Француженки всегда были загадочной нацией. В свете сегодняшнего циничного взгляда на жизнь, когда исследованию и измерению подвергается все на свете, включая Библию, волшебная сказка о Франции тускнеет. Наверное, Франция легендарная осталась в туристических брошюрах. На улицах Парижа — Франция европейская. А это значит — живущая по правилам развитого европейского государства, только и всего. А стильный внешний вид стоит в ее списке приоритетов далеко не на первом и даже не на пятом месте.
На улицах европейских городов вы встретите красиво одетую женщину так же редко, как и красиво одетого мужчину. Да простится мне это сравнение!
Мода и комфорт: идол сегодняшней европейской моды на каждый день- джинсы. Всех оттенков синего, голубого, иногда черного, с отворотами, укороченные, удлиненные, клеш, бриджи, шорты, на шнурках, с бахромой, со стразами, с заклепками, с высокой талией, с низкой талией, на бедрах… Фасонов масса, но это все равно — джинсы. Как получилось, что нечто, бывшее изначально американской рабочей униформой, сегодня заполонило улицы? Вы когда-нибудь носили джинсы от Шанель? Да, есть и такие. До какой степени должна была дойти массовая эпидемия, чтобы модный дом, не раз выступавший родоначальником образчиков стиля и элегантности, поддался волне повседневности и присвоил свое бесценное имя изделию из вытертого денима? Интересно, что бы сказала по этому поводу мадемуазель Коко — ее прямогольная сумочка на цепочке явно не в фаворе.
Знакомьтесь — ученые будущего, изучая наше время, вынуждены будут прийти к выводу, что, развиваясь, индустрия моды совсем не обогатила повседневную жизнь хомо сапиенса. Чем больше дизайнеры напрягали фантазию, вынося на подиумы европейских столиц такие невозможные элементы, как рыболовная сеть и птичьи перья, тем больше среднестатичтический потребитель уходил в примитивизм.
Начнем с обуви
Когда в следующий раз будете за границей, попробуйте подсчитать пропорцию кроссовки-каблуки. Думаю, соотношению будет 80-20, но это с форой кроссовкам. Молодые и энергичные, которые могут позволить себе носить любую высоту каблука, все равно предпочитают удобные замшевые туфли на шнурках или велкро-застежке, ботинки или кроссовки. Лодочки на шпильке надеваются на вечерние мероприятия — в соответствии с дресс-кодом большинства фирм, каблук «сотрудника женского пола» не должен превышать 2 дюймов, то есть пяти сантиметров. Впрочем, за примером далеко ходить не надо. Почитайте любое русскоязычное руководство по поведению на интервью: в 9 случах из 10 они порекомендуют надеть низкий каблук.
«Два месяца назад в Париже я застала пятидесятипроцентную распродажу в Morgan de Toi и закупилась от души, — вспоминает Светлана. — И на следующий же день обновила юбку моей мечты — она была черная, с узкой талией и летящей оборкой чуть ниже колена, с черной вышивкой. Как раз из той серии, что в этом сезоне считается писком моды.
На меня смотрели все. Прохожие на улице, туристы в замке Шантильи, продавцы в магазинах. Сначала мне было лестно. Потом стало раздражать. Это ведь всего лишь юбка, в конце концов! Купленная только что, в Париже, в одном из самых молодежных и стильных магазинов страны. Не шорты, обрезанные по самые карманы, со шнурками вместо швов. Ладно, вместе с юбкой были босоножки на каблуке. Еще один нонсенс, по мнению сестер-европеек. Я начала подсчитывать количество встречных женщин в юбках. На полдня хватило пальцев одной руки».
Писатель Стивен Кларк отметил, что француженки носят «чрезмерно удобную обувь». Красота по-прежнему требует жертв, которые европейские женщины все менее склонны приносить, будь это личные отношения, работа, дети — мода и комфорт.
Фрацузский стиль сегодня означает естественную красоту, а не подчеркнутую, простоту линий там, где была замысловатость фасона. Во француженках по-прежнему присутствует свой шик и истинно национальная женственность. Только повседневная мода настойчиво стремится к фунциональности. Для иного стиля, кроме как «smart casual», места часто не остается.
Парадокс
В том, что все магазины в Европе буквально забиты всем тем, что относится к категории женственного. И в таких магазинах постоянно толпится народ — девушки от 15 до 45 всех размеров с упоением перебирают вешалки с юбками и платьями и меряют десятисантиметровые шпильки. Только видя на улицах все возрастающее изобилие денима и практичных хаки всех оттенков, напрашивается вывод, что вся эта красота оседает на полках и одевается только по торжественным случаям. Как то: на свидание с бойфрендом, на работу или на дискотеку.
Вот где наши ровесницы из другого конца Европы превосходят все ожидания. Снег, холод, ветер — не помеха. На дискотеку все как один одеты в мини-юбки, заканчивающиеся там, где начинаются ноги, декольте и босоножки на шпильке такой высоты, что завсегдатайки Пляс Пигаль завоют от зависти (кто проходил мимо, видел эту обувку в витринах — закачаешься от одного только вида). Вероятно, таким образом компенсируется стиль унисекс, в котором европейские женщины проводят большую часть жизни.
Виной ли всему феминизация Европы — не движение оголтелых мужененавистниц, а принцип равенства и взаимного уважения полов, который западные девочки и мальчики впитывают с молоком матери, как нечто совершенно естественное? Это не может не отражаться на стиле жизни и, в конечном счете, на манере одеваться.
В европейской стране нередко можно наблюдать следующую картину: женщина в офисном костюме, с прической, сумкой (достаточного размера для листов формата А4), — и в кроссовках или растоптанных туфлях. Зачем напрасно травмировать ноги по пути на службу? Придя на работу, она переоденется в офисные туфли на каблуке пристойной высоты 4-6 см, и образ западноевропейской «working woman» будет завершен.
В выходной день
Европейки в основной массе не задумываются о моде. Если покупательница в магазине одета во что-то стильное и не совсем практичное, вроде вязаной шали, изящных туфелек и больших солнезащитных очков в холодный осенний день, то она наверняка окажется весьма обеспеченной.
И это не значит, что она одевается модно и комфортно потому, что на это есть деньги. Массовая мода в Европе доступна при самом среднем заработке — в отличии от России. Это давно известно и россиянкам, отчего шоп-туры в ближнее зарубежье, особенно в сезон распродаж, становятся все более популярными. Но, тем не менее, именно в России женщины стараются хорошо выглядеть даже для прогулки с ребенком к песочнице.
Психологи считают, что склонность всегда выглядеть нарядно и привлекать внимание заложена в русских женщинах подсознательно, как следствие того, что женщин в России почти всегда было больше, чем мужчин, а если ввести критерий брачного возраста и брачной пригодности, то намного больше. Превратившаяся в анекдот особенность некоторых из нас краситься утром до того, как проснулся любимый мужчина, — из той же оперы. Это идет с детства — помню, не лень же мне было каждый вечер утюжить коричневые складки на подоле школьной формы. Немаловажную роль играет и тот факт, что Россия пока остается патриархальной страной, то есть такой, где женщина нуждается в партнерстве с мужчиной, а мужчины, как известно, любят глазами.
На Западе наблюдается обратная тенденция — девочек наряжают как кукол в младенчестве, и чем старше они становятся, тем более незатейливым становится их гардероб. В том возрасте, когда нам в детский сад надевали переднички, чтобы не испачкать платье пластилином, девочки в Англии носят розовые и белые кофточки и платьица. Красиво, спору нет. Чем старше они становятся, тем реже на них можно увидеть юбку и тем чаще — брючки или джинсы. К моменту превращения в девушку джинсы прочно поселяются в их шкафах, составляя основу гардероба.
Если бы в прошлом году в моду не вошли длинные юбки с рядами оборок а ля цаганка Аза, с широким подолом и широким поясом, то сей предмет туалета можно было встретить только в глянцевых журналах.
Прогрессивно — но почему-то печально.