После начала военной спецоперации на Украине деятельность в России решили приостановить многие бренды. Ушел не только люкс, но и все самые популярные сети масс-маркета: H&M, Zara, Mango, Uniqlo и другие. Есть ли шанс у российских брендов занять эти ниши, как на них повлияли санкции и что вообще ждет рынок доступной одежды в России в ближайшее время? Spletnik поговорил на эту тему с дизайнерами и экспертами.
За последние годы в России появилось немало брендов, которые предлагают трендовую одежду по доступным ценам: есть и локальные марки с несколькими магазинами или шоурумами, и крупные ретейлеры с сетью торговых точек по всей стране. Однако с уверенностью говорить о ближайших перспективах сейчас сложно и тем, и другим. Многие крупные компании, в том числе Melon Fashion Group, владеющая брендами Zarina, Befree, Love Republic и Sela, а также бренд Lime, у которого более 50 магазинов по России, отказались давать комментарии, ссылаясь на изменчивые условия, выводы в которых делать еще рано.
Поговорить о ситуации с ассортиментом и ценами нам удалось с представителем бренда «Снежная Королева». Крупный российский ретейлер в последние годы расширил ассортимент и выпускает не только верхнюю, но и повседневную одежду и аксессуары, а также делает коллаборации с российскими дизайнерами.
Фото из весенне-летнего лукбука «Снежной Королевы»
Коллекция весна-лето — 2022 пришла вовремя и уже в магазинах, перебоев с поставками удалось избежать, и сейчас мы готовы удовлетворить любой спрос актуальным предложением. Если говорить об осенне-зимней коллекции, то, к счастью, опыт последних лет приучил нас к работе на опережение. В настоящий момент коллекция сформирована, и у нас есть пара месяцев для того, чтобы сориентироваться в быстро меняющейся ситуации.
Несмотря на то, что основная часть коллекции уже на складе и в магазинах сети, нужно понимать, что взаиморасчеты с поставщиками, производствами и другими участниками процесса растянуты во времени и происходят с рассрочкой и постоплатой. Это связано в том числе и с необходимостью контроля качества. При этом существенная часть платежей зафиксирована в валюте, полностью избежать роста цен не удастся. Однако и прогнозировать сейчас еще очень сложно. Полагаем, что рост цен может составить около 30%,
— говорит коммерческий директор «Снежной Королевы» Елена Кадыкова, отмечая, что в офлайне сейчас есть рост продаж порядка 15%, а в онлайне на данный момент показатели сопоставимы с прошлогодними.
Елена Кадыкова
Хотя с уходом западных марок российский покупатель полностью не лишился возможности пополнить свой гардероб классными вещами, рассчитывать на мгновенное импортозамещение и радоваться за отечественные марки пока рано — об этом говорят сами дизайнеры и предприниматели. В мире глобализма, который определял развитие мировой экономики в последние десятилетия, российский фэшн-бизнес был тесно связан с зарубежными поставщиками и логистическими цепями, которые в результате санкций оказались нарушены.
Разумеется, происходящее сказалось на бизнесе. В первую очередь потому, что часть продукции у нас отшивается за рубежом, многие ткани производятся за границей. Логистика, ткани, услуги, производство, которые оплачивались в валюте, стали значительно дороже из-за роста курсов.
Даже те модели, которые производились в РФ, стали дороже, ведь увеличилась стоимость логистики и сырья. Сейчас мы стараемся делать все возможное, чтобы удержать цены на прежнем уровне, но повышение неизбежно, ведь большинство расчетов производится в валюте, а курс значительно вырос — это от нас, увы, не зависит,
— говорит основательница бренда To Be Blossom Марина Завгородняя.
Фото из весеннего лукбука To Be Blossom
У бренда несколько торговых точек в Москве и Санкт-Петербурге. Основной акцент в коллекциях сделан на базовой комфортной одежде. Например, ключевыми моделями являются кашемировые костюмы, скроенные по фигуре платья, а также блузы и джемперы. Ценовая «вилка»: от трех тысяч за топы, от семи тысяч за джинсы, от девяти тысяч за платья, от 16 тысяч за верхнюю одежду.
О вынужденных переменах в сложившихся условиях говорит и сооснователь бренда Cocos Moscow Зонг Ву. У бренда есть собственные магазины в Москве и Новороссийске, а также ряд корнеров в московских ТЦ и корнер в Ростове-на-Дону. Марка существует с 2016 года и специализируется на базовой лаконичной одежде по доступным ценам: джинсы, например, можно купить за 5 499 рублей, джоггеры — за 2 449 рублей, а рубашку — за 3 499 рублей.
Фото из весеннего лукбука Cocos Moscow
По понятным всем причинам цена нашего продукта увеличится, так как половина себестоимости изделий — это импортный продукт. Мы стараемся и будем стараться не сильно повышать цену, но все зависит от макроэкономических событий. Во время начала событий мы видели дикий спад спроса. Это происходило и на протяжении недавнего периода, когда люди скупали европейские бренды.
Но сейчас спрос уже постепенно возвращается. Надеемся, что все будет хорошо. О расширении производства говорить рано, у нас горизонт планирования сейчас неделя. Каждый день новые вводные, все экстремально быстро меняется,
— говорит Зонг Ву.
Возможные преимущества от ухода западных марок дизайнеры оценивают с долей скептицизма.
Каждый бренд индивидуален. Клиентам сложно отказаться от любимых марок, речи о 100-процентном замещении быть не может. Сейчас еще можно найти остатки ушедших из России брендов на маркетплейсах, и клиенты за ними «охотятся» — из любви и лояльности. Многие из них до последнего будут ждать открытия своих любимых магазинов. Словом, нам кажется, что заменить их будет сложно, да и в целом это нецелесообразно, а вот привлечь часть их аудитории и вовлечь в философию российских брендов определенно стоит попробовать,
— говорит Завгородняя.
Если говорить про заполнение ниши гигантов, то такие российские компании можно посчитать по пальцам. Они к тому же уже присутствуют на всех торговых площадках. Если европейские компании все же покинут нас навсегда, что нам кажется маловероятным, то мы думаем, что взамен им могут прийти только большие компании из Турции или Китая.
Либо попробовать концепцию «Стокманн» и Trend Island. Создать в короткие сроки что-то похожее на Zara, H&M, Uniqlo будет крайне сложно. Потому что рынок масс-маркета — это все-таки огромные масштабы. Маленькие площади, конечно, вполне могут занять российские бренды,
— добавляет Ву.
Зонг Ву
Сдержанный оптимизм был и в прогнозе Оксаны Бондаренко, президента холдинга «Ли-Лу» и владелицы шоурума, который представлял на российском рынке в основном зарубежные бренды.
В любом случае произойдет некоторое замещение брендов, перераспределение рынка. Многие марки покинут рынок, не думаю, что все их можно заменить русским брендами. В любом случае у большинства российских брендов ткани и фурнитуры импортные,
— отмечает Бондаренко.
Оксана Бондаренко
Стремительно занять освободившиеся ниши российские бренды вряд ли сейчас смогут и потому, что их производство во многом зависело от зарубежных материалов и техники. Например, Зонг Ву рассказал, что в Азии уровень оборудования, скорость производства и местами качество конечного продукта пока выше, чем в России, но в нынешней ситуации его бренд планирует нарастить мощности местного производства.
Это и экономически сейчас целесообразно, и тем самым мы поможем друг другу выжить и развивать легкую промышленность в России,
— считает он.
На разницу между спросом на сырье и технологии на российском рынке и теми мощностями, которые рынок пока готов предложить, указывает и Елена Кадыкова.
Прежде всего, мы возвращаемся к разговору о том, что в нашей стране пока еще отсутствует стабильное и масштабное производство тканей и фурнитуры. Есть, например, некоторые категории товаров, которые невыгодно заказывать в том же Китае — это так называемые товары костюмной группы, пальто и одежда больших размеров. Этот процент мог бы быть существенно выше, если бы в России существовали крупные технологичные компании, производящие современные материалы и ткани из высокотехнологичных химических волокон. На сегодняшний день лидерами в этом направлении остаются Южная Корея, Китай, Турция.
В настоящий момент российское сырье и производство не могут в полной мере удовлетворить весь спрос, прежде всего из-за отсутствия сырьевой базы,
— отмечает коммерческий директор «Снежной Королевы».
Фото из весенне-летнего лукбука «Снежной Королевы»
Поиском альтернатив сейчас занята и Анастасия Задорина, основательница бренда Zasport.
Можно рассматривать эту ситуацию как шанс, но у всех возникнет проблема с тканями, с фурнитурой, с обслуживанием швейных машин. Да, у нас и у многих брендов есть запасы, но в любом случае их нужно будет пополнять. И о полном импортозамещении мы пока не можем вести речь. Я буду очень рада, если мы найдем новых российских поставщиков, если начнется новый виток развития нашей легкой промышленности.
Сейчас мы ищем новых производственных партнеров, поставщиков у нас в стране, в Китае, Турции, Сербии, рассматриваем разные варианты сотрудничества. Также у нас строится фабрика в Башкортостане, открытие планируется в 2023 году, и там мы сможем размещать значительное количество заказов,
— говорит Задорина.
Анастасия Задорина
Спортивный сегмент на российском рынке был развит не так сильно, как бренды повседневной одежды — аналоги H&M, Zara и тому подобных магазинов. Крупных марок, специализирующихся на спортивных костюмах или кроссовках, практически нет и быстро найти замену ушедшим adidas, Reebok или Puma довольно проблематично. Тут, впрочем, стоит отметить, что, закрыв магазины, некоторые марки продолжают сотрудничать с партнерами — например, новую коллекцию Puma x Minecraft уже можно найти на Lamoda или в магазинах Street Beat.
Да, в РФ пока остался Nike (хотя онлайн-продажи все-таки остановили), а также продолжает работу российский мультибрендовый магазин Brandshop, специализирующийся на стритвире, но в случае полной «заморозки» деятельности западных брендов альтернатив останется не так уж много.
Кеды «Два мяча»
В России на спортивной обуви также специализируется бренд «Два мяча» (реинкарнация знаменитого советского бренда), который довольно широко представлен по всей стране: в Москве у марки есть два собственных магазина, а регионах продукцию можно найти в местных ТЦ и региональных концепт-сторах, и география весьма широкая: от Южно-Сахалинска до Севастополя. Правда, по душе бренд придется скорее любителям стилистики ретро, так как вдохновение создатели черпают в тех самых советских кедах, но цены весьма приятные: кеды стоят от 4 900 рулей, кроссовки — от 7 900 рублей.
Если говорить о профессиональной экипировке, к нам обратилось уже больше 10 спортивных клубов, которые раньше сотрудничали с Nike, adidas, Puma. Всем нужна экипировка на новый сезон, и мы открыты к сотрудничеству,
— отмечает Задорина.
Zasport хорошо знаком потребителям, так как является поставщиком олимпийской сборной страны. Цены у бренда были вполне демократичными: футболки стоили от двух тысяч рублей, тренировочные брюки — от четырех тысяч, кроссовки — от пяти тысяч, а на распродажах можно было поймать и еще более выгодные предложения. Однако и здесь, похоже, не обойдется без повышения цен.
На коллекцию, которая уже размещена в магазинах, мы не повышаем цены. На новые поставки стоимость будет уже выше, но мы постараемся сохранить максимально комфортный для наших покупателей уровень цен,
— обещает дизайнер.
Фото из лукбука Zasport к Олимпиаде в Пекине
О том, что многие российские бренды чисто технологически пока не могут заменить ушедших гигантов, говорит и Оксана Бондаренко. Недавно Оксана призвала российские бренды обращаться к ней, если им интересно сотрудничество в новых условиях. По ее словам, к ней обратилось уже около 300 самых разных дизайнеров.
Поток не останавливается. Марки очень разноплановые и по стилю, и по наполнению. Но есть самая главная проблема. Шоурум «Ли-Лу» специализируется на крупнооптовых поставках, а большинство производителей — скорее ателье, чем крупное производство, и у них совсем маленькое производство,
— отмечает Бондаренко.
О рисках для небольших производств говорит и Анастасия Задорина.
Всем будет непросто, но особенно — маленьким брендам, которые просто не смогут позволить себе купить оборудование, материалы. Средние и крупные бизнесы поменяют стратегию развития, оптимизируют расходы, перестроят логистические цепочки — сейчас нужно работать больше и продуктивнее, чтобы остаться на плаву. И я не исключаю, что те бренды, которые «временно приостановили работу», вернутся обратно. Возможно, не все, но вернутся,
— прогнозирует Задорина.
Хотя ближайшее время для российского фэшн-бизнеса явно будет не самым легким, полного краха опасаться не стоит.
Если вы посмотрите на другие направления бизнеса, клиенты просто будут перетекать из одного сегмента в другой. Но не будет такого, что все сегменты выше среднего закроются. 2008-й, 2014-й, 2020-й и сейчас 2022-й — надеюсь, мы и этот кризис переживем,
— говорит Зонг Ву.
Оксана Бондаренко отметила, что наибольший потенциал для развития российских брендов видит в сегменте премиум, а по группе товаров — это платья, жакеты, брюки, костюмы, пуховики.
При этом все дизайнеры, с которыми поговорил Spletnik, сказали, что поддерживающие меры со стороны государства стали бы сейчас большим подспорьем. Среди самых необходимых мер они назвали льготные кредиты для легкой промышленности, льготы на ввоз продукции и арендные скидки на время кризиса.
Важно, чтобы в нашей стране появились компании, производящие современные ткани из высокотехнологичных волокон с конкурентной себестоимостью, а до тех пор российским производителям придется продолжать шить из импортных материалов. Пока высокая доля стоимости ткани (до 50%) в себестоимости продукции не позволяет российским производителям полностью уйти от привязки к курсам валют. Для того чтобы такая возможность появилась, важно развивать легкую промышленность,
— отметила Елена Кадыкова, говоря о перспективах развития отечественного рынка.
23 марта на совещании Владимира Путина с членами правительства глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что российские производители могут рассчитывать на поддержку.
Мы не торопимся искать замену одних иностранцев другими. Тем более что у потребителей есть свои предпочтения. Сейчас время, чтобы начали подрастать российские производства и бренды. Стали появляться новые сети одежды и обуви. И мы будем всесторонне помогать нашим компаниям в этой работе,
— сказал Мантуров.