«У детей нужно учиться любознательности и жажде жизни», – считает французский кутюрье Жан-Поль Готье. И его коллекции это подтверждают.
В самом начале карьеры француз Жан-Поль Готье завоевал в модном мире репутацию enfant terrible («несносного ребенка»). Его коллекции отличались необычными, часто не предназначенными для будней силуэтами. Готье создал костюмы для фильмов «Кика» Педро Альмодовара, «Пятый элемент» Люка Бессона, «Повар, вор, его жена и ее любовник» Питера Гринуэя. Когда в 1990-е годы Мадонна отправилась в свое знаменитое турне Blonde Ambition, именно Готье разработал ее сверхсексуальный сценический костюм: остроконечный бюстгальтер, пояс, подвязки для чулок.
До того, как стать «королем» собственной империи, Готье работал в модных домах Hermès, Christian Lacroix, Yves Saint Laurent, Thierry Mugler и Lacoste. Везде очень успешно. Покинув их в 2010 году, он решил, что полностью посвятит себя выпуску собственных коллекций и недавно появившихся оригинальных линий – для новорожденных и детей. О последних Жан-Поль Готье поведал нашему журналу в эксклюзивном интервью.
Господин Готье, откуда вы черпаете свое вдохновение?
Мои идеи рождаются от смешения форм, стилей и культур. Например, я охотно комбинирую национальные узоры и фольклор с классическими формами. Мне нравится русский стиль, славянские костюмы, элементы которых часто присутствуют в моих коллекциях – как детских, так и взрослых.
Какими особенностями обладает ваша зимняя коллекция для детей?
Жан-Поль Готье в цифрах
1976 год Первая коллекция
1978 год Создание фирмы под именем «Жан-Поль Готье»,
до этого – «Готье Париж»
1985 год Первая молодежная коллекция.
Она просуществовала 12 лет
1992 год Джинсовая коллекция под названием
Gaultier Jean’s, ставшая синонимом молодежной моды.
Позднее переименована в Jean’s Paul Gaultier.
2009 год При сотрудничестве с фирмой Groupe Zannier, Готье
выпускает первую детскую коллекцию Junior JP Gaultier
2011 год Выход коллекции для младенцев Gaultier Bébé
Во-первых, в ней есть линия, вдохновленная музыкой, в частности роком. Она создавалась для детей, которым нравится быть немного оригинальнее и раскованнее других. Этот стиль уже зарекомендовал себя в одежде для взрослых, где мужские и женские силуэты завершают кожаные куртки в военном или мото-стилях. Их нужно сочетать с грубоватыми ботинками. Ботинки можно надевать днем. А поскольку они покрыты лаком, то будут неплохо смотреться и вечером.
Во-вторых, в моей коллекции также присутствует классика, например, свитера и брюки в морском стиле, которые дополняют «пиратские» головные уборы – косынки и шапки. Есть еще и классическая линия – пиджаки-галстучки-наутюженные брючки. Она очень элегантна, но должен быть в ней и игривый элемент, все же речь идет о детях. Таким элементом стали значки, вдохновленные военной формой, морские якоря – хочу, чтобы дети все же соответствовали своему возрасту.
Поскольку это зимняя коллекция, то тона у нее сдержанные – черный, голубой и бежевый, разбавленные красными тонами. В последнее время я увлекся стереокино, поэтому создал линию, где в качестве узоров выступают 3D элементы. Их я предлагаю носить с парой стереоочков в качестве аксессуара.
3D-фильмы – тема современная, а каким вам запомнилось ваше собственное детство?
Мое детство было беззаботным, ну… почти беззаботным. Я вырос в очень дружной семье, был окружен любовью и заботой, наверное, они и помогли мне стать тем, кем я стал сегодня. У меня была любимая бабушка. Я ее очень хорошо помню. Она обожала меня и всегда позволяла заниматься всем, что было мне по душе. Единственным облаком на голубом небосклоне стала для меня школа. Наверное, нехорошо признаваться в этом журналу, который могут читать дети, но раз уж речь зашла о моем детстве, то скажу, что школа делала меня очень несчастным. Другие ученики меня особо не жаловали, поскольку я не любил футбол и вообще мало увлекался спортивными играми. Поэтому из меня вырастал мечтатель, который часами мог задумчиво смотреть на небо, наблюдая, как по нему перемещаются тучи.
И поэтому вы решили выбрать профессию, позволяющую вам мечтать дальше?
Идея стать дизайнером пришла ко мне неожиданно. Моя бабушка часто разрешала мне смотреть телевизор. Не все из передач, которые мелькали у меня перед глазами, были предназначены для моего возраста. Итак, в один прекрасный вечер мне попалось на глаза открытие сезона в Фоли-Бержер (знаменитое кабаре в Париже – ред.), и мое воображение так поразили девушки, танцевавшие в сетчатых чулках и с украшениями из перьев, что на следующий день – прямо на уроке – я уже старательно зарисовывал по памяти их костюмы. И был пойман учителем, который задумал меня жестоко наказать. Он прикрепил эти рисунки к моей спине и заставил в таком виде пройтись по всем классам школы, видимо, надеясь, что проучит меня и даст возможность другим посмеяться. Но все получилось не так, как он предполагал. Другие учителя не стали меня высмеивать, а школьникам так понравились мои эскизы, что с этого момента началось настоящее паломничество. Каждый день ко мне приходили из разных классов и просили что-нибудь для них нарисовать. С этого момента я понял, что могу поделиться своим талантом с другими, что мои рисунки способны радовать людей.
Другой важный импульс пришел ко мне из кино, когда я впервые вместе со своей бабушкой увидел фильм Жака Беккера «Дамские тряпки». Мне тогда было всего лет девять-десять, а кино было старое послевоенное, середины 1940-х. Действие происходило в модном парижском ателье. Конец картины, правда, очень трагичный, но тогда меня очаровал модный мир, показанный в фильме. Там был модный показ, который до сих пор стоит у меня перед глазами. Помню, как я решил, что подрасту и обязательно стану модельером.
Однако специального образования вы не получили…
Это правда. Всему, что я достиг, я научился на практике. В те годы такой подход был распространен. Я рано начал рисовать и делать эскизы к костюмам, а когда мне исполнилось 18, отослал свои работы в модные дома. Мне повезло, что их увидел Пьер Карден. Мэтру так понравились эти зарисовки, что он тут же взял меня своим ассистентом.
Чему, по вашему мнению, стоит учить детей? Что им важно знать об этом мире?
Есть две важный вещи, о которых должны знать дети. Они должны знать, что такое мечта и что такое страсть. Без мечты нельзя представить себе будущего, без нее настоящее было бы лишь блекнущим прошедшим. То же самое я могу сказать о страсти: без страсти все в этой жизни достается тяжело, с натугой, а с ней – все становится возможным.
Что вы думаете о российских детях? Как вы считаете, они чем-то отличаются от своих сверстников в других странах?
Я обожаю Россию. Бывал здесь много раз. В последний раз я приезжал в прошлом году. Маленький россиянин мне видится одним из самых мечтательных на свете. Он симпатичен и начитан, впрочем, так же, как и его родители. Россия, ее культура и история являются источником вдохновения для моих работ.
Сейчас часто говорят о финасовом кризисе. Можно ли в это время думать о моде? О детской моде? Как эта проблема сказывается на модной индустрии?
Как-то она сказывается… но на этом не надо зацикливаться, иначе можно испортить себе настроение. (Смеется). Я, например, никогда не позволяю проблемам влиять на мое воображение и, тем более, менять мой стиль и дизайн.
Татьяна Розенштайн
специально для журнала «Молодая семья»