Заикание – одно из явных дефектов речи. Оно достаточно тяжелое, возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет (период, когда формируется речь), которые легко возбуждаются и нервничают.

Заикание является результатом влияния каких-либо обстоятельств, чаще негативных, на растущий организм ребенка.

Причины заикания

Обстоятельства, способствующие развитию заикания:

  1. любые заболевания, в результате чего ослабляется детская нервная система;
  2. травмы, связанные с психикой ребенка (испуг, боязнь нового – поступление в детский сад и тому подобное, переизбыток получаемой информации и другие);
  3. косноязычие – неправильное произношение или отсутствие в речи звуков;
  4. неразборчивая и одновременно быстрая речь окружающих;
  5. подражание заикающимся детям.

вундеркинд

Родители вундеркиндов

Нередко причиной возникновения заикания у ребёнка становятся его же родители. Они хотят показать, какой у них умный и способный малыш, перегружая тем самым его речь (рассказывать стихи и сказки, давать ответы на трудные вопросы). Мамы и папы, бабушки и дедушки, няни и воспитатели часто упускают из виду то, что речевой аппарат ребёнка недостаточно сформирован и не способен выдержать излишней для него нагрузки.

Бывают случаи, когда от детей можно услышать сведения, которые не соответствуют их возрасту и развитию. Родители, конечно, очень рады, что у них растет умный малыш. Однако все это может привести в конечном итоге к заиканию.

Высокие нагрузки

Еще одна из причин заикания – каждодневная перегруженность событиями. Театр, цирк, компьютер, планшет, чтение, аттракционы, большие праздники – это ведет к избытку эмоций и нервным срывам. Как итог – нарушение речи.

Течение болезни

Главный признак заикания – оно достаточно длительное и стойкое. Ребенок может заикаться до школы, а иногда и дальше.

Первая, начальная, стадия заикания не вызывает беспокойства ни у ребенка, ни у его родителей. Однако оно может усиливаться (это случается у впечатлительных детей) и вызывать разного рода переживания – стыд перед людьми, боязнь говорить и другие. Такие дети становятся стеснительными, уходят от разговоров, говорят еле слышно.

ребенок заикается

Все это накладывает негативный отпечаток на психику ребёнка и резко меняет его характер. Он понимает, что отличается от сверстников, поэтому сильнее замыкается в себе. Взрослые люди, а тем более родители, должны понимать такого ребёнка и относиться к нему особенно осторожно и внимательно.

Как помочь ребенку справиться с заиканием

Любой взрослый человек – будь то мама или папа, бабушка или дедушка дома, нянечка или воспитатель в детском саду – не должен забывать о том, что работать над развитием речи нужно постоянно, даже просто общаясь с ребенком. Кроме того, справиться с заиканием могут помочь несложные упражнения. Главная задача – помочь ребенку расслабиться, и научить его спокойно дышать.

Упражнения на расслабление мышц

  • Махание руками, как крыльями подобно бабочке или птице.
  • Махание руками над головой, будто прощаясь.
  • Расслабить кисти рук, и махать ими, будто полощем белье и одежду.
  • Руки расслабить, и опускать их из положения рук в стороны.

страх заикания

  • Расслабить кисти рук, и встряхивать ими, будто встряхиваем брызги воды.
  • Наклоны головы в разные стороны.
  • Вращение рук над головой не торопясь.
  • Расслабить руки. Неспешное покачивание руками по бокам тела.
  • Неторопливо покачиваться и махать руками справа налево, подобно кошению травы.

Упражнения на развитие внимания

Чтобы правильно дышать, нужно нарабатывать определенные навыки. Этому способствуют самые простые игровые упражнения.

  • Умение задувать свечу. Все делается спокойно и не торопясь. Сначала надо вдохнуть воздух через нос, а выдохнуть («задуть») через рот на свечу (в качестве свечи выступает указательный палец руки) со словом «ф-ф-ф».
  • Сдувание кусочка ватки с руки. Взрослый кладет ребенку на ладошку небольшой кусочек ваты. Ладошка должна находиться на одном уровне со ртом. Ребенок, выдыхая, сдувает ватку.
  • Вдыхая воздух, понюхать цветок. Для умения правильно вдыхать и выдыхать воздух детям могут помочь различные упражнения на развитие дыхания в форме игр – дать понюхать цветы и тому подобное.
  • Дуть на ладошки рук со словом «ф-ф-ф», будто остужаем горячий чай или какао либо согреваем холодные руки.

упражнения при заикании

Упражнение «Нюхать веточку»

Взрослый держит веточку в руке и просит ребенка вдохнуть ее аромат. Ребенок поднимается на носочки и делает умеренный вдох, затем опускается и выдыхает.

Упражнение «Дуть на «ушиб»

Сделать вдох через нос, при выдохе дуть на воображаемый «ушиб» – на ладошку, пальчики.

Упражнение «Вдыхать аромат»

При вдыхании воздуха понюхать ароматизированный платочек, при выдыхании сказать слово «хорошо». Делать это следует спокойно и медленно, проговаривая каждый слог. Затем снова вдохнуть воздух, и, выдыхая, сказать небольшую фразу, состоящую из нескольких слов: «Вкусно пахнет», «Очень вкусно пахнет».

Вместо платочка, можно дать понюхать какие-нибудь фрукты или ягоды (яблоко, груша, клубника, малина и тому подобное). Понюхав, ребенок должен самостоятельно придумать небольшую фразу и сказать ее на выдохе («Клубника вкусно пахнет»).

Такие тренинги для развития правильного дыхания у детей, страдающих заиканием, просто необходимы. Ведь заикающийся ребенок боится своего голоса, говорит очень тихо и несмело, что еще больше способствует усилению данного дефекта.

ребенок заикается

Упражнения для развития голоса

Дети легко справляются с поставленной задачей, так как в основе таких упражнений лежит звукоподражание:

  • Гудку паровоза – у-у-у;
  • Волчьему вою – у-у-у;
  • Зову на помощь в лесу (ауканье) – ау-ау-ау. Аналогично игре «Эхо»: любой из родителей громко говорит «ау», а ребенок, подобно эху, вторит тише «ау»;
  • Детскому плачу – уа-уа-уа;

упражнения при заикании

  • Шипению гуся – ш-ш-ш (произнося данный звук, зубы нужно стиснуть, а губы сделать в виде чашечки);
  • Жужжанию жука либо пчелы – ж-ж-ж (зубы и губы поставлены аналогично предыдущему примеру, еще подключить голос);
  • Писку комара – з-з-з (в данном упражнении следует растянуть губы в улыбке и проговаривать продолжительно и громко)
  • Лопанию пузырей – с-с-с (аналогично предыдущему упражнению, голос участия не принимает);
  • Гусиному крику – га-га-га.
  • В качестве примеров можно брать и иные звукоподражания: курице – ко-ко-ко, лошади – и-го-го и другие.

Отраженное чтение

Чтобы речь заикающихся детей была спокойной, можно попробовать отражённое чтение коротеньких стихов, сказок, составление рассказов по рисункам.

Суть отраженного чтения в том, что каждую фразу сначала проговаривает родитель или любой взрослый, а после её повторяет сам. Для такого чтения, а в дальнейшем чтения наизусть, предпочтительнее всего материал в стихотворной форме, так как такой текст помогает деткам проговаривать каждое слово не торопясь. В большинстве случаев для любого ребенка с заиканием чтение стихов не составляет проблем. Однако если возникают трудности, то совместно с отраженным чтением рекомендуется прочитать стихи, при этом на каждое произносимое слово хлопать в ладоши, либо ударять рукой о стол, бросать мяч или маршировать.

Также можно рассказывать считалки, чтобы скоординировать слова и движения.

Исходная статья