Пегги Моффит в монокини Руди Гернрайха
Многие вещи, созданные модными дизайнерами, лишь на пару сезонов попадают в тренды, а потом забываются, сметаемые все новыми и новыми коллекциями. Но некоторые модные идеи, рожденные в ателье, оказывают влияние на целые поколения, развитие социума и даже ход истории — по крайней мере, истории моды. Сегодня SPLETNIK.RU предлагает вам вспомнить об одной такой вещи — легендарном монокини с открытой грудью от одного из самых авангардных дизайнеров 60-х Руди Гернрайха.
Руди Гернрайх
Руди Гернрайх родился в Вене в 1922 году в довольно обеспеченной еврейской семье, но в возрасте 16 лет ему вместе с матерью Элизабет пришлось покинуть родную Австрию, опасаясь преследования со стороны нацистов. Отца, владельца крупного предприятия по производству чулок, юноша к тому времени уже лишился — когда Руди было восемь лет, он покончил с собой.
Когда это случилось, семью под опеку взяла тетка Хедвиг Мюллер, которая держала магазин одежды, где закупались в основном весьма обеспеченные покупательницы. Тогда же Руди впервые познакомился с миром моды и заинтересовался им. Его эскизы — а они были далеки от простых детских зарисовок: Руди изображал весьма экстравагантные вещи вроде плавок на подтяжках.
Когда Германия аннексировала Австрию, Руди с матерью переехали в США и осели в Лос-Анджелесе — однако город грез не спешил исполнять все мечты новых иммигрантов. Элизабет стала зарабатывать продажей домашней выпечки, а ее сын, чтобы не быть обузой, пошел работать в… морг, где ему пришлось мыть тела усопших. Но мыслей о моде Гернрайх не оставил, по крупицам наверстывая необходимые знания: слушал лекции об искусстве в местном колледже, стажировался в ателье, примкнул к танцевальной труппе, где взял на себя создание сценических костюмов.
С 1951 года он стал заниматься созданием собственных коллекций одежды, ну а звездный час Руди пришелся на 60-е годы. Хотя его имя сегодня, может быть, не так известно, как имена других его современников вроде Пако Раббана, но именно Гернрайх был настоящим революционером.
Он привнес в моду сразу несколько новых идей, в том числе стиль унисекс (например, его коллекции демонстрировали мужчины и женщины с выбритыми головами), total look (когда все детали образа от одежды до аксессуаров были выдержаны в одном стиле) и даже платье-трапецию он продемонстрировал еще в 50-х, задолго до Ива Сен-Лорана. Кроме того, Гернрайх одним из первых стал использовать непривычные материалы вроде винила и пластика вместо натуральных тканей.
Руди Гернрайх и Пегги Моффит
Он был человеком из будущего, случайно угодившим в эпоху, где его не могли оценить по достоинству,
— так вспоминала о нем его муза Пегги Моффит — в истории с монокини она сыграла ключевую роль, и мы еще поговорим о ней.
Преобразовывал Гернрайх и пляжную моду — еще в 1952 году он представил купальник, который больше напоминал боди танцоров, — никаких привычных тогда подкладок, вшитых бра и косточек. Дизайнер часто использовал эластичные ткани, чтобы подчеркнуть естественные изгибы женского тела.
Модели купальников Руди Гернрайха
Но настоящий скандал вызвало монокини — купальник с открытой грудью, который дизайнер презентовал в 1964 году. Вещь стала не только логическим продолжением авангардных идей Гернрайха, но и своеобразным протестом против пуританства и излишней консервативности общества того времени.
С просьбой придумать какой-то футуристический дизайн купальной одежды в 1963 году к Гернрайху обратилась Сюзанна Киртланд, редактор журнала Look. Вещь планировалось использовать в одной из съемок для издания. Но когда дело дошло до фотосессии в бухте Монтего на Багамах, все пять нанятых моделей отказались сниматься в монокини. Чтобы спасти съемку, фотографу пришлось убедить местную проститутку выступить в роли модели. В итоге в журнале было опубликовано лишь одно фото — и то в ракурсе со спины. Но Киртланд убедила Руди наладить коммерческое производство данного фасона.
Мне всегда не нравилось, что голое тело считается чем-то постыдным. Отнимать у человека право на наготу — своего рода фашизм. Уважать женщину, равно как и мужчину, значит дать им возможность быть свободными во всем,
— говорил дизайнер.
Впрочем, изобрести купальник было мало — надо было еще представить его публике. Желающих продемонстрировать столь экстравагантный для своего времени фасон не было. Примерно в то же время Руди знакомится с моделью Пегги Моффит — она становится настоящей музой дизайнера и практически лицом моды 60-х — характерную стрижку той эпохи с графичной длинной челкой Пегги создал знаменитый Видал Сассун.
Пегги Моффит
Фото Моффит в скандальном купальнике было опубликовано в журнале Women’s Wear Daily летом 1964 года. Вопрос о том, как проходила съемка, на многие годы стал самым популярным среди тех, что задавали модели журналисты. Проходила она, впрочем, вполне чинно — фотографом стал муж Пегги Уильям Клэкстон. К слову, все трое активно сотрудничали и в дальнейшем, а Клэкстон снимал многие фотосессии для Гернрайха с Моффит в качестве модели.
Публикация ожидаемо вызвала скандал — на дизайнера ополчились церковь, политические партии и все приличное общество, хотя монокини в универмагах тоже стали раскупать (носить по-прежнему не отваживались, но уж слишком манила модниц запретная вещица).
Летом 1964 года в Нью-Йорке было продано более 3 000 монокини (стоимость каждого была 24 доллара), а вот Пегги Моффит, по слухам, даже получала письма с угрозами.
Пегги Моффит и Твигги
Зато за океаном, в Европе, изобретение Гернрайха приняли куда более тепло. У дизайнера тут же появились последователи — модельер Рубен Торрес создал свою копию монокини, презентация которого прошла в Париже. Модную новинку представляли, кстати, в том же самом бассейне Piscine Molitor, где в 1946 году случилась еще одна революция пляжной моды — именно там публике впервые показали бикини. В этом монокини позировала модель Дафни Дэйл, а фотографом стал Пол Шутцер.
Дафни Дэйл
Впрочем, как купальник монокини Гернрайха в оригинальном виде все-таки не прижилось, зато повлияло на моду в другом плане — женщины стали загорать топлес.
Кроме того, смелый фасон оказал сильное влияние на сексуальную революцию, подчеркнув личную свободу женщины в одежде. Снимок Пегги Моффит спровоцировал очередной подъем феминизма и дискуссии о том, должно ли женщинам быть позволено обнажать верхнюю часть туловища так же свободно, как это могут мужчины.