попросить что-нибудь нарисовать; положить часики и предложить
ребенку послушать, как они тикают; положить бумажную трубочку и предложить
посмотреть в «подзорную трубу»; положить мячик и попросить кинуть его
в какую-нибудь мишень. Во время игры очень удобно пронаблюдать, какой
рукой ребенок чаще выполняет упражнения, к какому глазу поднесет трубочку,
каким ухом будет слушать часы. Таким методом определится ведущая сторона.
2. Переучивать или не переучивать?
Это второй вопрос, терзающий родителей малыша, который тянется за игрушкой
левой ручкой, перекладывает ложку из правой руки в левую, рисует каракули
на обоях, держа карандаш в левой руке. Самое первое и самое главное —
запомнить: «Каким родился, таким и пригодился!» Первое, что нужно понять
— ни в коем случае нельзя мучить ребенка, делать из него насильно «правшу».
Если набросать упрощенную схему управления мозга нашим телом, то получим
следующий факт: левое полушарие головного мозга управляет правой стороной
тела, а правое полушарие — левой стороной. Это очень условная схема, но
и она дает понять, что процесс переучивания вмешивается в работу головного
мозга ребенка. Так же известно, что правое и левое полушария мозга человека
ответственны за различные сферы психической деятельности. Ведущее левое
полушарие, управляющее правой рукой, правым глазом, отвечает за сознательное,
за конкретное мышление, логическое мышление, речь, чтение и письмо, за
двигательную сферу. Правое полушарие, управляющее левой рукой, левым глазом,
— за бессознательное, за абстрактное мышление, образную память, восприятие
ритма, музыки, интонации, за ориентировку в пространстве, за чувственную
сферу.
Многие психиатры, физиологи, психологи и педагоги научно
обосновали отказ от переучивания левшей и утверждают, что насильственное
переучивание леворуких детей наносит многим из них психологическую травму.
Раздражительность, вспыльчивость, капризность, плаксивость,
повышенная утомляемость, нарушения сна и аппетита, головные боли — этот
букет подарят своему ребенку родители, которые решат заняться «переменой
рук».
3. Как преодолевать трудности, с которыми придется встретиться
леворукому ребенку в нашем «праворуком» мире?
Трудностей в жизни левши, и маленького и большого, предостаточно. Достаточно
того, что все предметы придуманы и приспособлены именно под ведущую правую
руку. Но, оказывается, это самые «легкие» трудности, с которыми дети справляются
быстрее всего. Вспомните, как много водителей пересаживаются в иномарки
с левым рулем и достаточно быстро осваивают непривычное вождение. Вспомните,
как праворукие учатся пользоваться вилкой и ножом. Так и леворукий ребенок
быстро учится справляться с «правыми» предметами. Сложнее леворукий ребенок
осваивает чтение, речь и письмо, что может вызвать трудности
в школе. Эти трудности зачастую разрешаются естественным путем или
при помощи подготовленного педагога. В настоящее время этой проблеме уделяется
достаточно большое внимание: составляются методики обучения письму левой
рукой, налаживается производство специальных прописей, выпускается специальная
литература для педагогов и родителей. Дома и в школе необходимо создать
ребенку специальные условия: выделить ему место за партой или столом с
левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа; позаботиться
о том, чтобы свет из окна или от настольной лампы падал на его рабочее
место с правой стороны. Но помимо этих проблем существуют проблемы психологического
характера. Ребенок рано начинает понимать, что он не такой, как все. Не
надо акцентировать его внимание на этом факте. Достаточно единожды рассказать
ребенку о том, что леворуких людей много, что это нормальное явление,
и нет никакой разницы в том, какой рукой человек ест (пишет, рисует),
правой или левой, главное, что он умеет это делать.
4. Действительно ли левши — особо одаренные, талантливые
люди?
Часто левши — это художественно одаренные дети, они очень эмоциональны,
нередко у них имеется абсолютный слух и музыкальные способности. Можно
обратить свое родительское внимание на поиски талантов и одаренностей
у своего чада, но ни в коем случае не переусердствовать в этом вопросе.
Как и любого ребенка, малыша-левшу необходимо хвалить за успехи и достижения,
поощрять его творческие устремления, но ни в коем случае не надо пытаться
вырастить из своего чада вундеркинда.
Как и к любому ребенку, к такому малышу не стоит предъявлять особо завышенных
требований и не стоит противопоставлять его другим детям. И, конечно же,
занимайся со своим ребенком, играй, читай, твори, люби его, и из него
вырастет творческая личность.
Однако Ж. Эррон, крупнейший исследователь проблемы левшества,
добавлял ложку дегтя в перечисленный выше мед: «Как всякое меньшинство,
левши внушают враждебность, подозрительность, впечатление отсутствия всяких
человеческих добродетелей и умений. Они чаще становятся психоневротиками,
эпилептиками, заиками; обнаруживают трудности при письме и чтении, зеркально
пишут, затрудняются в ориентации в пространстве, рисовании; упрямы, непорядочны,
гомо- и бисексуальны. Но Леонардо да Винчи и Микеланджело — левши…»
Именно поэтому левши требуют постоянного контроля за их
здоровьем (в том числе за гормональным и иммунным статусом). В идеале
надо бы показать такого ребенка психологу,
чтобы он подобрал индивидуальные коррекционные упражнения. Но многое зависит
и от правильной позиции родителей.
Леворуких детей от обычных отличает:
— повышенная чувствительность;
— повышенная ранимость;
— чрезмерная впечатлительность;
— тревожность;
— обидчивость;
— раздражительность;
— сниженная работоспособность;
— повышенная утомляемость.