Прообразом современной вышивки крестом стали самые древние виды этого декоративного промысла. Первые иглы для вышивки были еще костяными, а вместо канвы женщины использовали сначала шкуры, а потом домотканый холст. Найденные археологами при раскопках древнерусских поселений образцы вышивки крестом, напоминающие современные, относятся к IX и XII векам. Тогда мастерицы не могли похвалиться нынешним обилием ниток разных оттенков. Вышивки на одежде, предметах домашней утвари и ритуальных принадлежностях чаще были двух- или трехцветные, а изображали вышивальщицы геометрические узоры, птиц и зверей, растения и даже бытовые сценки.
Сегодня, как и другие виды рукоделий, вышивка крестом переживает возрождения и всеобщий к себе интерес.
Вот только многие новички ошибочно полагают, что дело это трудоемкое, затратное, а чтобы начать вышивать следует обзавестись большим количеством инструментов и приспособлений.
Инструменты для вышивки крестом
Действительно, чтобы начать вышивать одной иглы, нити и лоскута ткани, недостаточно. Кое-какие инструменты придется приобрести, накопить немного знаний и опыта, и тогда собственноручно выполненные вышивки украсят и гардероб, и интерьер.
Быстро разобравшись, даже малосведущие в ремеслах понимают, что к чему, и тянутся к пяльцам.
- Канва – это ткань с редким переплетением нитей, созданная специально для того, чтобы было проще вышивать и подсчитывать крестики. Наиболее популярна у вышивальщиц канва марки «Аида». В зависимости от числа крестиков, приходящихся на один дюйм, ткани присваивают номера. Например, чаще всего используемая канва имеет номер 14. То есть на каждом дюйме такой ткани буде четырнадцать крестиков. Чем больше номер канвы, тем точнее и детальнее получится рисунок, но и выполнять такую работу тоже сложнее. Опытные мастерицы предпочитают канву с равномерным переплетением волокон. В этом случае вышивальщица отталкивается от количества крестиков на каждые 2,5 см. Разновидностью такой канвы можно считать обычную ткань. Чтобы упростить вышивку на полотно часто наносят эскиз будущей картины. Для новичков выпускают готовые наборы, где в комплект входит и канва с рисунком, и нитки, необходимых оттенков, и схема вышивки с расшифровкой оттенков.
- Пяльцы. Мнения по поводу этого приспособления у вышивальщиц расходятся. Кто-то не может себе представить, как работать без пялец, а кому-то рамка для натягивания ткани кажется лишней. Мастерицам с многолетним опытом и сноровкой, действительно, можно отказаться от пялец, но новички без них вряд ли смогут создать качественное без затяжек и петель изображение. Пяльцы бывают разных форм, размеров и конструкций, но назначение у них одно – натянуть канву или полотно, чтобы вышивка получилась ровной. Простейшие пяльцы – это два обруча, сплошной внутренний и разъемный внешний, часто снабженный винтом. Такая конструкция позволяет менять натяжение, использовать для вышивки ткани разной толщины и перемещать полотно. Для масштабных работ выпускают пяльцы на станине, больше похожие на мольберт, а для небольших вышивок, которые чаще всего вышивают в домашних условиях, существуют удобные прямоугольные и круглые пяльцы из дерева, пластика или металла на все вкусы.
- Нитки. Чаще всего, говоря о вышивке крестом, представляют работы, выполненные нитками мулине. Это специальные нитки, выпускаемые многими компаниями и имеющие широчайший ассортимент всевозможных оттенков. Большинство сортов мулине – это гладкие, достаточно тонкие хлопчатобумажные нити, собранные по шесть или семь штук в один жгут, пасму. Чтобы было просто отделить требуемое количество нитей, жгут не перекручивают. А для декоративного эффекта в состав мулине может быть добавлен шелк или металлическая нить желтого или белого цвета. Мулине для вышивки могут иметь сплошную или градуированную окраску. Каждый моток маркирован, поэтому при чтении схемы вышивки стоит обратить внимание на расшифровку того или иного цвета. Интересные работы получаются, если мастерица вышивает тонкой шерстью или ирисом.
- Иглы для вышивания. Оказывается, такой привычный в быту предмет, как игла, не совсем прост. И существует масса самых разных игл для вышивки, отличающихся по длине, толщине, размеру ушка и форме острия. Мастерица вправе выбрать ту иглу, что ей по вкусу. Но есть и общие правила. Отталкиваться при выборе иглы следует от толщины нити и плотности ткани, по которой вышивают. Важно, чтобы нить не плавно, без усилий тянулась за иголкой, а та не рвала канву. Для вышивки шерстью подойдут остроконечные иглы с крупными ушками под номерами от 1 до 10. Для толстых ниток и иглы должны быть под стать, длинные, так называемые, ковровые. Они имеют номера от 13 до 26 и отличаются тупым, округлым кончиком. Такие иглы удобны при вышивании по канве. А чтобы иглы не терялись, стоит позаботиться об игольницах или магнитах.
- Ножницы. Ножниц потребуется, как минимум, двое. Первые, с прямыми тонкими кончиками – для ниток. А вторые – портновские, для ткани. Чтобы ножницы служили долго и не теряли остроты, советуют не резать ими ничего другого, хранить в чехле или надевать на острые кончики специальные наконечники из резины или пластика.
- Маркеры. Маркеры для разметки рисунка помогут и новичкам, и опытным мастерицам значительно упростить процесс вышивки и подсчета числа крестиков. Исчезающим маркером размечают небольшие участки для сравнения вышивки со схемой. Крупные участки им вырисовывать не стоит, поскольку чернила маркера довольно скоро обесцвечиваются и исчезают. Смываемым маркером размечают канву на квадраты и делают эскиз рисунка. Удобно, что есть подобные маркеры и для светлой канвы, и для темной. Пока идет работа, чернила хорошо видны, а по ее окончании следы легко смываются прохладной водой. В ассортименте специализированных магазинов можно найти и ластики для маркеров. Несмываемые или перманентные маркеры продаются в магазинах канцелярских товаров, а используются для корректировки рисунка вышивки, когда канва проглядывает сквозь нитки.
- Наперсток. Сегодня при шитье мало кто пользуется наперстком, а вот для вышивания – это незаменимая вещь, тем более, если вышивальщица только начинает осваивать это рукоделие. Пластиковый, а лучше металлический наперсток, одетый на средний палец, поможет проталкивать иглу и сберечь руки.
- Лампа. Любое увлечение должно быть безопасно. А вышивка – это серьезное испытание для зрения. Чтобы оно не страдало, важно изначально уделить внимание достаточному и правильному освещению. В магазине товаров для рукоделия можно найти специальные лампы, часто оснащенные и лупой.
- Схема вышивки. Готовая схема для вышивки крестом кроме цветного изображения будущей картины включает и ключ, расшифровку, где указаны все необходимые оттенки ниток, во сколько сложений выполнена работа и другие полезные советы. Несмотря на достаточно доходчивую и полную информацию, начинающим вышивальщицам не нужно браться сразу за сложные схемы. Гораздо проще отработать навыки и увидеть первые результаты, вышивая небольшие орнаменты и рисунки.
Как закрепить нить?
Начиная осваивать искусство вышивки, стоит забыть об узелках! Мало того, что над каждым из них образуется маленький, но бугорок на ткани, и вышивка получается неровной. Узел может развязаться, и тогда есть риск потерять всю картину.
- Самый простой способ закрепления нити – это петля. Он хорошо работает, когда вышивают четным количеством нитей. Для этого сложенную пополам нить продевают в игольное ушко так, чтобы на месте узелка оказалась нитяная петелька. Нить продевают сквозь ткань в левом нижнем углу крестика, оставляя колечко из нити над канвой. Далее иголку наверх вытягивают уже через правый верхний уголок и продевают через петлю.
- Можно воспользоваться и другим способом, подходящим также для четного числа нитей в вышивке. Один конец мулине вставляют в иголку, делают стежок по канве, а затем в ушко продевают и второй кончик. Закрепляют нить в образовавшуюся после такого приема петлю.
- Если в начале работы под вышивкой оставить свободный кончик нитки, то его можно убрать, закрепив под уже вышитыми рядами крестиков. Такой способ хорош и для начала работы, и для ее завершения. А, главное, он прост в исполнении и понятен даже новичкам.
- На лицевой стороне изображения отдельные мастерицы тоже умудряются спрятать нитяной хвостик. Для этого рабочие стежки в будущем быть обязательно закрыты нитью того же цвета и того же направления. Это способ применим на плотных натуральных тканях, например, хлопке или льне.
- Надежно спрятать нить в конце работы можно на изнаночной стороне, аккуратно пропустив ее под готовыми стежками, сохраняя направление рисунка.
О мастерстве вышивальщицы судят именно по изнаночной стороне работы, поэтому прятать концы рабочей нити и закреплять стежки нужно очень внимательно.
Инструменты приобретены, схема выбрана и освоены все технические приемы – самое время приступить к работе.
С чего начать?
Прежде чем приступать к работе, канву размечают на квадраты, а далее располагают рисунок по центру канвы так, чтобы изображение гармонично выглядело на ткани, не выходило за ее границы и не перевешивало в ту или иную сторону.
Чтобы ткань не сыпалась и не потеряла за время работы вид, края канвы подшивают или проклеивают. Для большой работы можно воспользоваться малярным скотчем, а небольшой лоскут обрабатывают клеем ПВА.
Приступать к вышивке лучше с центра рисунка.
Крестики бывают односторонними, образованными из двух перекрещивающихся стежков, и двусторонние, когда картинка образуется на обеих сторонах канвы.
Если вышивание идет в горизонтальном направлении по рядам, то начинать стежок следует слева, двигаясь направо. Иголку протягивают сверху вниз так, чтобы крестики на вышивке все «смотрели в одном направлении». Сначала стежки кладут в одну сторону, потом крестики перекрывают стежками в другую.
Вертикальные ряды крестиков начинают вышивать снизу и идут вверх, контролируя, чтобы направление крестиков в изображении повсюду было одно и то же.
И еще один совет. Заполнять схему правильнее с преобладающего цвета. На оставшихся пустыми небольших участках значительно проще вычислить ошибки.
В любом случае, вышивка крестом требует кропотливого и внимательного подхода. Важно следить за количеством крестиков как по горизонтали и вертикали, так и в диагоналях от места работы, чтобы не допустить досадные ошибки и не распускать почти готовую картину.