Все кто начинают заниматься батиком или хоть раз увидели расписанную скатерть или картину в стиле «батик», задают один и тот же вопрос: «как это сделать»?
Разнообразие техник батика
Техник существует несколько, и каждая техника отличается своей сложностью, эффектом полученного изображения, используемыми материалами и приемами.
Горячий
Самой древней считается горячая техника батика. Нужно заметить, что горячий батик – это еще и самая сложная техника рисования по ткани. Но и полученный эффект будет соответственным: интересным, ярким и запоминающимся. Именно поэтому мастера говорят, что если горячий батик понравился, от него потом очень трудно отказаться.
Горячим такой батик назвали не просто так. Вся суть в том, что работа выполняется с воском, парафином, стеарином, расплавленными на огне и поэтому очень горячими. Можно использовать смесь этих компонентов. Материал наносится на ткань до того как успеет остыть, при помощи специальной кисточки из твердой щетины. Обычная кисть не подойдет, так как попросту расплавится.
Существует и специальное приспособление – чантинг. Вот как оно выглядит:
На области, покрытые воском, краска не накладывается. Освоив технику, можно достичь потрясающих эффектов «лепки» цветов, заключающихся в сочетании прокрашенных и непрокрашенных мест полотна. Помимо этого, с помощью техники горячего батика создаются красивые эффекты «кракелюр» или «кракле».
После завершения работы воск с ткани удаляется горячим утюгом и старыми газетами.
Холодный
Более простой способ – холодный батик.
Такая техника изобретается гораздо позже, с развитием химической промышленности, и значительно упрощает работу тех, кто занимается батиком, но не любит работать с горячим воском, вытравливать его с готового шедевра и прочие заковырки.
При холодном батике вместо воска используют разные резервы и контуры, созданные специально для батика. Сегодня они продаются в большинстве художественных магазинах и специализированных интернет-магазинах.
Значительно облегчает работу по этой технике то, что здесь нет необходимости нагревать материал, удалять воск после завершения работы, снова наносить его.
Сегодня мастера могут изготовить специальный состав, не позволяющий краске вытекать за границы изображения (резерв), самостоятельно, в домашних условиях.
В магазинах продаются всевозможные контуры и резервы, самых разных цветов, вплоть до бесцветного (смывающегося). Это, кстати, очень удобно, достаточно одной стирки, и след от карандаша смоется вместе с резервом, оставив чистую, белую полоску, которая сама по себе хорошо ограничивает и выделяет цветовые пятна.
Батик по холодной технике можно наносить с помощью специальной стеклянной трубки. Даже есть определенный резервирующий состав, такие выпускает, например, фирма «Хобби».
Узелковый
Начинающие мастера могут остановиться именно на этой технике батика.
Суть ее состоит в следующем: на ткани, при помощи нити, беспорядочно или, соблюдая определенный рисунок, завязываются узлы.
Некоторые мастера формируют неожиданные рисунки с помощью того, что нашлось под рукой – пуговицы, камешки, шарики. Всего того, что не боится высокой температуры, так как впоследствии, прикрепленный к ткани предмет, нужно будет кипятить в красящем растворе.
Очень красиво в технике узелкового батика будут смотреться скатерти, салфетки, футболки или платья.
Роспись по-сырому
Роспись по-сырому является разновидностью свободной росписи. Такие работы отличаются красивыми эффектами плавного перехода от одной краски к другой, что создает некую «воздушность» рисунка.
Существует несколько видов такой техники:
- Натянутая и увлажненная ткань посыпается сухим красителем. Чем его будет меньше, тем нежнее и незаметнее будут цветовые переходы.
- Кисть с краской ведется прямо по увлажненному полотну, формируя рисунок самостоятельно и не прибегая к помощи готовых шаблонов.
Все манипуляции производятся очень быстро, иначе ткань начнет подсыхать и краска образует некрасивые подтеки.
Техника «шибори»
Еще такую технику называют узелковой, но все же, есть некоторые отличия. В технике «ширбори» ткань складывается особым образом. Это древняя японская технология, которая схожа с техникой оригами.
Помимо различных техник батика существует огромное количество дополнительных эффектов, при помощи которых достигается особая выразительность и своеобразие изделия. Например, использование мочевины или эффекта от спирта, солевой эффект или «кракелюр».