Людмила Гурченко
Такого изобилия глянцевых журналов, как сейчас, не говоря уж о модных блогах, в распоряжении советских женщин не было. Вместо сетевых инфлюенсеров были подруги с доступом в «Березку», а узнать о новых трендах модницы ходили не в ЦУМ, а в кино. Экранные героини (как и сами «выездные» актрисы) были не просто кумирами, но и настоящими иконами стиля. Удовлетвориться ассортиментом фабрики «Большевичка» и магазина «Людмила» могли лишь самые непривередливые покупатели, а потому ателье в СССР процветали, а профессия портного была такой же прибыльной, как и стоматолог.
Впрочем, у женщин, отхвативших отрез индийского шелка или кримплена, возникал резонный вопрос: «Что же теперь сшить?» За вдохновением модницы нередко отправлялись в кинозал, а особо увлеченные даже наспех зарисовывали с экрана эскизы особенно понравившихся образов. SPLETNIK.RU предлагает вспомнить несколько нарядов, на которые зрительницы реагировали однозначным «Надо брать!»
Любовь Орлова в фильме «Весна» (1947 год)
Комедийно-фантастический фильм Григория Александрова должен был приободрить зрителя в непростые послевоенные годы. На экране, сразу в двух ролях (ученой Ирины Никитиной и актрисы Веры Шатровой), появлялась главная дива советского кинематографа 30-х и 40-х годов Любовь Орлова.
Любовь Орлова
Актриса и до этого была настоящим примером для подражания и проводником заманчивого гламура, какой встречается только в далеких капиталистических странах, где есть джаз, ананасы и шампанское — свою музу Григорий Александров лепил, вдохновляясь Марлен Дитрих. Но время меховых манто и блестящих вечерних платьев ушло — после войны стало ясно, что как прежде, уже ничего не будет, в том числе и в моде.
Работавшие в тылу и воевавшие на фронте женщины взяли не себя не только традиционно мужские обязанности, но переняли и многое из мужского гардероба — сначала, конечно, для удобства, ведь стоять у станка в ситцевом платье было сомнительной идеей. Но в итоге отказываться от некоторых вещей в типично мужском стиле не стали и в мирное время.
Сочетание просторного пиджака с платьем и женственным платком — типичный пример послевоенной моды. Несмотря на новые времена, Любовь Орлова, как и прежде, снова стала иконой стиля для тысяч женщин.
Любовь Орлова
Людмила Гурченко в фильме «Карнавальная ночь» (1956 год)
Вместе с этим фильмом в жизни советских зрителей появилась не только шлягер про пять минут и один из главных новогодних фильмов, но и стиль new look. Уже отгремевший на улицах Парижа и других модных столиц, силуэт, изобретенный Кристианом Диором, пришел очаровывать советских женщин.
Людмила Гурченко
Три года спустя они вживую увидят творения мастера: в 1959 году в Москву привезли моделей и платья французского кутюрье. Ну а пока вдохновляться приходилось аналогами, который примеряет в фильме героиня Людмилы Гурченко Леночка Крылова.
Силуэт с зауженной талией и пышной юбкой смотрелся так эффектно на дебютантке, что именно после этого фильма и стали ходить слухи о невероятной стройности Гурченко — говорили, что ее талия всего 47 сантиметров! Хотя портнихи, непосредственно работавшие с актрисой, говорили, что в реальности она была на десять сантиметров больше, хотя и такие параметры вызывают восхищение.
Наталья Селезнева в фильме «Иван Васильевич меняют профессию» (1973 год)
Если читая о западных фильмах, мы часто встречаем упоминания известных модных брендов, а актеры появляются в кадре в вещах из настоящих подиумных коллекций, то над созданием гардероба советских киногероев чаще всего трудились все-таки мастера пошивочных цехов «Мосфильма». Фильм Леонида Гайдая стал исключением из этого правила.
Наталья Селезнева
Так, над нарядами одной из главной героинь, жены изобретателя Шурика в исполнении Натальи Селезневой, трудился модельер Вячеслав Зайцев. На момент съемок ему было 35 лет, и о его невыпущенной в СССР коллекции рабочей одежды уже писал Paris Match, а встреч с ним искали законодатели французской моды Пьер Карден и Марк Боан.
Для образа звезды экрана Зины Тимофеевой обычных платьев советских гражданок, конечно, было недостаточно — тут нужен был кутюрный подход. В итоге нарядам Селезневой позавидовали бы и в Париже.
Белоснежный скроенный по фигуре костюм с удлиненным пиджаком, розовое платье с контрастной отделкой и рукавами-колокольчиками, яркое мини-платье в стиле 60-х — каждое появление Селезневой на экране было отрадой для модниц. Кстати, белые босоножки на устойчивом каблуке можно смело брать на вооружение и сейчас.
Михаил Пуговкин и Наталья Селезнева
Научиться у экранной героини модницы могли и тому, как оживить образ аксессуарами. А такой навык в советской моде был очень востребован. Когда текстильная промышленность предлагала в основном базовые расцветки, уповать приходилось на броши и бусы, чтобы хоть так придать образу индивидуальности. И экранная Зина тоже знала в этом толк: хотя ее наряды хороши и сами по себе — от крупной брошки в виде веточки и другой бижутерии она не отказывается.
Наталья Селезнева и Александр Демьяненко
Барбара Брыльска в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром» (1975 год)
Пример Барбары Брыльской, а точнее платья ее героини Нади Шевелевой, лишний раз доказывает, что всему свое время и любая вещь может дождаться момента, когда в одночасье станет культовой, хотя раньше никто бы и не взглянул на нее.
Барбара Брыльска и Андрей Мягков
Светло-коричневое платье, в котором героиня встречает Новый год, уже «снималось» в фильме «Опасный поворот», который вышел на экраны тремя годами ранее. Там его носила актриса Антонина Шуранова — и тогда это еще было платье макси.
Кадр из фильма «Опасный поворот»
Второй шанс наряд получил благодаря художнице по костюмам Ольге Кручининой, которая работала на обеих картинах. К съемкам у Эльдара Рязанова платье подшили и подобрали другой ремень в тон ткани. Цвет и крой напоминал о вошедшем в моду стиле сафари — легендарная коллекция Ива Сен-Лорана, посвященная Африке, была выпущена в 1968 году.
Дополнительного очарования придавал и тот факт, что исполнительница главной роли Барбара Брыльска была польской актрисой. Хотя Польша и входила тогда в соцлагерь, для советских модниц они были самыми настоящими западными звездами: с парижским шармом и голливудским шиком.
Зависть зрительниц вызывала и солидная меховая шапка (в реальности далеко не каждая советская учительница могла себе позволить такую), и французские духи, которые Наде дарил Ипполит. Героиня Брыльской и в других эпизодах в тренде: Шевелева носит модные брюки-клеш от бедра, а также является счастливой обладательницей пластикового пакета — в СССР он приравнивался к it-bag.
Алиса Фрейндлих в фильме «Служебный роман» (1977 год)
70-е годы в истории СССР были одним из самых стабильных десятилетий, который, впрочем, справедливо называют и периодом застоя: прорывов, конечно, не было, но и больших социальных потрясений тоже. Это не могло не сказаться на моде, что заметно и по фильмам того периода: наряды советских киногероев этого периода характеризуют яркими цветами и принтами — все в соответствии с мировыми трендами.
Преображение героини Алисы Фрейндлих в фильме Эльдара Рязанова вдохновило многих советских женщин: зрительницы хотели не только наряды как у Людмилы Прокофьевны (из второй части ленты, конечно), популярностью пользовалась и стрижка, и укладка.
Алиса Фрейндлих
Сине-белое клетчатое платье, которое олицетворяет новый имидж героини, абсолютный must have той эпохи: принт, крупный отложной воротник и массивные пуговицы — очередь за таким у магазина выстроилась бы моментально.
Кстати, примечательно, что, поменяв стиль одежды, своим предпочтениям Людмила Прокофьевна не изменила. Ее новый look составлен из оттенков тех же базовых цветов, которые героиня носила раньше (и, вероятно, чувствовала себя в них комфортно): коричневый и сине-голубой. Что лишний раз доказывает, что меняться, не изменяя себе, можно.
Лия Ахеджакова и Алиса Фрейндлих
Вера Алентова в фильме «Москва слезам не верит» (1980 год)
В фильме зритель наблюдает за жизнью героинь на протяжении двух десятилетий, поэтому и образы на экране — настоящая модная ретроспектива. Но если капроновая блузка из 50-х могла вызвать лишь ностальгическую улыбку, то вот твидовый костюм-тройка, который героиня Веры Алентовой носит уже будучи состоявшейся женщиной, вызвал у зрительниц куда более живой интерес.
Вера Алентова
Качественные ткани приходилось доставать — тотальный дефицит уже накрывал страну. В итоге наряд скроили из нескольких пар мужских брюк.
Вера Алентова
Интересно, что в 80-е женский костюм обретет особую популярность благодаря Джорджио Армани и станет главной приметой power dressing сильных и независимых женщин (особенно речь идет о брючных костюмах). Хотя героиня фильма Меньшова и носила юбку, но крой, да и плотная серая ткань указывали на мужское «происхождение» наряда. Наша Катя Тихомирова была, можно сказать, в авангарде тренда — неудивительно, что зрители в США прониклись, а фильм получил «Оскар».
Елена Проклова в фильме «Будьте моим мужем» (1981 год)
Ну а завершаем мы нашу подборку трогательным моментом: family look (когда мама и дочка или папа и сын одеты в одинаковую одежду) пользуется сейчас популярностью. Фотографии, надо признать, и правда получаются милые — то что надо для сбора лайков в Instagram!
А вот Елена Проклова в фильме «Будьте моим мужем» стала трендсеттером задолго до современных блогеров: в одном из эпизодов ее героиня и ее сын одеты в одинаковые (и весьма оригинальные) рубашки.
Елена Проклова и Андрей Миронов
Список этот, конечно, далеко не полон — предлагаем вам тоже вспомнить любимые наряды из советских фильмов. А может быть, вы сами шили платья, как у экранных героинь?