Лина Дембикова
Лина Дембикова — одна из самых узнаваемых российских стилистов. И дело не только в ее работах — не каждая звезда может похвастаться таким ярким и запоминающимся образом. Оставаться в тени бэкстейджа в планы Лины явно не входит: она не только сотрудничает с отечественными знаменитостями, но активно продвигает и собственные проекты.
У Лины есть сервис по прокату платьев Dress Up Bar, собственная школа стилистов и салон красоты Call Me, Baby!. Да и на телеэкране Лина появляется не реже, чем ее подопечные, — Дембикова ведет передачу «Перезагрузка» на канале ТНТ. Мы расспросили Лину о трудностях ее работы, капризах звезд, учебе за границей, трендах сезона и многом другом.
Лина Дембикова
Кого из российских и зарубежных звезд вы бы переодели?
Наверное, переодела бы многих. Но вот взяться одевать — никого. У нас в России отсутствует система полноценной разработки имиджа артистов, как, например, в Америке. Там целая команда участвует в создании имиджа артиста и стилист там — полноценная часть этой команды. Там стилисты работают с артистами годами и с помощью нарядов влияют во многом на успех всего проекта артиста. У нас же роль стилиста — скорее принеси-подай-привези вон то платье.
Мне всегда везло с артистами — я по большей части сама их выбирала, — которые прислушивались ко мне во всем и очень мне доверяли. Сейчас у меня нет имиджевой и финансовой необходимости работать с артистами. Я сотрудничаю только с теми, с кем меня связывают дружеские отношения, и мы хорошо понимаем друг друга. Это скорее такое хобби, практика в удовольствие. Если бы я брала артиста сейчас на полноценную работу, мне бы хотелось кого-то такого же масштабного по костюмам, как Бейонсе или Леди Гага.
Лина Дембикова с Ляйсан Утяшевой и Кристиной Асмус
Можете вспомнить какой-нибудь форс-мажор, случившийся в работе со звездой?
Ой, таких случаев была масса. Один смешнее другого. Но, помню, был один особенно обидный. Моя артистка на тот момент была глубоко беременна, и мне было необходимо скрывать этот факт с помощью нарядов. Мы в тот момент находились в процессе съемок телешоу и отчетные концерты у нас были каждую неделю. А так как узнала я о факте беременности уже в ходе проекта, то никто заранее не готовился к такому сюрпризу.
Наряды пришлось шить под заказ. Найти готовое платье на такие размеры уже было невозможно. Платья шили всю неделю и успевали впритык. И вот мы надеваем платье на артистку, и я чувствую, что с предыдущего дня она сильно набрала воды и просто не входит в платье. С усилием мы надели на нее платье, перекрестились, и она шагнула вперед. И тут молния лопается по центру, и она просто оказывается запертой в этом платье.
Прямой эфир через 10 минут, а артистка застряла в платье. Зашить его на ней просто нереально. В общем, минута мне понадобилась на то, чтобы преодолеть внутренний шок, минута на освобождение артистки. Еще минута на то, чтобы вспомнить, что вместо запасного колеса у меня в багажнике было запасное платье, еще три, чтобы добежать до машины и вернуться, и три, чтобы переодеть ее. В итоге мы успели. Но тот стресс и застрявшую беременную артистку в платье я никогда не забуду!
Справляться с форс-мажорами — необходимый навык в вашей профессии, но от ошибок все-таки никто не застрахован. Можете вспомнить какой-то свой модный провал или курьез при выборе наряда для звезды?
Все с той же беременной артисткой у меня был случай, который самое верное назвать «ожидание/реальность». Как я уже говорила, платья нужно было заказывать на пошив. В одну из недель я нашла очень красивый референс — очень красивое и необычное платье — и попросила портных сделать один в один. Заказать такое мы не успевали, нужно было просто повторить. Я тороплю портных, они убеждают меня, что платье вот-вот приедет, получается оно идеально и переживать не за что.
Я не помню, почему я все-таки не добилась его примерить на себя и не смогла посмотреть. Скорее всего, мы были не в России с гастролями. В общем, платье приезжает на площадку, и я просто проглатываю язык. Это было не платье, а занавеска… В общем, это была моя худшая работа как стилиста. До сих пор вспоминаю с дрожью в сердце.
А кто был первым звездным клиентом, как все прошло?
Мой первый звездный клиент был Митя Фомин. Именно он как-то очень искренне поверил в меня. Он помог мне начать популяризировать термин селебрити-стилист: приглашал на все мероприятия, водил на красные дорожки и позиционировал как звездного стилиста. Когда Митины коллеги и глянцевые журналы стали замечать его преображение, ко мне стали обращаться другие артисты, и так шаг за шагом в моем послужном списке оказалось более 30 артистов.
Вы накопили уже внушительный опыт. С какими капризами звезд приходилось сталкиваться за это время?
Бывали странные пожелания. Но не скажу, что какие-то капризы-капризы были. Я особо не понимаю таких выкрутасов звездных, и мои артисты со мной такого не выдавали. Бывало, на площадках попросят сок из красных яблок, обязательно только из красных, бывало, клюкву в сахаре месяц едят на всех съемках.
Хотя помню, что одна артистка отказалась вообще мерить наряды — мол, примеряй на себя. А мы разные по комплекции и шить костюмы так нельзя. Я тогда в жесткой форме сказала, что наряды — это тоже часть ее работы, и каждый из нас должен делать свою. Я подбираю — она примеряет. Иногда приходилось ставить ультиматум.
Наступает новый сезон. Что обязательно нужно добавить в гардероб, чтобы быть в тренде?
В этом сезоне будет актуально сочетание широких джинсов и легких блузок с рукавами-буфами. В моду снова вернулись высокие сапоги, только теперь в них заправляют широкие брюки. Большие и средние сумки в этом сезоне будем носить не на плече, а в руке. Вместо одного ремня сразу несколько, и одинаковые мини-сумочки сразу по несколько штук: кросс-боди или на талию.
А если денег мало, но хочется быть стильной, на что стоит потратиться в первую очередь?
Однозначно на хорошую качественную базу. Тренды быстро уходят, а вот качественные базовые вещи формируют основу нашего гардероба. В нее и стоит инвестировать. К таким вещам относятся джинсы, футболки, жакеты, свитера, рубашки и худи.
Модные вещи нужно покупать только тогда, когда в целом одежда работает как капсула, а модные вещи просто добавляют что-то свежее в каждый сезон.
Представительницы британской королевской семьи сегодня постоянные героини на страницах глянца. Чей стиль вам больше нравится: Кейт Миддлтон или Меган Маркл? Вообще, не скучно ли одеваются в британской королевской семье? Такое чувство, что яркие наряды там может себе позволить только королева.
С точки зрения стиля Меган, конечно, интереснее. У нее более современное видение. Но как персонаж мне больше импонирует Кейт Миддлтон. Мне кажется, она ощущает себя намного гармоничнее в королевском дресс-коде. А что касается ярких нарядов, мне кажется, все вполне закономерно. У молодых женщин еще есть красота и свежесть, а королеве досталось разнообразие в цветовой гамме.
Вы же, кстати, учились в Лондоне. Что бы вы назвали самым главным из приобретенного там опыта? И какие отличия в подходе между работой стилиста на Западе и в России? Вы что-то перенимали и пытались здесь внедрять?
В Британии мода — целая индустрия. Там совершенно другой подход. Есть серьезная конкурентная среда и в ней каждый борется за место под солнцем. Это формирует собственное желание стремиться и делать больше, чем другие. Там ты не ждешь от преподавателя четких инструкций и раздаточных материалов.
Есть база, а ты бьешься за возможность узнать и сделать больше остальных. У нас же все ждут, пока им дадут инструкции и покажут, что будет критерием успеха или зачета. Это и формирует очень инертное состояние индустрии. Там стилист — это человек-мотор, человек-губка. Это тот, кто все чувствует, читает и формирует тренды. А у нас стилист — это в основном все еще такой ассистент: сгоняй за платьем, купи вещи и так далее.
Ляйсан Утяшева и Лина Дембикова
У вас есть сервис по прокату платьев. Какие уникальные наряды есть в Dress Up Bar? Какие пользуются наибольшей популярностью?
Мы специализируемся на стильных и смелых платьях. У нас не так много платьев со стразами или пышных фасонов, как у принцесс. В основном мы отдаем предпочтение таким брендам, как Self-Portrait, Badgley Mischka или небанальным русским брендам. Стараемся выбирать платья, у которых есть какая-то изюминка, уникальность.
А как вы относитесь к «голым» платьям, которые не выходят из моды на красных дорожках уже который год?
Я сама себе их позволить не могу, наверное, если бы могла, вышла бы даже вне тренда показать суперстройное тело, но мне пока еще работать и работать. А вот пару своих идеально худых артисток я в них одевала, правда, пару лет назад. Сейчас тренд все-таки на яркие мини с рукавами-буфами. И я бы рекомендовала выбирать интересные броские модели или незыблемую классику, но не голые платья.
Вы раньше занимались синхронным плаванием и рассказывали, что именно с дизайна необычного купальника для себя и началось ваше увлечение модой. А сегодня не хотелось бы поработать над созданием подобных костюмов и переодеть каких-то спортсменов?
Да, все верно. Мне было тогда примерно 11 лет. Я уже плотно занималась большим спортом и захотела на свою сольную программу не такой, как у всех, купальник. Придумала сама дизайн и сшила тогда еще не принятый в синхронном плавании купальник с длинным рукавом. Тогда стало очевидно, что мне очень нравится заморачиваться с одеждой.
Мне и сейчас нравится все, что связано со спортивной одеждой, она ведь может быть очень красивой. Я в восторге от того, что делает Stella McСartney. Я бы, наверное, мечтала что-то такое делать, но пока в России нет таких ресурсов. Правда, у нас и сами спортсмены не очень стильно одеваются. Скорее трендсеттерами являются ЗОЖ- и фитнес-блогеры.
Сейчас я запустила что-то между городской и спортивной маркой — бренд New Normal. Пока мы делаем акцент на велосипедках, но кто знает, во что это выльется.
У вас также есть своя школа имиджелогии StyleHunter. Можно ли вообще каждого научить быть стилистом самому себе? Или не всем дано иметь вкус и умение одеваться?
Конечно, есть люди с более развитым чувством вкуса. Обычно это следствие активного творческого развития в детстве. Но это не значит, что во взрослом возрасте нельзя развить чувство вкуса. Точно можно. Другой вопрос в том, что чем старше человек, тем сложнее это сделать и тем больше нужно усилий приложить. Поэтому своим студентам я всегда очень честно говорю, что если в 30 лет вы решили сменить сферу деятельности и начать карьеру в индустрии моды, будьте готовы потрудиться. А задача преподавателя — помочь найти самый короткий путь к результату.
Так что при систематичной работе, устойчивом желании развить насмотренность и правильном обучении любой человек может стать хорошим специалистом.
Иногда, просматривая, допустим, красные ковровые дорожки, видишь какие-то наряды, которые вызывают только один вопрос: «Зачем вы это надели?», когда очевидно, что платье не идет, портит пропорции или становится объектом для мемов. Вы, как стилист, скажите: зачем все-таки звезды такое надевают?
Тут много факторов. Иногда у артистов, как у творческих людей, бывают свои заскоки. Вот хочется ей пальму на голову надеть и все тут! Именно наличие здравомыслящей команды, которая может убедить и аргументировать, почему пальма сейчас не лучшее решение, может обезопасить артиста от таких модных провалов. У каждого из нас не совсем адекватное видение себя со стороны. То есть мы можем видеть и оценивать окружающих адекватно, а вот себя — очень предвзято. Развить это честное видение себя сложно, это приходит с опытом, и то не ко всем медийным людям. Даже я, занимаясь имиджем очень давно, долго училась здраво смотреть на себя на экране и в светской хронике.
Ну и надо не забывать о второй опции — это образ ради хайпа. Такое тоже бывает. Но мне такая PR-стратегия не близка и не кажется в долгосрочной перспективе работающей.