Вышивать гладью любят многие мастерицы, но лишь профессионалы знают, насколько велико разнообразие приемов такой вышивки: стежками глади можно заполнить весь мотив или только его часть (краевая гладь). При двусторонней глади стежки располагаются одновременно с двух сторон ткани, лицевой и изнаночной. Теневую гладь отличает от остальных то, что ряд стежков одного цвета незаметно переходит в ряд стежков другого цвета. Верхошов – это когда стежки располагаются только на лицевой стороне ткани.
Гладь может быть цветная и белая.
Виды глади
Видов глади существует несколько:
Плотная белая гладь с настилом
Ее еще называют бельевой. Обычно ей вышивают на тонких тканях: льне, крепдешине, батисте. Нитки нужны мягкие, лучше всего блестящие, такие как мулине или шелк. Рис. 1 показывает образцы вышивки белой мастерской гладью.
Прорезная гладь
Для такого вида глади контур рисунка обводится швом, который называется «вперед иголка». Потом вдоль вышиваемого рисунка делается надрез и обшивается так: иголка выводится с изнанки и с разреза и вкалывается в ткань с лицевой стороны. В итоге должен получиться узкий шов «закрутка».
Цветная гладь
Цветную гладь лучше всего вышивать блестящими нитками. Более эффектно будет смотреться шелк. В отличие от белой глади, где делаются прямые стежки, в цветной они косые. Такая вышивка делается без настила, двусторонней гладью.
Русская гладь
При такой вышивке используются стежки примерно семи миллиметров, по прямой нитке (горизонтальной или вертикальной) с пропуском в две-три нитки между ними. Стежки в этом виде глади плотно прилегают друг к другу.
Атласная гладь
Для этого вида глади лучше всего взять мулине или шелковые нити. Чем тоньше будет нить, тем ровнее ляжет рисунок, поэтому для атласной глади в иглу вдевается только одна нитка. Особенностью вышивки является то, что прилегающие друг к дружке стежки не соприкасаются, а накладываются один на другой. Новый стежок берет свое начало из середины предыдущего: иголка вкалывается в его середину стежка с небольшим отступом . Направление стежков подчеркивает форму предмета, который вы вышиваете. Например, при вышивке листка или лепестка, стежки направляются по прожилкам. Когда вышиваемая часть начинает закругляться, то число стежков должно увеличиваться по линии сгиба, чтобы не получилась длинная прямая линия от края к середине. Вспомогательные стежки вышиваются с края, в обратном направлении.
Если вышивка выполнена правильно, на лицевой стороне ткани получится блестящая и ровная поверхность рисунка, а на внутренней – хаотично разбросанные небольшие стежки.
Бельевая гладь
Несколько приемов бельевой глади
Теперь рассмотрим наиболее популярные приемы бельевой глади. При любой вышивке, сначала на ткань переводится рисунок.
«Дырочки». Центр кружка прокалывается штопальной иглой, а края обметываются катушечной ниткой.
«Пышечка». По контуру рисунок обшивается швом «вперед иголкой», потом делается настил и сверху вышивается гладь.
«Цветочек». Сначала исполняется прием «дырочка», потом по контуру цветок обшивается «вперед иголкой». Далее, делается настил, и каждый лепесток нужно прошить поперечными стежками, которые должны плотно прилегать друг к другу.
«Узелки». Переводим на ткань рисунок, обшиваем его ровным стебельчатым или гладьевым швом и заполняем следующим образом: рабочая нитка, оставаясь на поверхности, накручивается на иголку два раза, потом возвращается туда, откуда вышла. Когда вы вкалываете иголку, узелок необходимо чуть придерживать до тех пор, пока нитка прочно не закрепит его на ткани.
«Россыпь». Обшиваем контур рисунка, так же как и в приеме «Узелок». Потом заполняем всю форму швом «назад иголка». Стежки должны быть мелкими. Заполнение должно проходить от краев, параллельно контуру.
«Листик». Рисунок обшиваем по контуру способом «вперед иголка», затем выполняем настил. Кладем его вдоль листика, а поверху делаем ровные, плотно прилегающие друг к другу стежки. Направление их должно быть противоположно настилу.
«Листик в раскол». «Раскол» обозначает, что листик будет делиться на две части. Выполняем листик, как обычно: сначала наметываем край, затем делаем настил. В месте раскола исполняем два параллельных друг другу стежка. В первую очередь заполняем целую часть листка, затем, когда доходим до места раскола, заполняем сначала одну сторону, попутно делая проколы между параллельно расположенными стежками. После того как заполним одну сторону, переходим ко второй.
«Восьмерки» или подкладной шов. Выполняем рисунок по контуру мелкими стежками «назад иголка». Сделав один стежок, перекидываем рабочую нить на изнанке к другому краю, получаем там такой же стежок и возвращаемся назад, для исполнения второго стежка рядом с первым. Так, на изнаночной стороне получится переплет, напоминающий «восьмерки».
Гладьевой валик
Это ряд параллельных стежков, плотно прилегающих друг к другу. Гладьевой валик может быть прямым или с наклоном. Прямой валик выполняется так: из ткани выдергиваем две горизонтальные нити с отступом в полсантиметра. Вдоль намечающегося ряда прошиваем несколько стежков для закрепления нитки. Первый стежок на внешней стороне делается строго вертикально. Все последующие стежки укладываем на расстоянии в одну нить друг от друга, параллельно первому стежку.
Для более ровного шва стежки укладываются равномерно, не оставляя очень свободной, но и не туго затягивая нить.
Техника вышивания гладью
Гладью в основном выполняются узоры растительных мотивов: общие, переработанные в условную форму веточки цветов или ягоды. Красные ягоды могут сочетаться с коричневыми листьями, желтые веточки с синими цветами.
Если форма, которую вы вышиваете большая, то не нужно делать длинные стежки. Короткие смотрятся гораздо лучше, причем, если они выполнены сначала одним цветом, а потом другим. Цвет может быть более светлым или темным, все зависит от рисунка. Чтобы переход от одного цвета к другому не был слишком резким, нужно вкалывать иголку между сделанными ранее стежками, а не в них.
Узор можно выполнять и в одном цвете, но форма растения останется прежней. Можно составить узор из веток с созревшими ягодами и распустившимися цветами. Такое решение вполне оправдано: сходство с растением будет усилено, а цветовое решение можно придумать намного интереснее. Когда вы освоите несложные приемы такой вышивки, то можете сами попробовать зарисовать понравившееся растение, подобрать цвета ниток.
Мотив узора может вышиваться гладью, козликом, узелками, стебельчатым швом, петельками с прикрепками. Стежки должны располагаться по форме мотива: в лепестках – от края к центру, в листьях – посередине, по направлению жилок .
Чтобы расположить все стежки к центру цветка, надо изменять их длину таким образом: два длинных, один короткий, или наоборот. Крупные листья лучше вышивать краевой гладью. Стежки должны быть разной длины, от края в середину. Средняя жилка вышивается стебельчатым швом, а мелкие листочки – косой гладью или козликом . Ягоды вышиваются прямой гладью . Чтобы ягоды сохраняли свою форму, их необходимо по контуру обшить швом «вперед иголка». Трава и веточки вышиваются стебельчатым швом и петельками с прикрепками . При вышивании веточки нужно следить за тем, чтобы листочки располагались под тем же углом к стеблю, что и жилки в листьях, а концы петелек сходились в одном месте. Сердцевины маленьких цветов можно вышить узелками .
Некоторые мастерицы вышивают гладью с вливанием тонов: один цвет постепенно переходят в другой. Такую гладь начинают вышивать от края. Стежки должны быть разной длины и располагаться по направлению к центру. Одним цветом вышиваем примерно половину длины лепестка . Стежки другого цвета должны закрывать ранее выполненные постепенно.
Инструменты для вышивания гладью
Для ручного вышивания вам потребуются: иглы, наперсток, пяльцы, нитки, ножницы, сантиметр, калька и копирка.
Игла, предназначенная для вышивания, должны быть короткой, с удлиненным ушком.
Наперсток потребуется для того, чтобы проталкивать иглу в ткань, при подшивании края ткани на изделии.
Ножницы должны быть двух видов: Большие – для резки ткани и ниток, и маленькие (с загнутыми кончиками) – для обрезания ниток при вышивании.
Сантиметровая лента потребуется для вычисления размеров изделия, разметки узоров на ткани.
Калька нужна будет для того, чтобы подготовить рисунок для перевода на ткань. Узор сначала переводится на кальку, а потом с нее – на ткань.
С помощью копирки можно переводить рисунок на ткань, предварительно разгладив ее и разложив на ровной поверхности. Калька с узором кладется на ткань и прикрепляется булавками с двух сторон, которые образуют угол кальки. Под кальку кладется копирка, жирной стороной к ткани и обводится узор. Чтобы перевести узор на светлую ткань, берется темная копирка, а на темную – светлая.
Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют ее от деформации. Пяльцы могут быть как круглыми, так и прямоугольными. Для ручной работы очень удобно использовать круглые пяльцы. Они представляют собой два обруча разного диаметра, которые входят один в другой.
Ткань для вышивки кладется на меньший обруч и расправляется так, чтобы не было перекоса нитей. Сверху кладется больший обруч и надевается на меньший, вследствие чего, ткань будет туго натянута. Если вы используете тонкую белую ткань, то поверх нее на пяльцы положите кусок другой ткани, с вырезанным посередине кругом меньшим по диаметру, чем диаметр пялец. Это делается для того, чтобы в процессе работы ткань не порвалась и не запачкалась. Более современные пяльцы оснащены винтом, при помощи которого они крепятся к столу.
Лучшими нитками для вышивания всегда считались мулине. Такие нитки имеют прочную окраску и яркие, насыщенные цвета. Они к тому же, достаточно прочны. Можно конечно, использовать и шерстяные нитки, и штапельные и шелковые.
Моток ниток разрезается по узелку. При вышивании цветной гладью часто используются двойные нитки.
Узелков в вышивке не делают, а закрепляют нитку следующим образом: из пасмы выдергивают одну ниточку и складывают ее пополам, чтобы концы соединились. Затем вдевают в иглу. Нитка закрепляется на ткани при помощи петельки, которую образовала сложенная пополам нитка.
Уход за вышитым изделием
Вышитое изделие из хорошо моющейся ткани можно стирать обычным способом, избегая сильного трения самого узора. Это делается для того, чтобы не повредить вышивку, особенно если она выполнена крупными стежками.
За цветной вышивкой нужно ухаживать более осторожно. Такое изделие нельзя замачивать или кипятить. Стирка должна проходить в теплой воде. После стирки изделие полощут в холодной воде, осторожно отжимают и заворачивают в махровое полотенце. Гладить обязательно во влажном состоянии. После глажки, изделие должно лежать расправленным, пока не остынет.