Робин Райт в сериале «Карточный домик» (House Of Cards)
Сегодня, 8 апреля, свой день рождения отмечает Робин Райт: актрисе исполняется 53 года. Одной из самых ярких ее ролей за последние годы,безусловно, стала роль Клэр Андервуд из сериала «Карточный домик» (House Of Cards), финальный эпизод которого вышел прошлой осенью. Мы решили вспомнить, как стиль ее героини стал эталоном политической элегантности.
Первые леди и в реальной жизни становятся объектами пристального внимания модных критиков. Мелания Трамп или Брижит Макрон попадают на страницы глянца не реже, чем поп-звезды или киноактрисы, а их стиль вдохновляет тысячи женщин по всему миру.
Неудивительно, что политперсоны интересны и голливудским сценаристам, а сериал «Карточный домик» о вымышленном президенте США стал одним из самых популярных проектов Netflix. Впрочем, внимание зрителей привлекали не только политические интриги Фрэнка Андервуда в исполнении Кевина Спейси, но и персонаж Робин Райт — первая леди Клэр Андервуд.
Робин Райт в сериале «Карточный домик»
Не без вмешательства реальных обстоятельств (после секс-скандала сотрудничество с Кевином Спейси прервали) на первом плане в финальном сезоне, который вышел на экраны в ноябре прошлого года, оказалась именно Клэр Андервуд, ставшая первой женщиной-президентом США.
И хотя сначала может показаться, что стиль ее героини в фильме довольно однообразен и скучен (что может выразить типичный деловой дресс-код, являющийся своеобразным футляром, скорее подавляющим личность, чем подчеркивающим особенности характера?), определенные перемены в гардеробе Клэр есть. Ну а творческие решения художников по костюмам интересны своей лаконичностью и поистине ювелирным подходом, ведь набор выразительных средств у них и правда был ограничен.
Кевин Спейси и Робин Райт в сериале «Карточный домик»
В первых сезонах персонаж Клэр играет скорее вспомогательную, второстепенную роль — даже на кадрах она редко находится на втором плане. Ее самой характерной вещью из гардероба здесь является юбка-карандаш — пожалуй, самый традиционный пример офисного дресс-кода.
На экране Робин чаще всего появлялась в юбках от Prada или L’Wren Scott. Почти все вещи выдержаны в классической нейтральной цветовой гамме: темно-синий, серый, черный и приглушенные земляные тона. С одной стороны, это самые распространенные цвета, принятые в деловом гардеробе, но было и другое объяснение.
С нейтральной цветовой палитрой вы можете привлечь больше внимания к лицам, и мы хотели добиться этого эффекта, как на картинах Караваджо, когда лица выглядят особенно очерченными на темном фоне,
— говорил Том Брокер, художник по костюмам первого сезона сериала.
В начале сериала мы почти не видим Клэр в брюках: снимая рубашки (порой весьма напоминающие мужские по крою) и юбки, она переодевается в платья-футляры длиной до колена (еще один фирменный штрих стиля Клэр). На экране Робин появляется в платьях от Narciso Rodriguez, Gucci, Armani, Ralph Lauren и Zac Posen.
Значительное место в гардеробе героини брюки начинают занимать только с пятого сезона.
Это связано с тем, что до этого у Клэр Андервуд была вспомогательная роль, а в новых сериях она готова действовать,
— объясняла художник по костюмам Кэмаль Харрис.
Интересно отметить, что женщина работала персональным стилистом Робин Райт и собирала ту на красные ковровые дорожки. По личному приглашению актрисы, она присоединилась к команде сериала с третьего сезона.
Все экранные костюмы Клэр сидят точно по фигуре: хотя вещи и закупались художниками по костюмам в обычных универмагах или брались напрокат у таких брендов, как Michael Kors и Ralph Lauren (здесь, конечно, помогли связи Харрис как звездного стилиста), каждый предмет гардероба при необходимости ушивался для безупречной посадки.
И это тоже небольшой штрих к портрету персонажа: в этих людях нет ничего расслабленного, они всегда начеку и всегда стремятся контролировать — себя и ситуацию.
Исходя из этого, по-своему можно трактовать и цветовую палитру, которая оказывается уже не просто фоном для переноса акцента на лица персонажей, но и несет свою символику.
Серый — цвет стали, метафора, не нуждающаяся в дополнительных объяснениях. Оттенок, который делает невидимым, но, глядя на Клэр, ассоциации приходят не с «лишним» или «маленьким человеком», а с высокотехнологичными самолетами «стэлс». Даже для вечернего выхода она выбирает этот «незаметный » оттенок — тут можно вспомнить шелковое облегающее платье от Ralph Lauren.
При этом иногда в гардеробе Клэр появляются нежные пастельные штрихи: например, она встречается с женщинами-сенторами, будучи облаченной в невероятно женственную светло-розовую блузку и мягкие твидовые брюки. Но у сильной и прагматичной героини Робин Райт одежда — это лишь один из инструментов манипуляции людьми (не зря ее называют женской версией самого Фрэнка Андервуда).
Каждый раз, когда Клэр надевает что-то пастельное, это лишь для того, чтобы ввести людей в заблуждение: «Смотрите, я и правда милая». Это прекрасный пример того, как она умеет быть настоящим хамелеоном для того, чтобы соблазнить и переманить на свою сторону каждого, кто находится с ней в одном помещении,
— говорит Кэмаль Харрис.
Другим таким примером манипулятивного гардероба, кстати, является светло-голубое платье от Lela Rose. Она появляется в нем в тот момент, когда доверие населения к Фрэнку падает, и ей необходимо смягчить эту собственную милитаристскую строгость, чтобы выглядеть более человечной, близкой и понятной.
Темно-синий — цвет военно-морской, он транслирует уверенность, силу авторитета, в то время как черный — это не только строгость, но и соблазнительность.
Вообще, к финальному сезону влияние милитаризма и преобладание маскулинных черт в гардеробе, как знак перехода к власти, становится особенно заметным.
Клэр появляется на экране в вещах оливкового оттенка, цвета хаки — классической расцветки атрибутов армейской жизни: от маскировочных костюмов до танков.
Отсылки к милитаризму заметны и в деталях, вроде рядов круглых металлических пуговиц как на парадной форме, или ремня с крупной позолоченной пряжкой, напоминающей об аналогичном армейском аксессуаре. Одежда Клэр в буквальном смысле становится экипировкой для «военных» действий.
Она испытывает большое давление, она женщина, у нее много разногласий с людьми, которые тесно сотрудничали с ее мужем. В последнем сезоне кажется, что Клэр выступает против всего мир, и у нее не так много близких друзей. Она в бою в этом последнем сезоне,
— объясняла Харрис, добавив, что вдохновлялась фотографиями женщин в военной форме времен Второй мировой войны. Из той же эпохи, кстати, и новая прическа Андервуд — короткий боб на прямых волосах.
Стоит отметить, что одежда Клэр в последнем сезоне становится более закрытой: нет даже минимальных вырезов и декольте, глухие застегнутые на все пуговицы жакеты и юбки ниже колена.
В то время как в первых сезонах именно декольте были той деталью, которые добавляли изюминку к весьма шаблонным образам героини: фасоны платьев, что мы видели на Клэр, были примерно одинаковыми, а вот линия выреза менялась от скошенного прямоугольного до круглого и аристократичной лодочки или слегка открытой спины.
Интересной деталью стало и еще одно заимствование из мужского гардероба — запонки. Готовясь к съемкам, Харрис обнаружила, что у каждого президента США была булавка с флагом и запонки, созданные по индивидуальном дизайну, которые преподносились в день вступления в должность.
От булавки было решено отказаться: Клэр и так очень патриотична, и в дополнительной детали, чтобы подчеркнуть это, не было нужды. А вот запонки показались Харрис весьма интересным аксессуаром, чтобы усилить образ.
В архивах Белого дома она нашла несколько пар запонок, которые были выпущены ограниченным тиражом и никогда не продавались — их Клэр носит на протяжении всего сезона. Художнику по костюмам также пришлось предусмотреть, чтобы каждая вещь, будь то платье или рубашка, имели французские манжеты, чтобы каждый образ можно было дополнить этими запонками.
А вот другой типично женский аксессуар, который раньше был неотъемлемой частью образов миссис Андервуд, наоборот, практически полностью исчезает с экрана. Речь о сумках: если первая леди Клэр щеголяла с Saint Laurent и Ralph Lauren в руках, то президент Клэр уже не может себе этого позволить — она теперь совсем на другом уровне.
Она, черт возьми, президент США. Она не может больше таскать что-то сама, для этого есть специальные люди, вы никогда не увидите президента с портфелем,
— разъяснила Харрис.
Отсутствие сумки теперь говорит о ее положении так же много, как и ее наличие в более ранних сезонах. Так, например, на экране Клэр часто появлялась с сумкой YSL Muse. Появившуюся в продаже в 2006 году сумку часто характеризуют как первую так называемую It-Bag для бренда, то есть это вещь, безусловно, знаковая и модная, но в то же время явно уже не хайповая.
Робин Райт в роли Клэр Андервуд с сумкой YSL Muse
В Вашингтоне считается, что показывать свое богатство — вульгарно. Если у вас есть деньги, вы не можете показать, что у вас есть деньги. Все хотят быть равны, поэтому мы хотели подобрать такую сумку, которая не была бы слишком актуальной, и не вызывала бы реакцию: «О боже, она отвалила столько денег за нее?!»
Нам нужна была сумка, которая сезон или два уже была «списана» с модных хроник. Это довольно прагматичный выбор и он, конечно, говорит нам о характере Клэр,
— рассказывал в интервью Том Брокер.
И если у художников по костюмам перед глазами было не слишком много примеров реальных женщин — глав государств, кому удалось стать не только влиятельным политиком, но и иконой стиля, то будущей первой женщине-президенту США, если такая появится, явно будет чему поучиться у Клэр Андервуд в вопросах подбора гардероба.
Впрочем, одна последовательница у экранной героии Райт уже точно есть: пользователи сети не раз отмечали сходство нарядов Мелании Трамп с модным выбором героини сериала «Карточный домик».