Найди себе дело по душе, и тебе не придется трудиться ни одного дня — эта мудрость Конфуция вполне может стать эпиграфом к биографии сестер-близнецов Екатерины и Елены Поповых. Девушки, увлеченные шарнирными куклами, сделали из своего хобби успешный бизнес, стали настоящими звездами в своей области и приобрели поклонников среди знаменитостей.
Как им это удалось и сколько мастерства требует производство таких кукол, которые с трудом назовешь игрушками, скорее произведениями искусства, SPLETNIK.RU и предлагает узнать сегодня.
Куклы работы сестер Поповых
BJD (от английского ball-jointed doll), или шарнирные куклы — на самом деле весьма популярное хобби во многих странах мира.
Да, взрослые тоже играют в куклы — точнее, придумывают целые фотоистории, героями которых и становятся куклы, шьют для них уникальные наряды и участвуют в тематических конвентах, где можно встретить единомышленников и обменяться опытом.
Елена и Екатерина Поповы
Некоторые делают своих кукол сами, другие покупают у мастеров готовых или заказывают индивидуальных — и удовольствие это, надо сказать, не из дешевых. Цены на качественную шарнирную куклу ручной работы начинаются от 500 долларов.
Преимущества BJD для творчества понятны — в отличие от Барби, все куклы здесь индивидуальны, а покупатель может и сам создать какой угодно образ. По сути, кукла — это конструктор: к базовому телу уже можно добавлять на выбор желаемые детали, например, глаза, волосы, макияж и так далее.
Примечательно, что в детстве Екатерина и Елена не слишком охотно играли в куклы — сестры обожали плюшевые игрушки. Даже популярные в то время бумажные куклы, которые можно было «наряжать» в нарисованную одежду, не могли захватить внимания девочек, хотя наряжать кого-то им как раз нравилось. Правда, в качестве моделей выступали лисята, медвежата и прочие зверушки. Все поменялось, когда у сестер появилась Барби.
Сестры Поповы в детстве
Нам тогда просто сорвало башню! Она была такая яркая и современная — просто мечта, воплощение сказочного мира, она нас покорила. Мы начали шить для нее одежду. Потом появилась еще одна Барби, уже оригинальная, — ее выиграли в конкурсе. Мы не столько играли этими куклами, сколько создавали для них гардероб,
— делились сестры в одном из интервью.
Семья девочек поддержала — вообще, Лена и Катя в своем блоге всегда очень тепло отзываются о своих близких.
Мы бесконечно благодарны своим любимым родителям за чудесное детство, за любовь и поддержку во всем,
— написали как-то Поповы, поделившись фотографиями.
У девушек есть и старшая сестра Юлия, которая во многом и подтолкнула Катю и Лену к выбору профессии, видя, как девочки увлечены созданием образов для любимых кукол.
В какой-то момент старшая сестра подсказала, что мы можем стать дизайнерами одежды. Она наш самый большой вдохновитель! Спасибо, Юля, что сделала наше детство незабываемым! Мы тебя очень любим,
— делятся сестры.
Поповы действительно выучились на дизайнеров одежды, но увлечение куклами не прошло. Еще на втором курсе девушки посетили специализированную выставку и поняли, как можно совместить профессию и увлечение.
Мы были под впечатлением! Лица кукол выглядели такими реальными, все было так деликатно и естественно. Мы нашли специалиста, взяли несколько мастер-классов и вскоре начали лепить своих кукол,
— вспоминали Поповы в интервью Vogue.
Собственное творчество в 2004 году сестры начали с создания портретных кукол — первой стала копия солиста финской группы HIM Вилли Валло. Затем девушки создали кукольные версии Мадонны, Джона Гальяно, Джонни Деппа, Диты фон Тиз и Мэрилина Мэнсона.
Ну а первым успехом стала коллекция кукол Fashion Moon на основе вымышленных и исторических персонажей — она произвела фурор на Международном салоне кукол в Москве (Поповы родом из Перми, а сейчас живут в Санкт-Петербурге). В 2012 году Поповы создали собственный бренд BJD-кукол Sisters.
У сестер есть своя мастерская, где они и проводят большую часть жизни, — Лена и Катя признают, что расстраивает их только нехватка времени на родных, само творчество приносит только радость. За время работы Поповы придумали и несколько ноу-хау. Так, особенно их куклы ценятся за невероятно натуралистичные волосы и сложные прически.
Как сестры делают парики для своих кукол, добиваясь таких тонких плетений, — секрет. В остальном технология производства ничем не отличается от стандартной — правда, для создания куклы высокого качества и предпочтение приходится отдавать самым лучшим и дорогостоящим материалам.
Раньше мы использовали пластику, сегодня мы создаем своих кукол из особых типов полиуретана и фарфора. Наша цель — добиться максимального качества, поэтому мы используем только лучшие материалы из Италии, Франции и Японии. Для париков мы используем эксклюзивный натуральный шелк из Японии, а также шерсть ламы и козы.
Для нарядов мы берем только тонкие и нежные материалы, редкие кружева и антикварные ткани. Для обуви и аксессуаров мы используем латунь, родиевое покрытие и кристаллы Swarovski,
— рассказали Поповы о своем творчестве.
Еще одной особенностью авторского почерка являются расписанные вручную глаза — обычно в технике BJD используются стеклянные заготовки, которые вставляются отдельно.
Среди поклонников сестер есть и немало знаменитых персон. Так, девушки привлекли внимание группы Die Antwoord — в коллекции мастериц есть кукла, вдохновленная образом солистки Йоланди Фиссер. А среди заказчиков Поповых был и знаменитый модельер Жан-Поль Готье — его внимание было им особенно приятно, ведь, по их словам, они и сами являются поклонницами творчества французского дизайнера.
Сестры Поповы и Йоланди Фиссер
Кукла Поповых, вдохновленная образом Йоланди Фиссер
Сестры Поповы с Ниндзя, участником группы Die Antwoord
Жан-Поль Готье с куклами сестер Поповых
Впрочем, и сами куклы Поповых уже знаменитости сами по себе. Оригинальные персонажи, созданные фантазией сестер, уже не раз становились героинями фотосессий для различных журналов. Так, например, одна из кукол даже появилась на обложке Infringe, посвященного парикмахерскому искусству, а также креативному использованию волос в качестве художественного средства.
Индивидуальность стала для нас основным определением красоты. Мы преднамеренно дали нашим куклам некоторые «недостатки» — выпрямляющиеся, выбитые зубы — потому что мы считаем, что несовершенство — это совершенство. То, что люди привыкли считать дефектами, мы берем за основу индивидуальности наших кукол.
Мы хотим, чтобы наши куклы были настоящими и сложными. Мы намеренно делаем их лица немного грустными, немного задумчивыми, без нарочито милых идеальных черт,
— характеризуют сестры свой творческий подход.
В их коллекции есть, кстати, и куклы, вдохновленные знаменитыми сестрами-альбиносами Бавар.
Про Поповых неоднократно писали в специализированном журнале «Мир кукол», а также в Vogue, The New York Times, Huffpost и в целом ряде японских изданий, что в профессиональном мире BJD-мастеров означает настоящее признание!
Ведь современная индустрия шарнирных кукол и волна популярности такого увлечения началась именно с Японии, когда в 1999 году компания Volks создала линию кукол Super Dollfie. До сих пор в Японии существует одно из самых активных кукольных сообществ. Есть у Поповых и немало профессиональных наград. Впрочем, на достигнутом сестры останавливаться не собираются.
В будущем мы хотели бы выйти за рамки кукольного искусства, чтобы настоящие люди могли носить наши парики, одежду и аксессуары. Нам было бы очень интересно работать с модным домом или дизайнерским брендом. Мы мечтаем о том, чтобы наши куклы были моделями в модных журналах. Мечтаем раскрыть свой потенциал на 100 процентов,
— заявили сестры.