Заикание – одно из явных дефектов речи. Оно достаточно тяжелое, возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет (период, когда формируется речь), которые легко возбуждаются и нервничают.
Причины заикания
Обстоятельства, способствующие развитию заикания:
- любые заболевания, в результате чего ослабляется детская нервная система;
- травмы, связанные с психикой ребенка (испуг, боязнь нового – поступление в детский сад и тому подобное, переизбыток получаемой информации и другие);
- косноязычие – неправильное произношение или отсутствие в речи звуков;
- неразборчивая и одновременно быстрая речь окружающих;
- подражание заикающимся детям.
Родители вундеркиндов
Нередко причиной возникновения заикания у ребёнка становятся его же родители. Они хотят показать, какой у них умный и способный малыш, перегружая тем самым его речь (рассказывать стихи и сказки, давать ответы на трудные вопросы). Мамы и папы, бабушки и дедушки, няни и воспитатели часто упускают из виду то, что речевой аппарат ребёнка недостаточно сформирован и не способен выдержать излишней для него нагрузки.
Бывают случаи, когда от детей можно услышать сведения, которые не соответствуют их возрасту и развитию. Родители, конечно, очень рады, что у них растет умный малыш. Однако все это может привести в конечном итоге к заиканию.
Высокие нагрузки
Еще одна из причин заикания – каждодневная перегруженность событиями. Театр, цирк, компьютер, планшет, чтение, аттракционы, большие праздники – это ведет к избытку эмоций и нервным срывам. Как итог – нарушение речи.
Течение болезни
Главный признак заикания – оно достаточно длительное и стойкое. Ребенок может заикаться до школы, а иногда и дальше.
Первая, начальная, стадия заикания не вызывает беспокойства ни у ребенка, ни у его родителей. Однако оно может усиливаться (это случается у впечатлительных детей) и вызывать разного рода переживания – стыд перед людьми, боязнь говорить и другие. Такие дети становятся стеснительными, уходят от разговоров, говорят еле слышно.
Все это накладывает негативный отпечаток на психику ребёнка и резко меняет его характер. Он понимает, что отличается от сверстников, поэтому сильнее замыкается в себе. Взрослые люди, а тем более родители, должны понимать такого ребёнка и относиться к нему особенно осторожно и внимательно.
Как помочь ребенку справиться с заиканием
Любой взрослый человек – будь то мама или папа, бабушка или дедушка дома, нянечка или воспитатель в детском саду – не должен забывать о том, что работать над развитием речи нужно постоянно, даже просто общаясь с ребенком. Кроме того, справиться с заиканием могут помочь несложные упражнения. Главная задача – помочь ребенку расслабиться, и научить его спокойно дышать.
Упражнения на расслабление мышц
- Махание руками, как крыльями подобно бабочке или птице.
- Махание руками над головой, будто прощаясь.
- Расслабить кисти рук, и махать ими, будто полощем белье и одежду.
- Руки расслабить, и опускать их из положения рук в стороны.
- Расслабить кисти рук, и встряхивать ими, будто встряхиваем брызги воды.
- Наклоны головы в разные стороны.
- Вращение рук над головой не торопясь.
- Расслабить руки. Неспешное покачивание руками по бокам тела.
- Неторопливо покачиваться и махать руками справа налево, подобно кошению травы.
Упражнения на развитие внимания
Чтобы правильно дышать, нужно нарабатывать определенные навыки. Этому способствуют самые простые игровые упражнения.
- Умение задувать свечу. Все делается спокойно и не торопясь. Сначала надо вдохнуть воздух через нос, а выдохнуть («задуть») через рот на свечу (в качестве свечи выступает указательный палец руки) со словом «ф-ф-ф».
- Сдувание кусочка ватки с руки. Взрослый кладет ребенку на ладошку небольшой кусочек ваты. Ладошка должна находиться на одном уровне со ртом. Ребенок, выдыхая, сдувает ватку.
- Вдыхая воздух, понюхать цветок. Для умения правильно вдыхать и выдыхать воздух детям могут помочь различные упражнения на развитие дыхания в форме игр – дать понюхать цветы и тому подобное.
- Дуть на ладошки рук со словом «ф-ф-ф», будто остужаем горячий чай или какао либо согреваем холодные руки.
Упражнение «Нюхать веточку»
Взрослый держит веточку в руке и просит ребенка вдохнуть ее аромат. Ребенок поднимается на носочки и делает умеренный вдох, затем опускается и выдыхает.
Упражнение «Дуть на «ушиб»
Сделать вдох через нос, при выдохе дуть на воображаемый «ушиб» – на ладошку, пальчики.
Упражнение «Вдыхать аромат»
При вдыхании воздуха понюхать ароматизированный платочек, при выдыхании сказать слово «хорошо». Делать это следует спокойно и медленно, проговаривая каждый слог. Затем снова вдохнуть воздух, и, выдыхая, сказать небольшую фразу, состоящую из нескольких слов: «Вкусно пахнет», «Очень вкусно пахнет».
Вместо платочка, можно дать понюхать какие-нибудь фрукты или ягоды (яблоко, груша, клубника, малина и тому подобное). Понюхав, ребенок должен самостоятельно придумать небольшую фразу и сказать ее на выдохе («Клубника вкусно пахнет»).
Упражнения для развития голоса
Дети легко справляются с поставленной задачей, так как в основе таких упражнений лежит звукоподражание:
- Гудку паровоза – у-у-у;
- Волчьему вою – у-у-у;
- Зову на помощь в лесу (ауканье) – ау-ау-ау. Аналогично игре «Эхо»: любой из родителей громко говорит «ау», а ребенок, подобно эху, вторит тише «ау»;
- Детскому плачу – уа-уа-уа;
- Шипению гуся – ш-ш-ш (произнося данный звук, зубы нужно стиснуть, а губы сделать в виде чашечки);
- Жужжанию жука либо пчелы – ж-ж-ж (зубы и губы поставлены аналогично предыдущему примеру, еще подключить голос);
- Писку комара – з-з-з (в данном упражнении следует растянуть губы в улыбке и проговаривать продолжительно и громко)
- Лопанию пузырей – с-с-с (аналогично предыдущему упражнению, голос участия не принимает);
- Гусиному крику – га-га-га.
- В качестве примеров можно брать и иные звукоподражания: курице – ко-ко-ко, лошади – и-го-го и другие.
Отраженное чтение
Чтобы речь заикающихся детей была спокойной, можно попробовать отражённое чтение коротеньких стихов, сказок, составление рассказов по рисункам.
Суть отраженного чтения в том, что каждую фразу сначала проговаривает родитель или любой взрослый, а после её повторяет сам. Для такого чтения, а в дальнейшем чтения наизусть, предпочтительнее всего материал в стихотворной форме, так как такой текст помогает деткам проговаривать каждое слово не торопясь. В большинстве случаев для любого ребенка с заиканием чтение стихов не составляет проблем. Однако если возникают трудности, то совместно с отраженным чтением рекомендуется прочитать стихи, при этом на каждое произносимое слово хлопать в ладоши, либо ударять рукой о стол, бросать мяч или маршировать.