У всех родителей обязательно наступает момент, когда остро встает вопрос, можно ли оставить малыша дома одного? Поводов может быть множество. Нужно купить молоко, или срочно заплатить за коммунальные услуги, добежать до аптеки за аспирином или в ЖЭК за слесарем. Казалось бы, что может произойти, если ребенок полчаса проведет дома один. Еще несколько десятилетий назад мамы, не боясь, оставляли детей дома на целый день. С тех пор уже многие поколения стали взрослыми, и нечего не случилось. Многие и сегодня не сомневаются, что даже годовалого карапуза можно оставить без присмотра на некоторое время. Если же и раздастся рев, то он будет беспокоить не маму, а сердобольных соседей.

С какого возраста оставлять ребенка одного дома

Таких родителей психологи могут разочаровать, ведь как показывают исследования, детей до семи лет ни в коем случае нельзя оставлять одних без присмотра взрослых. Причем на защите интересов детей стоит и законодательство некоторых стран, где подобная беспечность взрослых может наказываться. Причем  разговор идет о ребятах отнюдь не младенческого возраста, а даже 12-летних подростках. В случае нарушения такого законодательного акта родители рискуют столкнуться с серьезными неприятностями.ребенок дома один

Даже, если дочка соседей или знакомых с пяти или шести лет оставалась одна и выросла умницей и красавицей, то это не значит, что так же будет со всеми детьми. Все дети разные. И дело здесь не только в возрасте, но и в большей степени в характере малыша, его индивидуальных особенностях и даже настроении. Не стоит смотреть и брать в качестве образца детей соседей или лучших друзей. Оставлять дома придется не их, а собственного ребенка, поэтому нужно понять, как отнесется к такому событию малыш, и что ожидать от него.

Дети до годовалого возраста

Пока малышу не исполнится год, его нельзя оставлять одного даже в детской комнате. Грудному младенцу пода не дано понять, что мама всего лишь вышла на кухню за бутылочкой. Его еще крохотный мир пока ограничивается размерами комнаты, поэтому уход мамы из поля зрения воспринимается, как ее исчезновение, а значит, следом можно ждать пронзительный, полный отчаяния и горя крик. Чтобы избежать ненужных стрессов и разочарований, не стоит покидать ребенка, ведь даже почистить картошку или погладить распашонки можно, устроив малыша поблизости. Отлучиться можно лишь кода ребенок спит, но и то держа под контролем его состояние. Ведь если он проснется, а мамы не окажется рядом, то это станет трагедией для малыша.

Дети после года

ребенок звонит

После года, когда малыш спокойно спит один в детской, важно подыскать ему мягкого игрушечного друга, который ему сможет заменить маму, когда ее нет рядом. Игрушке можно сказать игрушке: «Мама идет готовить обед, а Мишка или Зайка присмотрит за Анечкой». Анечке выдается такое же поручение: «Не обижай Мишку, поиграй с ним, а я приготовлю обед и спрошу, чем вы занимались и как себя вели». С таким другом дети могут провести несколько минут в комнате, отпустив маму на кухню или к телефону.

Они прекрасно засыпают, обнявшись с любимой игрушкой, однако оставлять малыша на попечение игрушки и уходить из квартиры родителям нельзя! В этом возрасте малыша можно доверить только взрослому, которому и мама, и малыш полностью доверяют. Прежде всего, это могут быть бабушки, доверенная няня или близкая соседка или знакомая.

Возвращаясь, родители должны особое внимание уделить именно ребенку. Нередко, приходя с работы, мамы спешат выполнить те хозяйственные дела, которые не успели за день, забывая о маленьком человеке. Эта ошибка очень опасна, поскольку аукнется она обязательно, но, может быть, нескоро.

Нет ничего важнее ребенка, и сколько бы дел ни было у мамы, придя домой, она должна уделить внимание малышу и спросить, как он провел свой день. За четверть часа, которые для этого нужны, ничто не изменится, кроме возросшего понимания и доверия со стороны ребенка.

девочка на кухне

Дети от трех — пяти лет

С трех лет начинают закладываться основы личности и уже не инстинктивные, а сознательные отношения с миром и близкими людьми. Именно в этом возрасте следует уделять как можно больше внимания ребенку и взаимопониманию с ним.

В пять лет у детей чрезвычайно активно развивается воображение, а вслед за ним начинают формироваться страхи. Оставлять его одного в этом возрасте очень опасно. Малыш может бояться засыпать в темноте, в каждой тени и шорохе ему видятся буки и бяки. Разуверить в таких выдумках малыша не получится, а вот уважать детские страхи необходимо. Здесь снова выручит любимая игрушка, но и без родителей рядом не обойтись. И лучше, если это будет именно мама.

Если мамы нет рядом в самые ответственные и сложные, как кажется ребенку, моменты, у него может создаться впечатление собственной ненужности. Часто такое ощущение сопровождает человека всю жизнь, что влияет на его мироощущение, самооценку и возможность строить собственную семью и карьеру. Ребенку же не нужно много времени. Главное, это искренность мамы, ее постоянное внимание и тепло.

девочка играет с котенком

Тревожным симптомом, говорящим о нарушении психологической и эмоциональной связи ребенка с матерью, может стать безразличие малыша к маме, возвращающейся с работы. Обычно малыши изо всех сил ждут родителей и стремглав бегут им навстречу. Если этого не происходит, а малыш увлеченно строит что-то в песочнице или рисует, родителям пора задуматься о своем поведении.

Малыш может и не подать вида, что обижен и расстроен, но обида обязательно есть в его душе. А значит, маме нужно что-то срочно менять, чтобы вернуть отношения с ребенком.

Дети после шести лет

Одни дети с раннего возраста вполне самостоятельны, они рано начинают чувствовать себя взрослыми, а подчас могут предложить родителям оставить их дома. Другим для взросления и самостоятельности нужно больше времени, и они, даже учась в школе, не готовы отпустить мамину юбку.

Если малыш испытывает страх или, что еще более серьезно, плачет, оставлять его одного никак нельзя. После такого переживания родителям потребуется неимоверно много времени, чтобы убедить малыша в несерьезности страхов, уверить, что отныне он не один, а все уже миновало. Несмотря на усилия родителей, такие дети еще долго не смогут оставаться одни даже, если кто-то из близких совсем рядом, например, в соседней комнате.

Как оставлять малыша дома

Итак, после семилетнего возраста многие малыши могут некоторое время пробыть одни. Лучше всего, если малыш сам даст согласие на самостоятельное пребывание дома. Первое отсутствие родителей не должно длиться дольше 10 — 15 минут. Этого времени вполне хватит, чтобы добежать до аптеки или булочной. Если эксперимент удался, то время маминых отлучек может потихоньку увеличиваться.

При этом следует учесть, что психологи не советуют оставлять более чем на час даже семилетних детей. Если за время отсутствия мамы ребенок решит найти себе занятие по вкусу, то никто не поручится, что оно окажется безопасным.ребенок читает

Если малыша оставляют одного, то ему обязательно нужно объяснить, куда и зачем уходят родители, и когда они вернутся. Семилетние малыши уже часто умеют пользоваться часами, а значит, можно уточнить расположение стрелок на циферблате или цифры на электронных часах в тот момент, когда родителям придет пора вернуться. И ни в коем случае нельзя опаздывать. Чем дольше задерживается мама или папа, тем больший страх охватывает малыша.

Уходя, родители должны проинструктировать ребенка, как себя вести в отсутствие взрослых. Мало сказать, что не следует подходить к двери и шалить. Малыш должен точно знать, как себя вести во внештатной ситуации. Ему нужно оставить номера телефонов для связи. Однако перегружать малыша всевозможной информацией и инструкциями не стоит, особенно, если они сопровождаются негативными примерами из жизни «чужих» детей. Гораздо полезнее, перед уходом отключить газ, закрыть окна и балкон, проверить защелки на электрических розетках и защиту на бытовой технике.

Еще проще ребенку справиться с одиночеством, если у него есть дело. Родители могут дать малышу важное задание, которым он может увлечься и не заметить времени их отсутствия. Можно попросить его нарисовать рисунок или выполнить поделку из пластилина в подарок кому-то из родственников. А когда родители вернутся, нужно обязательно поинтересоваться, как шли у малыша дела, и что ему удалось сделать.

Психологи не советуют доверять присмотр за младшим ребенком его старшему брату или сестре. Не лучший выход и привлечение соседских отпрысков.  Нельзя предугадать, как поведут себя вроде бы спокойные и благонадежные дети, когда останутся одни в роли «взрослого».

Пунктуальность для родителей

Сколько бы ни было лет ребенку, уходя, родители должны помнить, что опаздывать они не имеют права. Даже научившиеся быть самостоятельными дети 10 — 11 лет чрезвычайно болезненно относятся к задержкам родителей на работе или после других отлучек.  В этом возрасте ребенок уже знает о многих опасностях мира, имеет развитое воображение, и любое опоздание заставляет его беспокоиться, что близкие люди могут подвергнуться опасности.

Если мама не может гарантировать сроки своего прихода, лучше назвать ребенку немного более позднее время. А вот частые телефонные звонки совсем не на пользу, гораздо лучше, если мама не станет отрываться от дел и поскорее вернется домой, чем будет отрываться на разговоры. Ведь малыш действительно волнуется!

Советы психолога

конструкторИтак, психологи рекомендуют:

  • Не оставлять детей до семилетнего возраста без присмотра.
  • Если и нужно отлучиться, то такое отсутствие не должно быть дольше четверти часа.
  • Прежде чем уйти, родители должны получить согласие малыша.
  • Если ребенок боится, то уход родителей не сделает его смелее и не пойдет малышу на пользу. Правильнее дать ребенку подрасти и набраться самостоятельности.
  • Решающий фактор – это характер и настрой ребенка. Если малыш склонен к шалостям, не нужно рисковать.
  • Родители не должны опаздывать! Малыш может верить и равняться только на   дисциплинированных взрослых.

Оставляя ребенка одного, родители должны ему полностью доверять и не нервничать, что чадо сделает что-то не так. Если же такой уверенности нет, то расставаться с ребенком рано и нужно придумать способ, чтобы он был рядом.


Исходная статья