«Он носит зеленую байковую рубашку в клеточку, — звонит моя подруга Катя, — и заправляет ее в брюки. А брюки у него почти по шею!» «И что?» — осторожно спрашиваю я. «И я не могу с ним выйти на улицу: мне хочется за него извиняться!» – плачущим голосом заявляет Катя. А ведь еще неделю назад она говорила, что, кажется (женщинам так часто что-то кажется!), встретила мужчину своей мечты – доброго, надежного и привлекательного.
Мужчина, разумеется, может быть всего чуть-чуть привлекательнее обезьяны. Но при этом он должен быть в костюме от Armani. Или в джинсах Dolce&Gabbana. Или – программа минимум – хотя бы не носить классические пиджаки с кроссовками. В общем, можно смириться с любой внешностью, если ее обладатель умеет правильно ее подчеркивать (или прятать) одеждой и аксессуарами. А если не умеет? А если он вообще немодный мужчина? И можно ли его в принципе превратить в модного?
Катя приходит ко мне, снаряженная бутылкой сухого вина, мужскими журналами, пособием в духе «Как приручить мужчину» и с глазами, полными девичьих слез. Прямо-таки московская версия Бриджит Джонс. Просматривать мужской глянец оказалось делом бесполезным. Во-первых, там пишут много вредных глупостей про женщин. Во-вторых, фотографируют там, в основном, тоже женщин, причем не всегда одетых. В-третьих, рассматривая бесспорные достоинства этих полуголых девиц, мы обе успели порядком расстроиться. Но главное, ориентироваться на образ мифического мужчины, без устали пьющего дорогой алкоголь, курящего стильные сигары и при этом не вылезающего из фитнес-клубов, по меньшей мере, наивно.
Мои сомнения в реальности существования «модного мужчины», по образу и подобию которого можно вылепить своего собственного, подтвердила знакомая редакторша мужского глянца. «Я так устала сочинять идеального мужчину, — сказала она грустно. – Мне хочется уже наконец его встретить».
На запрос «модный мужчина» всезнающий Яндекс выдает ссылки на интернет-ресурсы для, выражаясь политкорректно, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Что тоже по-своему интересно, но совершенно не в нашем случае. Попадается и реклама магазинов мужской одежды: модная коллекция осень-зима 2006. Но я-то знаю, что это тоже не выход. Существует необъяснимая закономерность, по которой даже в самом хорошем магазине можно купить самую плохую одежду. «Почему так происходит?» – спросила я как-то у знакомого дизайнера. «Вкуса нет», — просто ответил дизайнер.
«Будем формировать», — постановила я. В результате мозговой атаки и благотворного действия винных паров мы с Катей выработали стратегию. Обрести понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо», можно путем повышения общего уровня культуры. Мы прописали Катиному мужчине посещение художественных выставок, просмотр альбомов по искусству и даже посещение сезонных дефиле. Заодно, кстати, решился вопрос о совместном досуге. Следующим шагом мы запланировали формирование чувства уместности.
В одной из статей историка моды Ольги Вайнштейн я вычитала красноречивый пример про университетского преподавателя, который пришел на новую работу в классическом костюме, не зная, что там принят подчеркнуто демократический стиль: тяжелые рабочие ботинки и рубашки в клетку. «Изучить среду обитания», — записываем мы следующим пунктом нашего плана, чтобы Катин объект воспитания понимал, в чем ходят на свидания, а в чем – собаку выгуливают.
Мне приходит в голову спасительная мысль. Офисный стиль! Выкинуть всю старую одежду, купить парочку строгих костюмов приличных брендов и чередовать их, опасаясь лишь пятничного «casual». Катя было обрадовалась, но быстро сникла: «А он не работает в офисе». Я даже не стала уточнять, где, собственно, он работает и работает ли где-нибудь вообще. Мне стало понятно, что даже самая хорошая офисная маскировка – тоже не метод воспитания вкуса.
Мы с Катей зашли в тупик. И тут я поняла, что мы вообще не там ищем. Ведь для женщины «модный мужчина» — вовсе не тот, кто хорошо одевается! «Хорошо одевается» — это абстракция, которую каждый наполняет собственным смыслом. Единственное исключение составляют охранники пафосных клубов с четким дресс-кодом, но там речь идет уже о платежеспособности.
Для женщины «модный мужчина» — тот, который подходит к ее платью, к ее настроению, к ее образу жизни, в конце концов. Вы замечали, что большинство пар похожи? Иногда даже чертами лица и почти всегда – стилем в одежде. Не встретишь же барышню в строгой юбке и блузке с отложным воротником в компании юноши с дредами и в рваных джинсах. И не потому, что один из них не в моде, а потому, что они из разных субкультур. Может быть, где-то здесь и кроется разгадка?
«Слушай, Пигмалионша, а ты уверена, что этот мужчина тебе подходит?» – спросила я у Кати. «Да! – упрямо сказала она. – Может, мы созданы друг для друга». «Ну, хорошо. А ты создана для того, чтобы заниматься его гардеробом?». «Тут и до усыновления недалеко, — думаю я, — а ведь мы искали «не мальчика, но мужа»». Настоящий мужик должен справляться со всем сам, в том числе и со своим внешним видом. Но Катя, в глазах которой загорелся фанатичный педагогический блеск, была неумолима. «Месяц, и я его переодену, — сказала она. — Через месяц он станет человеком!».
Через месяц они расстались. Катя его бросила. На мой молчаливый вопрос она не отвечала. Потом все-таки призналась: «Я перестаралась. Он стал слишком модным: читал только глянцевые журналы и не вылезал из бутиков. Совершенствовал свой вкус. А когда он стал работать и над моим вкусом, я не выдержала…»
Нелегко это – воспитать модного мужчину.