Это ужасное слово уборка! Покажите мне человека, который его любит. Обычно мы максимально отдаляем ее: «Пол помою завтра, а что сковородка грязная — не страшно, можно перекусить и бутербродом». Конечно, бутерброд — не лучшая еда, а этой квартире не помешала бы генеральная уборка… Решено: уборка будет в выходные!
И вот приходят дни, когда хочется расслабиться после тяжелой трудовой недели, но ты вынуждена подниматься с кровати рано утром, чтобы сделать все, что запланировала.
И откуда здесь столько грязи?! День посвящён пылесосу, пыльным тряпкам, засохшей посуде и холодильнику с остатками продуктов. И хламу, хламу, хламу… А ещё покупки, готовка, счета, дела — всё надо успеть. Отдохнуть ты так и не успела, а выходные уже закончились. И ладно бы, если дело касалось только генеральной уборки. Любой приход гостей — стихийное бедствие, праздники — сплошные хлопоты, а приезд мамы или свекрови — день, отягощенный комплексами. И постоянное чувство вины за неприбранный дом.
Так как же сделать свой дом уютным, чистым и красивым, не ощущая себя грузчиком? Одну из систем организации домашней работы предлагает американка Марла, основавшая в 1999 году систему FlyLady.
Она не волшебница и честно говорит о том, что дела никуда не исчезнут, стоит махнуть волшебной палочкой. Никто кроме вас не сделает ваш дом привлекательным. Но можно организовать работу по дому так, чтобы она стала более эффективной, приносила удовольствие и отнимала меньше времени и сил.
ФлайЛеди (Летающие леди) — хозяйки, которые воспринимают домашнюю работу как полёт. Для того чтобы этому научиться, нужно всего лишь выполнять несколько простых рекомендаций.
Одной из самых главных наших проблем, считает Марла, является излишнее стремление к совершенству. Это неплохо, когда речь идёт о профессиональных навыках или игре на скрипке, например. Но перфекционизм очень мешает, когда дело касается домашней работы. Многим из нас внушили с детства: пол должен быть вымыт вплоть до самых дальних уголков, посуда должна сверкать, на полках не должно быть ни пылинки… И если мы делаем что-то не совсем идеально, назойливый внутренний голос шепчет: «Плохо! Халтуришь!» И внутренне мы считаем: «Зачем что-то делать, если всё равно выходит плохо? Лучше подождать — и сделать потом правильно, идеально».
Кот Гарфилд как-то сказал: «В какой день начинается большинство диет? Нет, понедельник второй по популярности. Большинство диет начинается «завтра». Но, увы, это касается не только диет, но и всего остального.
Это «завтра» никогда не наступает. Или наступает — и отнимает у нас всю энергию. Однажды — сколько раз это было! — мы смотрим на свой дом и решаем всё изменить. Начать новую жизнь — замечательную и правильную. Но проходит день, два — и становится ясно: ничего не может измениться за один день. Руки опускаются, возвращаются негативные мысли, и всё остаётся по-прежнему.
Вот мы и добрались до сути: нас давит не работа, а отношение к ней. Наивно полагать, что можно изменить наш дом за один день. Поэтому надо думать, что любая домашняя работа — даже сделанная «неправильно» — всё равно идёт на пользу нашему дому. Работая понемногу и с удовольствием, мы можем добиться абсолютно всего.
Понемногу — это главное. Никаких сверхусилий — мы не супергерои, а домашняя работа не стоит того, чтобы доводить себя до изнеможения. Когда мы смотрим на захламленную комнату и думаем о том, что надо навести в ней идеальный порядок, вслед за этим приходит мысль: «Это так трудно! Нужно сколько времени! Это просто ужасно, что я должна этим заниматься!» Но можно сделать и по-другому: поставить таймер на 15 минут и обещать себе, что как только он прозвенит, работа будет закончена. За 15 минут — даже за 5 минут! — можно сделать очень многое, если точно знаешь, что когда время истечёт, можно закончить. Замените «сделать» на «поделать что-нибудь» — и отношение к уборке изменится.
Часто мы тратим больше времени и усилий не на уборку, а на обдумывание того, что и как делать. Привычные дела незаметны. Разве кого-то напрягает необходимость ежедневно чистить зубы? Мы привыкли это делать, никто не устаёт от чистки зубов и не морочит себе этим голову. А нельзя ли приучить себя к тому, чтобы и некоторые другие дела выполнять так же, на автомате?
Можно! Это очень мощный инструмент, считают FlyLady. Рутины! Не нужно пугаться слова: рутина — это безотчётное следование обычаю, привычке! Привыкнуть выполнять какие-то дела, чтобы больше не задумываться над ними и не заморачиваться. Например, пока чистишь зубы, закинуть грязные вещи в стиральную машинку. Или не только одеться на работу, но и застелить кровать.
Краеугольный камень всех рутин — чистая раковина на кухне. «Вычистить раковину до блеска!» — вот первое задание, которое вы получите от FlyLady. Кухня, по мнению FlyLady и специалистов по фэн-шуй, является сердцем дома, а раковина — центр кухни. И когда в этом центре вы видите утром гору немытой посуды и жирные пятна, день начинается не с лучших эмоций. А, увидев утром чистую и блестящую раковину, вы захотите улыбнуться — день начнётся неплохо.
Если чистить раковину каждый вечер, это будет занимать не больше 2-3 минут и вскоре войдёт в привычку. Чистая раковина, словно по волшебству, преображает кухню вокруг себя. Постепенно в список дел для вечерней рутины будут добавляться всё новые пункты, по одному, чтобы не переусердствовать. Каждое из этих дел несложное, но, выполняя их одно за другим на «автопилоте», мы преображаем свой дом до неузнаваемости.
Кроме уборки, есть множество других дел по хозяйству, о которых надо помнить: почта, химчистка, финансы, счета, починка одежды, списки покупок… Когда всё успеть и как ничего не забыть? FlyLady предлагает создать Контрольный журнал, определить и записать, какие дела и в какой день недели будут выполняться. Понедельник — еженедельная уборка, смена белья. Четверг — день забот вне дома: покупки, почта, библиотеки, оплата счетов. Среда — составляем меню на неделю и список покупок. Пятница — финансы, ветеринарные заботы и заботы о растениях. Но у каждого свой план, ведь система FlyLady очень гибкая и подстраивается под вас, а не наоборот.
«Хлам невозможно организовать, его можно только выбросить!» — пишет FlyLady. Вокруг нас скапливается порой столько вещей, что они из помощников превращаются в настоящих врагов.
Но как справиться с этим? FlyLady предлагает разделить дом на пять зон: например, гостиная, спальня, кухня, ванная, прихожая. Месяц, как известно, — это четыре недели и маленький хвостик: по неделе на каждую зону и хвостик на самую простую из них. В текущей зоне мы работаем каждый день по 15 минут. 15 минут в день — это немного. Но умножь 15 минут на 7 дней, и получишь 1 час и 45 минут в неделю. А вот это уже очень много! За это время в зоне можно успеть сделать столько, что хватит на целый месяц.
Это основные инструменты системы FlyLady: ежедневные рутины, Контрольный журнал и недельный план, работа в зонах. Используя их, можно преобразить свой дом и изменить свое отношение к домашней работе.
«Вы не отстающая, — пишет FlyLady, — присоединяйтесь к нам в любой момент, где бы вы ни находились». Согласитесь, не самое приятное дело — мыть мусорное ведро, но забавно думать о том, как много женщин во всём мире делают сегодня то же самое, выполняя веселое задание от Келли.
FlyLady — это не только Летающая Леди. Слово FLY можно расшифровать как finally loving yourself — «наконец-то полюбившая себя». Мы живём не ради того, чтобы убирать, но мы делаем уборку ради того, чтобы наша жизнь стала красивой, удобной и приятной. Мы составляем списки дел, ведём контрольный журнал и выполняем задания — мы используем все эти инструменты, чтобы почувствовать себя свободной и не загруженной домашней работой. Мы делаем всё это — чтобы летать!
Ресурсы, где тебе помогут: Flylady.net (оригинальный ресурс, на английском языке), Flylady.ru (русский ресурс), flylady_ru (реактивные хозяйки в ЖЖ).