Через тернии: как мировые кризисы меняли моду и что будет с трендами после коронавируса

Глобальные изменения в мире или важные события всегда затрагивали моду. Кто знает, появилась бы мода на простые романтичные платья с высокой талией, если бы не Французская революция, на пестрые наряды хиппи, если бы не война во Вьетнаме и гранж. Судить о том, что ждет нас дальше, пока сложно, но история моды определенно учит нас тому, что изменения не заставят себя ждать.

Текущий кризис, вызванный пандемией коронавируса, повлияет на наши привычки, в том числе и в том, как и что мы носим. Предлагаем сегодня вспомнить, как мировые кризисы влияли на индустрию моды.

Первые признаки того, что придется адаптироваться к новым условиям, уже есть. Взять хотя бы онлайн-презентации коллекций и призывы дизайнеров в принципе пересмотреть весь модный календарь или появление в ассортименте многих марок нового аксессуара — маски. Она теперь становится полноправной деталью модного образа, и выбирать ее можно из огромного количества самых креативных вариантов: искать в тон одежде или, наоборот, использовать как способ выразить свою позицию.

Синди Кроуфорд

Синди Кроуфорд

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть всплеск интереса к домашней одежде и одежде для отдыха. Например, спортивные брюки явно стали главной вещью этой весны, а модные блогеры стилизовали их по-разному в своих съемках для инстаграма.

 

Мода всегда чутко реагировала на изменения в политике или социуме. Обратимся хотя бы к истории XX века. После величайшей трагедии столетия, Второй мировой войны, появился стиль New Look — он стал ответом на желание людей забыть о страшных годах и снова наслаждаться жизнью.

Модель Dior

Модель Рене Бретон в Dior

После лишений, когда мода отошла на второй план и, прежде всего, должна была быть функциональной, женственные и нарядные платья с пышными юбками, приталенные жакеты, сидящие по фигуре, стали символом новой мирной жизни, где женщине уже не нужно было брать на себя тяжелую работу.

Это, в свою очередь, повлияло на эмансипацию, практически заморозив развитие этого движения: в 50-е годы женщина — это прежде всего мать и домохозяйка, изящная, женственная, — одним словом, украшение общества.

Софи Лорен в Dior

Софи Лорен в Dior

Забавно отметить, что после Первой мировой войны все было иначе. Тогда женщины, наоборот, не позволили лишить себя свободы, в том числе и от неудобной одежды. В прошлое ушли корсеты, длинные юбки, а то, что раньше позволялось носить лишь во время занятий спортом, например, шорты, стало допустимым и в повседневной жизни.

Именно в то время завоевывает популярность Коко Шанель, начавшая производить женскую одежду для спорта и отдыха из джерси — материала, который ранее использовался только для мужской одежды. Она предложила женщинам функциональную одежду вроде своих легендарных твидовых костюмов и свободных топов.

Коко Шанель

Коко Шанель

Через тернии: как мировые кризисы меняли моду и что будет с трендами после коронавируса

Ну а после травмирующего опыта мировой войны обществом овладел фаталистический гедонизм — недаром двадцатые годы с джазом и короткими блестящими платьями сегодня называют «танцем на вулкане».

Кадр из фильма "Великий Гэтсби"

Кадр из фильма «Великий Гэтсби»

Оглядываясь назад, можно отметить, что и политические потрясения сказывались на моде так же, как на искусстве или литературе. Примером может служить Французская революция, когда стиль одежды стал не просто данью трендам, но и практически выражением гражданской позиции.

По тому, как человек был одет, можно было судить о его политических пристрастиях. Например, мужские парики стали символом консерватизма и отсталости.

Портрет Жозефины

Портрет Жозефины Богарне

В женской моде в прошлое ушли пышные платья, которые ассоциировались со старой, отвергнутой эпохой, — на смену им пришел стиль ампир. Длинное белое платье с короткими рукавами-фонариками, подчеркивающими плечи, с завышенной линией талии, с юбкой простого прямого кроя из цельного отреза ткани — вот типичный наряд той эпохи, ну а модным символом являлась, конечно, супруга Наполеона Жозефина.

Через тернии: как мировые кризисы меняли моду и что будет с трендами после коронавируса

Платье в стиле ампир напоминало наряды древнегреческих богинь и отражало новое увлечение античностью, характерное для того времени.

На смену этой политизированной эпохе пришел стиль бидермейер, полностью противоположный по своей сути, когда все интересы сосредоточились на частном, приватном микромире, а одежда снова приобрела некоторую кукольность.

Платья в стиле бидермейер

Платья в стиле бидермейер

Гедонизм сформировал и 70-е и 80-е годы XX века, будь то диско-стиль или нью-вейв, — нарочитая аполитичность была реакцией на постоянную угрозу холодной войны, от которой люди устали.

Похожие настроения влияли на публику и в 90-х годах, когда стали популярны гранж и Курт Кобейн.

Вот мы и здесь, развлекайте нас,

— так пел солист группы Nirvana в культовой песне Smells Like Teen Spirit, ставшей настоящим гимном так называемого потерянного поколения, на юность которого пришлись новое объединение мира и глобализация.

Курт Кобейн

Курт Кобейн

Нарочитая небрежность и потрепанность (вспомним растянутый кардиган и фланелевую рубашку, которую Курт сделал модной) стала своеобразным воплощением поиска смысла в протесте, когда, по сути, не было против чего протестовать.

Протестные настроения вернулись в начале нулевых вместе с модой на расклешенные джинсы, как у хиппи, когда некоторые группы молодежи выступали против войны в Ираке, начатой Джорджем Бушем.

Хиппи, 60-е годы

Хиппи, 60-е годы

Но глобально в моде тогда правили другие настроения — это были годы безудержного веселья, гламура и сексуальности. Здесь стоит вспомнить показы Тома Форда для Gucci, коллекции Джона Гальяно в Dior или стиль бренда Роберто Кавалли, который и сегодня ассоциируется если не с вульгарностью, то уж точно с чрезмерностью во всем — от цветов до принтов.

Показ Roberto Cavalli

Показ Roberto Cavalli

Показ Roberto Cavalli

Кейт Мосс на показе Gucci в 1995 году

Кейт Мосс на показе Gucci в 1995 году

Показ Gucci, 2003 год

Показ Gucci, 2003 год

Все веселье закончилось с мировым финансовым кризисом в 2008 году, который оказал серьезное влияние на спрос в индустрии люкса, а значит, и на то, что дизайнеры показывали на подиуме.

Гламур уступал место минимализму. В этот период на первый план выходят работы Рафа Симмонса в Jil Sander, Фиби Файло в Celine и бренд сестер Олсен The Row.

Показ Celine, 2010 год

Показ Celine, 2010 год

Саша Пивоварова на показе Celine, 2010 год

Саша Пивоварова на показе Celine, 2010 год

Даже люкс стал более сдержанным и скромным — былая демонстрация роскоши стала восприниматься как нечто неприличное, в то время как огромное количество людей по всему миру потеряли свою работу или активы.

И здесь, кстати, можно провести параллели с «модными последствиями» Великой депрессии 1929 года: в начале 1930-х мода стала гораздо более обыденной и серьезной после ревущих 20-х годов. Платья и костюмы отличались строгим кроем, который подчеркивал естественные формы тела.

Кризис, вызванный коронавирусом, вероятно, также приведет к полной смене приоритетов и трендов, которые укрепились в предшествующий период. Глобально последние годы в индустрии характеризовались взрывом интереса к уличной моде и созданием бесконечных коллабораций — кроссовки, худи и капсульные коллекции появлялись так часто, что уследить за всем было уже сложно.

Коллаборация Supreme x North Face

Создавалось впечатление, что принципы «быстрой моды» плотно вошли в мир «тяжелого люкса», что в условиях все большей озабоченности состоянием экологии и влиянием производства на климат становилось все более и более абсурдным.

Коллаборация Supreme x Louis Vuitton

Сегодня эксперты говорят, что тренды не будут сменять друг друга так быстро, как это было в последние годы. И дело не только в том, что замедлиться хотят сами дизайнеры: пандемия, сопровождавшаяся режимом самоизоляции, пошатнула уверенность в привычном завтрашнем дне. Покупая вещь сегодня, нельзя точно знать, удастся ли тебе появиться в ней на публике на этой неделе, через месяц, а может быть, и через год.

Через тернии: как мировые кризисы меняли моду и что будет с трендами после коронавируса

В то же время тяга наряжаться никуда не делась — в связи с этим можно ожидать более динамичного развития виртуальной одежды. Цифровые наряды обойдутся дешевле, утолят жажду шопинга и чего-то новенького в гардеробе, при этом не будут вызывать мук совести относительно загрязнения окружающей среды, которую провоцирует перепроизводство в индустрии моды.