Первый урок для учителя – не менее волнительное событие, чем аналогичный опыт у ребенка. Хотя вопросы дисциплины в классе волнуют не только молодых педагогов, но и преподавателей со стажем. Ведь от того, как дети себя ведут на уроке, зависит не только степень их усвояемости материала, но и дальнейший контакт с учителем. Существует мнение, что поведение детей на уроке зависит от того, нравится ли им предмет. На самом деле, причина в другом – в умении учителя заинтересовать, организовать и привлечь внимание учеников.

учитель на уроке

Чтобы выбрать правильный подход к ученикам, нужно учитывать особенности их возраста: не секрет, что самый трудный подростковый период, когда любая мелочь может стать причиной эмоциональной катастрофы. Хотя сложности есть в каждом возрасте:

  • дети в начальной школе характеризуются быстрой потерей концентрации внимания, нужно постоянно придумывать, как их заинтересовать;
  • старшеклассники на все имеют свое мнением и уверены, что лучше знают, нужен им тот или иной предмет или нет.
Организация дисциплины в классе требует от учителя максимальной силы и концентрации, а также знания хитростей и тонкостей детской психологии.

Образ идеального учителя для детей

Приступая к педагогической работе, молодой учитель должен с первых дней зарекомендовать себя и создать принципы выстраивания отношений с детьми. Неуверенность в своих силах, попытки понравится всем, позволение проявления неуважения к себе –все эти факторы приведут к тому, что дисциплины в классе не будет, и дать ученикам знания не получится.

дисциплина в классе

Поэтому изначально нужно выстроить собственный образ и придерживаться основных его проявлений:

  • относиться к детям доброжелательно, говорить спокойно и с улыбкой;
  • построить подачу материала таким образом, чтобы он вызывал интерес у детей;
  • правильно рассчитать время урока, последовательно излагать материал, чередовать лекцию и практику;
  • постараться установить контакт с детьми, называть их по именам, вовлекать в процесс общения каждого ученика;
  • использовать нестандартные методы обучения, разнообразить урок;
  • не позволять детям разговаривать, кричать, реагировать на все нарушения, а не игнорировать их.

Такой образ учителя даст несколько результатов.

Во-первых, дети будут увлечены уроком и новой темой, им будет интересно изучать информацию.

Во-вторых, они увидят авторитет учителя и поймут, что вести себя нужно осторожно, тихо, не вызывая гнев учителя. В дальнейшем такой образ нужно поддерживать и укреплять, тогда дисциплина на уроке будет формироваться сама собой.

Что делать, если дисциплина нарушена

Поведение учеников, особенно в младших классах, напоминает снежный ком. Если один начинает разговаривать и баловаться, остальные дети подхватывают его поведение, и уже через несколько минут в классе стоит оглушительный шум, неразбериха и хаос. Многие молодые учителя в такой ситуации теряются, пытаются перекричать учеников, делают резкие движения, чем еще больше усугубляют общую атмосферу. Но пытаться продолжать урок и рассказывать тему в таких условиях тоже невозможно.

дисциплина на уроке

Для успокоения общего шума и восстановления дисциплины стоит запомнить и применять несколько правил:

  1. Важно постоянно поддерживать контакт с детьми и отслеживать их малейшее отвлечение от предмета. Если какой-то один ребенок потерял нить повествования, отвлекся в окно или начал обращаться к другим детям, можно задействовать его, задать вопрос, попросить выйти к доске.
  2. Если «снежный ком» не удалось остановить в самом зародыше, дети начали шуметь и баловаться, учителю лучше замолчать вообще и выждать паузу. Как правило, такой прием срабатывает, и в классе устанавливается тишина. После этого нужно строго и серьезно, но не повышая голоса, сказать, что урок будет продолжаться только при наличии внимания и соблюдения тишины.
  3. На детей нельзя кричать, лучше вообще не повышать голос. С самого первого урока с новыми учениками важно показать им уважение к их личности, не принижать их стараний и заслуг, не пренебрегать ни одним ребенком. Получить уважение от учеников можно только в ответ на собственное аналогичное отношение.
Дети шумят и балуются по двум причинам: либо им неинтересно, либо они знают, что могут позволить себе это делать. Поэтому важно сразу установить такие правила, чтобы это поведение было недопустимым.

Маленькие хитрости опытных учителей

Безусловно, учителю со стажем проще вести урок и наладить дисциплину в классе. Молодые педагоги могут перенимать опыт и прислушиваться к советам квалифицированных преподавателей, чтобы изначально избежать многих ошибок в общении с учениками.

Например, многие опытные учителя говорят, что с самого начала пытаются понять, кто в классе «заводила». Как правило, это самый шумный и заводной ребенок, на которого многие другие смотрят с восхищением и готовы поддержать, если он начинает баловаться. Выделив такого ученика или даже нескольких, опытный учитель старается постоянно контролировать его внимание и умеет задействовать его в уроке, чтобы у него не оставалось времени и желания на отвлечения.

Еще одной хитростью, которая позволяет завладеть детским вниманием, является перемещение учителя по классу. Объясняя новый материал или контролируя написание самостоятельной работы, можно передвигаться по классу, сесть за одну из парт, стать в противоположном углу комнаты. Такое действие заинтересует детей и собьет их с привычного знакомого поведения педагога.

дисциплина на уроке

Использование подручных материалов и нестандартных методов объяснения давно помогает многим педагогам не только владеть вниманием учеников и организовать дисциплину, но и более доступно объяснять новый материал.

Рисунки, графики, видеоролики, диаграммы и схемы, тесты и загадки – все эти инструменты меняют привычный ход урока, дают возможность детям усвоить тему, разрядить обстановку погруженности в книгу, разнообразить метод изложения.

Чтобы организовать дисциплину на уроке, нужно понимать детей и их потребности. А для этого придется понять, чем они живут, что их беспокоит, и как их заинтересовать в любом возрасте. Этим и отличается хороший педагог от обычного – умением находить общий язык с любыми учениками.


Исходная статья