«Kleo» неоднократно рассказывал о коллекциях Вячеслава Зайцева. Показы в его Доме моды на проспекте Мира для модной жизни Москвы так же обязательны, как Недели высокой моды для Парижа. Фактически вся сегодняшняя отечественная мода выросла из его творчества — хотя выдающихся дизайнеров в СССР и России было более чем достаточно, все же именно Зайцев первым привнес в российскую моду ощущение свободы. 2 марта — день рождения мэтра. О его творениях можно рассказывать бесконечно, а вот биография обычно остается за кадром. Но не на это раз.

Мартовский Зайцев

Слава ЗайцевКлео неоднократно рассказывал о коллекциях Вячеслава Зайцева. Показы в его Доме моды на проспекте Мира для модной жизни Москвы так же обязательны, как Недели высокой моды для Парижа. Фактически вся сегодняшняя отечественная мода выросла из его творчества — хотя выдающихся дизайнеров в СССР и России было более чем достаточно, все же именно Зайцев первым привнес в российскую моду ощущение свободы. 2 марта — день рождения мэтра. О его творениях можно рассказывать бесконечно, а вот биография обычно остается за кадром. Но не на это раз.

Вячеслав Михайлович Зайцев родился 2 марта 1938 года в городе Иванове в семье рабочих — Марии Ивановны и Михаила Яковлевича Зайцевых. Детство будущего художника прошло в годы войны, в типичных для того времени условиях: отец был призван в армию и все тяготы жизни выпали на долю матери, простой и трудолюбивой женщины.

В 1952 году после окончания школы Зайцев начал учебу в Ивановском химико-технологическом техникуме, где в 1956 году получил диплом художника текстильного рисунка. Выбор профессии, как и у большинства молодых людей, родившихся в столице русского ситцевого края, был скорее данью традиции.

Зайцев очень рано пришел к выводу, что красивая одежда придает людям уверенность и дарит хорошее настроение. Узнав, что создавать такую одежду учат в Московском текстильном институте, он поставил перед собой цель поехать в Москву. У матери не было средств для помощи сыну в годы учебы: отец в конце войны попал в плен и вернулся домой только через семнадцать лет, отбыв срок в лагере и на поселении. Рассчитывать будущему метру российской моды приходилось только на себя.
По приезду в Москву будущий известный художник мало походил на столичных абитуриентов, но сразу же был принят на отделение моделирования одежды факультета прикладного искусства. Уже в годы учебы в институте он проявлял большую смелость, выступая одновременно в роли модельера и демонстратора одежды, показывал и носил вещи, непривычные по силуэту и сочетанию цветов, нередко шокируя преподавателей и студентов.

В 50-х гг. не только студенты, но и дипломированные художники имели весьма туманное представление о мировой моде. Единственным источником знаний в этой области были зарубежные журналы. Именно с их помощью Зайцев познакомился с творчеством мастеров моды. Его особенно интересовало творчество Поля Пуаре, Габриэль Шанель и Кристиана Диора.

В 1962 году, окончив с отличием Московский текстильный институт, Зайцев был распределен на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в городе Бабушкине и назначен ее художественным руководителем. Свою деятельность в этой должности Зайцев начал с коллекции спецодежды для женщин — работниц села. Очень смелая по меркам тех лет, с элементами народного искусства в крое и цветовом решении, она разрушала стереотип представлений об облике женщин физического труда. Однако после бурного обсуждения коллекция была отвергнута методическим советом. Но вскоре после этого журнал «Пари Матч» опубликовал статью о Зайцеве — «Он диктует моду Москве».

Спустя три года, в 1965 году, автора коллекции, так и не увидевшей свет, по этой статье разыскали Пьер Карден и Марк Боан («Диор»). За время, предшествовавшее встрече, Зайцев уже был приглашен на должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома моделей одежды на Кузнецком мосту. Ознакомившись с творчеством своего молодого коллеги из СССР, известные парижские кутюрье, в том числе и присутствовавший на встрече Ги Лярош, фактически признали его своим достойным собратом по профессии. Результатом их встречи явилась статья «Короли моды» в газете «Вумен Веар Дейли» («Женская повседневная одежда»). Однако «равным среди равных», принадлежащим к Мезон де Кутюр в Париже, Зайцев стал почти через четверть века, в год своего пятидесятилетия (1988) — а до 1986 года он был лишен возможности выезда в капиталистические страны.

В Доме моды на Кузнецом мосту Зайцев проработал тринадцать лет, завершив свою деятельность в качестве заместителя художественного руководителя. За это время он создал немало сезонных коллекций модной одежды для домов моды и предприятий легкой промышленности страны, а также для промышленности стран СЭВ. Параллельно с этим Зайцев вел успешную творческую работу над созданием авторских моделей. Результатом явилась демонстрация его знаменитой «Русской серии» (1965-1968гг.). Коллекции по русским народным мотивам из ивановских ситцев (1976 г.) и другие его работы не раз показывались за рубежом (в США, Канаде, Японии, Франции, Югославии, Италии). Но эти показы, принципиально важные для творческой деятельности художника, всегда проходили без участия автора. В 1967 году В. М. Зайцев получил Гран при за платье под девизом «Россия» на Всемирном фестивале моды в Москве.

Именно в данный период на Западе Зайцева стали восприниматься как лидера советской моды. Зарубежная пресса даже присвоила ему имя «Красный Диор». В 1974 г. чехословацкий журнал «Кветы» в «Обзоре моды за 100 лет» в галерее портретов выдающихся художников моды мира (Фредерик Ворт, Поль Пуаре, Габриэль Шанель, Кристиан Диор) рядом с именем Диора называет имя Вячеслава Зайцева.

Однако именно в этот момент — как тогда казалось на пике карьеры — Зайцева перестала удовлетворять его деятельность в Доме моды на Кузнецком мосту. Несмотря на все усилия, мода продолжала быть далекой от жизни. И тогда Зайцев принял необычное решение — расстался с работой, которой отдал долгие годы. Его доводы были просты: при сложившейся системе многоступенчатых советов, государственного стандарта и отсутствии модной индустрии, модели искажают авторский замысел и устаревают в производстве еще не дойдя до потребителя. Вскоре после такого шага Зайцев начал сотрудничать с фабрикой № 19, занимавшейся так называемым индивидуальным пошивом. На базе этой фабрики впоследствии был открыт новый дом моды. В1982 году Зайцев становится его художественным руководителем, а в 1988 году на общем собрании коллектива единогласно избирается директором.

Творчество Зайцева всегда было ярким и передовым. Но в тот момент модельеру пришлось сыграть поистине историческую для отечественной моды роль: он всей своей деятельностью добивался признания моды самостоятельной областью искусства, а не частью службы быта. И надо сказать, его деятельность не прошла бесследно.

Борьба за идею шла без отрыва от основной деятельности — создания одежды. В числе наиболее известных коллекций называют «1000-летие Крещения Руси» (1987-1988), показанную в Нью-Йорке и Париже, «Русские сезоны в Париже» (1988), коллекцию моделей одежды из европейских тканей (1988), показанную в Мюнхене; коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (1990) — показана в Токио на саммите «Пять выдающихся художников моды мира». Многочисленный сезонные коллекции, показы которых регулярно проходят в Доме моды Зайцева, уже не поддается перечислению. В Доме моды на проспекте Мира в Москве В.М. Зайцев создал первый в стране профессиональный Театр моды, который успешно гастролирует по всему миру.

Впервые посетив столицу мировой моды Париж по приглашению старейшины французских модельеров мадам Карвен в 1988 году, Зайцев имел потрясающий успех. По инициативе мэра Жака Ширака В.М. Зайцеву вручаются медаль и диплом Почетного гражданина Парижа (поразительно, но почетным гражданином своего родного города Иванова он становится только в 1996 году). В 1989 году Мезон де Кутюр (профессиональный союз французских кутюрье) провозгласил В.М. Зайцева Человеком года в мире моды.

Творчество большинства дизайнеров так или иначе бывает связано с живописью. Не оказался исключением и Вячеслав Михайлович. Его персональные выставки неоднократно проходили в США (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), в Бельгии (Берзель, Кортрек) и в Эстонии (Таллин). Пять живописных и графических произведений В.М. Зайцева принадлежат Государственной Третьяковской галерее.

А кроме того, его авторству принадлежат две книги — бестселлеры 1980-х гг.: «Такая изменчивая мода» (изд. «Молодая Гвардия») и «Этот многоликий мир моды» (изд. «Советская Россия») — обе вышли в 1980 году и в 1983 году были переизданы в Болгарии и Чехословакии.


Источник