Режиссер Салли Поттер в своем новом фильме-головоломке отправит зрителей в болезненное путешествие по сознанию человека, который пытается справиться с деменцией. Узнайте о съемках и работе над картиной «Неизбранные дороги» (2020), о сюжете драмы и поисках актера на главную роль. Дата выхода в России — 28 апреля 2020 года в онлайн-кинотеатрах.
Синопсис
Сценарист и режиссер Салли Поттер в своем фильме «Неизбранные дороги» рассказывает о сутках из жизни Лео, который в детстве переехал в США из Мексики и сейчас живет в одиночестве в Нью-Йорке. Ему помогает сотрудник соцзащиты и любимая дочь Молли, ставшая журналисткой. В тот день она приезжает к отцу, чтобы проводить его к дантисту, но рутинные действия героев обернутся трагическими последствиями.
Эксцентричное поведение, рассеянность и периодически бессвязная речь Лео говорят о том, что он страдает от серьезного заболевания, возможно, некой формой деменции. Хотя с точки зрения Лео, все выглядит по-другому. Когда Молли и всем окружающим кажется, что он «где-то потерялся», выпал из реальности, на самом деле Лео оказывается в одном из параллельных миров. Он живет там, куда невозможно попасть, становится тем, кем так и не стал, принимает иные решения на развилках своей жизни.
Главный герой то остается со своей первой любовью в провинциальной Мексике, то оказывается писателем на одном из греческих островов. В молодости Лео пожертвовал этими жизненными путями ради жены и дочери и остался в Нью-Йорке, став любящим и ответственным отцом.
За сутки завеса таинственности над путешествиями Лео начинает постепенно приподниматься. В какой-то момент Молли понимает, что за симптомами отец прячет совсем иную реальность, которую никто другой не в состоянии увидеть. К концу этого эпического дня Молли, наконец, принимает то, чего до конца не в силах понять.
В этот момент Лео «возвращается» в свое тело, понимает, что это лишь воспоминания, и принимает выбранную им некогда жизнь отца.
Обращение режиссера
– Идея сценария фильма «Неизбранные дороги» родилась из размышлений на тему существования параллельных вселенных, в которых происходит все то, что могло бы с нами случиться. В свое время я знала двух человек с психическими отклонениями, затрудняющими общение. Глядя в их глаза, я пыталась представить, где они на самом деле находятся и что чувствуют. Возможно, они умели просачиваться в эти параллельные миры и возвращаться обратно.
Наша история будет близка любому, кто задумывался над тем, как могла бы повернуться его жизнь, прими он в определенный момент жизни иное решение. Сохранить отношения или расстаться? В какой отрасли строить карьеру? Жить в этой стране или переехать в другую? Постфактум эти мысли могут вызвать сожаления или быть простой рефлексией на тему «А что если…?», но рано или поздно этими вопросами задается практически каждый.
Я задалась вопросом: что если мы, делая тот или иной выбор на жизненном распутье, оставляем какую-то часть себя жить в другом, параллельном мире, той жизнью, которую мы не выбрали.
Постепенно история начала принимать более или менее конкретные очертания – появился главный герой Лео, жизнь которого полна неожиданных поворотов. Его дочь Молли выбирает между помощью страждущим и собственной профессиональной карьерой. Это испытание знакомо многим, особенно семейным женщинам.
Я пыталась поставить себя на место Лео, представить каждую из его жизней, взглянуть на мир с его точки зрения. Чем глубже я погружалась в историю, тем более загадочной она становилась.
В цепочке трех взаимосвязанных жизней персонаж Лео остается практически неизменным – меняются только окружение, род занятий и личные отношения. Его болезнь представляется каким-то парадоксальным, едва ли не волшебным даром. Он в мгновение ока может преодолеть любые границы реальности, несмотря на то, что окружающий мир пытается закрыть эти границы для него и таких же, как он.
Работая над сценарием, я хотела, чтобы фильм получился чувственным и воодушевляющим. В нем должна быть и мрачность, и трагедия, но в целом он должен был получиться светлым и жизнеутверждающим.
Самое главное, чтобы история Лео помогла зрителю понять сложность и неоднозначность собственного жизненного пути.
Поиски Лео: Хавьер Бардем
Уже в процессе работы над сценарием Поттер понимала, что фильм «Неизбранные дороги» дойдет до широкого проката только если все альтер-эго Лео сыграет харизматичный актер, способный привлечь и удержать внимание зрителей.
«Этот актер должен был гармонично смотреться в любом из проявлений личности Лео», – объясняет Поттер. Во время работы над черновым вариантом сценария Салли не держала в уме какого-то конкретного актера. «У меня ушло немало времени, чтобы понять, кого бы я хотела видеть в этой роли», – смеется режиссер.
Ситуация изменилась, когда проектом заинтересовался Хавьер Бардем. И кинематографисты, и зрители хорошо знакомы с талантом актера, который за свою карьеру сыграл множество самых разноплановых ролей. Ему покорились и амплуа кубинского поэта, и романиста Рейнальдо Аренаса в фильме Джулиана Шнабеля «Пока не наступит ночь» (за которое Бардем был номинирован на Оскар), и роль жестокого Антона Чигура в современном вестерне братьев Коэнов «Старикам тут не место» (за которую актер получил Оскар). Однако роль Лео была сложна даже для такого профессионала как Бардем. Ему предстояло одновременно сыграть сразу несколько личностей.
«Эта задача оказалась не из легких, – с улыбкой признается Бардем. – В одном человеке уживается сразу несколько. Это различные ипостаси Лео: одна более эмоциональная, другая – вдумчивая. Живущий в Бруклине Лео кажется человеком неорганизованным и неконтролируемым. И лишь истории, вписанные в сюжет, помогают понять, кого же он представляет собой на самом деле».
Сценарий заинтересовал Бардема, хотя и заставил понервничать. «Я хорошо прочувствовал историю. Было страшновато, но с другой стороны такие роли – подарок для актера. Сыграть сразу несколько разных характеров, собранных в одном человеке, – серьезное испытание. Кроме того, это огромный риск, – со смехом вспоминает Бардем. – Но с другой стороны, и награда соответствующая. Появляется возможность обратиться к аудитории, предложить зрителю задуматься, что было бы с ним, если бы он сделал иной выбор? Очень интересно работать над ролью, которая должна не только развлекать зрителя, но и обладает интерактивными свойствами. Это несложно, когда имеешь дело со столь качественным материалом, как сценарий фильма «Неизбранные дороги»».
Поттер не могла поверить, что Бардем согласился играть роль Лео. «Хавьер – невероятно харизматичный человек, – говорит она. – От него трудно оторвать взгляд. Брутальная внешность в нем сочетается с уязвимостью и ранимостью. Я с удовольствием внесла в сценарий правки под характерные особенности Хавьера и с восторгом наблюдала за тем, как камера фокусируется на его выразительном лице».
Впрочем, не в меньшей степени Поттер оценила и то, что актер согласился на роль по достойным причинам.
«Меня не могло не радовать, что Хавьер так серьезно отнесся к сценарию, – признается она. – Его привлекала не масштабность роли. Единственное, о чем он переживал, сможет ли он сыграть эту роль правильно? Такой подход требовал серьезной подготовительной работы».
Работа над любым фильмом является коллективным творчеством. Это как нельзя лучше доказывает сотрудничество Салли Поттер и Хавьера Бардема. Задолго до начала съемок они часто встречались в Мадриде, чтобы обсудить детали предстоящих съемок.
Параллельно Бардем проводил собственное исследование интересующей его темы психических заболеваний. По его словам, он отнюдь не сразу проникся сценарием. Поначалу ему казалось, что Лео страдает от болезни Альцгеймера, и он сам был слишком молод, чтобы играть эту роль. «Потом я понял, что фронтотемпоральная деменция – совершенно другое заболевание, – объясняет Бардем. – Я начал изучать историю этой болезни и был поражен тому, как много молодых пациентов с этим диагнозом».
«С другой стороны, это помогло мне лучше понять историю, – продолжает актер. – Я осознал, как последствия этой болезни могут погубить молодость. Если больной активен, импульсивен и физически силен, сиделке намного труднее остановить его, помешать ему навредить самому себе». В Испании Бардем заручился поддержкой специалистов Ассоциации по изучению фронтотемпоральной деменции. Бардем проникся трогательными историями сиделок и членов семей заболевших. «Для них невыносимо видеть, как искажается речь близкого человека, как подводит память, как нарушается моторика, – говорит актер. – В то же время меня воодушевляла любовь, которой были окружены эти люди. Трудно было не заметить, сколь многим они были готовы пожертвовать».
Что интересно, в России фильм «Неизбранные дороги» (2020) выходит в онлайн-кинотеатрах, широкий прокат был отменен из-за пандемии коронавируса. Узнайте о съемках и актерах драмы, чтобы насладиться премьерой дома.