Общение – основная форма взаимодействия современных людей друг с другом. Зная и понимая основные правила эффективного общения, можно во многом упростить свое взаимодействие с другими. Одним из важных нюансов любого общения является умение слушать собеседника. Согласно статистике почти половину (45%) любого процесса общения в жизни человека занимает именно слушание, но оно не всегда эффективно и правильно осуществляется.
Слушание бывает критическое и пассивное. Второй тип умения слушать распространен гораздо больше, во время общения человек делает вид, что слушает, фильтруя поступающую информацию и улавливая только то, что, по его мнению, важно в словах другого. Критическое слушание позволяет услышать все, что сказал человек, добавить к этому визуальный образ и обобщить целостную картину.
Критическое слушание требует приложить усилия, настроить свой ум и мышление на волну другого человека, мобилизовать свое внимание и сконцентрироваться на говорящем. Может показаться, что сделать это сложно, а научиться этому долго и проблематично. Но мнение это ошибочно. Умение слушать – это навык, которому может научиться каждый, кто этого захочет.
Не умею слушать людей
Каждый, наверное, замечал, что когда в разговоре собеседник мысленно далеко и не слышит другого человека, это неприятно и выглядит некультурно. Сначала появляется недоумение, потом разочарование и обида. Напротив, когда человек внимательно и активно слушает, это находит отклик в душе и позволяет почувствовать себя важным и значимым.
Иногда в разговоре двух людей, особенно находящихся в близких отношениях, гораздо важнее слышать не то, что они говорят, а то, как они это говорят, что позволяет услышать гораздо больше, чем они изначально собирались сообщить друг другу. Только научившись быть активным слушателем, будет возможен такой уровень взаимодействия.
Очень важным навыком умение слушать является в бизнесе, ведь деловые переговоры – это неотъемлемая часть партнерских отношений. Уделяя мало внимания слушанию, можно нажить себе больших проблем и даже потерять деньги.
К сожалению, почти все тренинги и семинары, посвященные умению общаться, направлены на то, чтобы научить человека говорить, четко выражать свою мысль и даже уметь убедить другого в своей точке зрения. Умению слушать обучают гораздо реже, но этому вполне можно научиться самостоятельно.
Освоив навык активного слушания, человек может получить гораздо больше важной информации в разговоре, а главное – надолго задержать ее в своей голове. Такое умение позволит сконцентрировать мысли на общении, сфокусировать внимание на собеседнике и находиться здесь и сейчас. А это, в свою очередь, станет важным шагом в саморазвитии.
Как научиться слушать
Для того, чтобы освоить навык внимательного и активного слушания, требуется выполнять несколько несложных, но очень важных правил:
Тренировка ушей и органа слуха. Необходимо сконцентрироваться на ушах и заставлять себя слышать как можно большее количество окружающих звуков. Природа наделила человека способностью одновременно слышать все многообразие звуков вокруг него, выделяя при этом самое важное. Такие тренировки помогут вспомнить природные навыки организма.
Освоение навыка сознательного слушания. Необходимо принять для себя решение научиться активно слушать и постоянно практиковать это. Приняв решение добиться максимальных результатов, нужно стараться вовлекаться в процесс общения, активировать свой ум.
Следить за собой и слушать гораздо больше, чем говорить. Люди делятся на две группы: одни слушают для того, чтобы услышать, а другие слушают, чтобы скорее сказать что-то свое. Активное слушание – это навык первой группы людей. Нужно дослушать любую мысль до конца, а только потом подумать, если ли что сказать по этому поводу.
Научиться сопереживать. Слушая человека, нужно постараться стать на его место, воспринять его слова и рассказ через себя. Именно такое умение позволяет лучше понять говорящего, посмотреть на ситуацию его глазами.
Слушая другого человека, не стоит осуждать его манеру высказывать свои мысли. Необычное построение предложений или насыщенность рассказа словами-паразитами может вызвать у человека чувство превосходства над собеседником. И тогда весь разговор будет сконцентрирован на этих особенностях, а не смысле информации, которую он хочет сказать.
Практически в любой информации есть какая-то польза и интерес. Даже если человек говорит на тему, совершенно неинтересную другому, нужно постараться найти что-то интересное и занимательное в разговоре. Зачастую скучную или непонятную тему люди привыкли «пропускать мимо ушей», а это противоположный навык активному слушанию.
Не стоит во время разговора придумывать свой ответ, лучше внимательно дослушать до конца, а потом слова придут сами.
Оптимизм и удовольствие от каждого разговора. Общаясь с другим человеком, нужно наслаждаться сказанными словами и полученной информацией. Если общение с человеком не может принести радости, лучше его не начинать. Если двое людей начали общение, нужно настроить свое сознание на получение чего-то важного, ценного и полезного в ходе разговора. Тогда слушать будет легко и приятно.
Слушая новый и сложный материал, не стоит впадать в панику и думать, что освоить такую информацию не получится. Мозг – это мышца, которую нужно постоянно тренировать. Пытаясь усвоить и понять сложную информацию, человек тренирует свой мозг, а значит, растет и развивается.
Научиться навыку синестезии – это полезная способность объединять все окружающие факты в целостную картину. То есть нужно не только слышать информацию, но и слушать голос, оценить позу, невербальные сигналы, движения и т.д. Для этого во время разговора нужно включать все шесть чувств, а не пользоваться только слухом.
Подключая в общение воображение, можно визуализировать для себя все, что говорит собеседник. Представив произносимые слова в виде картинок и образов, можно гораздо лучше и глубже понять рассказ.
Мозг человека умеет работать и думать гораздо быстрее, чем он себе это представляет. Поэтому так важно нагружать его умственной работой, заставляя использовать свои внутренние ресурсы и думать быстрее. Пока собеседник говорит, другой человек может обдумать, взвесить, проанализировать, обобщить и сделать выводы. Это гораздо полезнее и эффективнее, чем погрузить мозг в сон, пропуская всю неинтересную информацию.
Бороться с рассеянностью иногда кажется очень сложно, но при тщательном подходе вполне возможно. Основное правило – забыть о рассеянности, вернуть себя в разговор и сосредотачиваться на каждом сказанном слове. Блокируя мешающие слушать факторы, человек вовлекается в разговор и становится активным слушателем.
Истина – очень субъективна. Если настроить себя на то, что истинными могут быть две противоположные точки зрения, будет легче воспринимать заблуждения другого человека.
Во время слушания нужно принять удобную позу. Часто работники выходят из кабинета руководителя и понимают, что почти не восприняли ту информацию, которую говорил начальник. Это связано с тем, что подчиненный стоял «по стойке смирно», боясь пошевелиться. Для активного слушания нужна поза внимания и концентрированности, тогда информация достигнет цели.
Может показаться, что правил активного слушания слишком много, но выполнять их несложно. Подключая к каждому разговору по одному или два навыка, человек заметит со временем, что слушает гораздо внимательнее и активнее, а сказанная информация остается в памяти.
Чаще всего научиться активно слушать человеку мешает обычная лень. Гораздо проще делать вид, что разговор интересен, а информация воспринимается внимательно, чем прилагать усилия для понимания и восприятия чужой точки зрения. Иногда люди не умеют слушать потому, что их никто этому не учил с детства. Но в сознательном возрасте ситуацию можно исправить: достаточно понять, насколько важно уметь активно слушать, и захотеть научиться делать это правильно.
Упражнения для тренировки
Существует несколько упражнений, выполняя которые человек может помочь себе развить навык активного слушания.
- Для выполнения первого упражнения, нужно удобно сесть на стуле или кресле, постараться расслабиться, отпустить все тревоги и беспокоящие мысли. И слушать. Постараться уловить все звуки, которые присутствуют вокруг человека. Прислушаться и понять, откуда они исходят, кто их издает и т.д.
- Во время разговора внимательно следить за своими мыслями и пресечь любое желание перебить говорящего. Заставить себя дослушать до конца, а только потом позволить себе высказать свою точку зрения.
- Прислушиваться к программам на радио. Обычно люди ищут по радио музыку, но нужно попробовать воспринимать слова аудиально. После программы подумать, какая информация была получена, полезна ли она, может ли человек повторить то, что услышал.
Нет ничего невозможного для того человека, который решил чему-то научиться. Навык активного слушания – это важно умение, освоив которое человек может качественно улучшить свою жизнь и взаимодействие с другими людьми.